Ровно 100 лет назад – осенью 1919 года – в обезлюдевшей голодной Москве открылся Музей живописной культуры – совершенно новая для своего времени лаборатория по выплавке новых форм и техник в живописи и производству новой революции в искусстве.
Впрочем, первым идею создания Музея современного искусства предложил ещё в 1912-м художник Иосиф Школьник, член первого авангардистского общества «Союз молодёжи». Правда, в те годы у авангардистов не было средств, чтобы купить или нанять подходящие помещения для экспозиции. В 1919 году в распоряжении авангардистов оказался уже государственный бюджет: сам нарком Анатолий Луначарский утвердил список из 143 художников, творчество которых должно было стать образцом для нового революционного искусства.
Также для формирования музейного фонда была создана закупочная комиссия, в которую вошли знаменитые художники Павел Кузнецов, Владимир Татлин, Казимир Малевич и Софья Дымщиц-Толстая, а возглавлял её Василий Кандинский.
И вскоре на художников, чудом выживавших в суровых условиях Гражданской войны, пролился живительный финансовый дождь. Статистика такова: с конца 1918-го по декабрь 1920 года было приобретено 1926 произведений у 415 авторов-художников на сумму более 26 миллионов (!) рублей. За каждое произведение выплачивалось от 700 до 7 000 рублей – при средней зарплате квалифицированного рабочего в 600 рублей в месяц.
Живопись Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой, которые жили в Париже (но свои картины хранили в Москве у матери Ларионова) и вовсе оценили в 10 тысяч рублей за каждый холст.
Впрочем, члены закупочной комиссии был готовы платить и больше. Так, в списках картин, необходимых для музея, значились полотна Пабло Пикассо и Андре Дерена. Предпринималась даже попытка, хотя и безуспешная, заполучить в ведение МЖК коллекцию картин Ивана Морозова. Но постепенно тема иностранного авангарда отошла на второй план.
Не была реализована и идея создания сети МЖК, чтобы в каждом российском губернском городе был бы свой музей авангарда. Хотя только за период 1919–1921 годов по 32 городам страны было разослано более полутора тысяч полотен, которые осели по художественным музеям Вятки, Екатеринбурга, Казани, Самары, Смоленска, Нижнего Новгорода, Костромы и так далее. Дальше процесс не пошёл: большевики сменили политический курс, запустили нэп, а у авангардистов понемногу закончились бюджетные деньги.
Сам МЖК прожил всего десять лет, постоянно меняя название: он именовался то Музеем живописной и пластической культуры, то Музеем художественной культуры. В 1924 году, когда музей обрел статус филиала Третьяковской галереи и обосновался в здании Вхутемаса на Рождественке, студенты с энтузиазмом реагировали на каждую выставку или лекцию.
Но в 1929 году Музей живописной культуры официально упразднили, передав его собрание под управление Третьяковской галереи.
Нынешняя выставка «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры» впервые представит реконструкцию экспозиции Музея живописной культуры, восстановленной по архивным документам.
По словам куратора выставки старшего научного сотрудника ГТГ Любови Пчёлкиной, первоначально речь не шла о полной реконструкции того, что происходило в Музее живописной культуры.
– Когда мы начинали работать над этим проектом, то даже не мечтали, что сможем понять и реконструировать тогдашнюю развеску. Но удалось найти справочники-путеводители того времени, где экспозиция была описана буквально по залам, с порядком расположения вещей. Нашлись и фотодокументы, которые совпали с описаниями в тех публикациях.
Правда, по архивным фотографиям удалось восстановить не саму первую экспозицию, открывшуюся в 1920 году на Волхонке, а выставку 1924 года, когда МЖК обосновался на Рождественке.
Куда пойти: «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры» Новая Третьяковка
Адрес: Крымский Вал, 10, залы 39–42