ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет проект «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко» – выставку, открывающую посетителям жанр итальянского натюрморта и новые имена художников.
Долгое время эталоном жанра считалась живопись голландских мастеров. Итальянский натюрморт привлёк внимание исследователей лишь в 1920-х годах и стал одним из открытий XX века. Оказалось, что в Италии, стране классической культуры, натюрморт пользовался спросом и имел широкое распространение. При этом каждый культурный центр Италии сформировал свой неповторимый стиль. Например, в Неаполе живописцы специализировались на цветочных натюрмортах и «рыбных уловах», в Бергамо – на изображении музыкальных инструментов, а в Риме в моде были декоративные полотна с цветами и фруктами на фоне парков, которые нередко дополнялись скульптурными изображениями.
Куда пойти: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Адрес: Москва, Волхонка, 12
Возрастное ограничение: 12+
* * *
Галерея Vladey представляет проект «Улитка времени, или Как один невесёлый вечер превратился в целую жизнь…».
Масштабная экспозиция представляет работы более 50 художников, которые разрабатывают идеи неутилитарной архитектуры в живописи, графике, фотографии, скульптуре и инсталляциях. «Неутилитарная архитектура» – это шалаши, палатки, мавзолеи, дома-конструкторы. Место в галерее нашлось даже огромной лодке, которая буквально уткнулась носом в потолок одного из залов. В центре кураторского исследования – «архитектура улитки» как образ личного и творческого пространства и одновременно символ времени и дома, «который всегда с тобой».
Куда пойти: выставочное пространство Vladey
Адрес: Москва, Неглинная, 14, стр. 1а
Возрастное ограничение: 12+
* * *
В галерее Artstory открывается выставка-исследование «Три главы из жизни женщины», которая представит калейдоскоп высказываний двадцати одного художника на тему женщины и женственности.
Одной из задач проекта стала попытка проследить эволюцию женского образа, удивительного баланса между его силой и слабостью-хрупкостью, – по главам, которым соответствуют три возраста: детство, юность/зрелость и старость. Проект, в отличие от многих других примерно на ту же тему, не утверждает простую красоту телесности и в то же время не меняет оптику в сторону социальной повестки. Для галереи в первую очередь было важно собрать и показать максимально цельный образ женщины – в самых различных проявлениях.
Куда пойти: галерея Artstory
Адрес: Москва, Старопименовский пер., д. 14
Возрастное ограничение: 16+
* * *
Российская академия художеств представляет выставку произведений народного художника РФ и академика РАХ Антона Вячеславовича Стекольщикова «С чего начинается Родина».
Антон Стекольщиков – достойный представитель известной живописной династии. Он родился в семье известных живописцев – народного художника России Вячеслава Стекольщикова и заслуженного художника РФ Млады Финогеновой. Сам Антон провёл детские годы в Городке художников, затем получил классическое академическое образование в Суриковском институте под руководством Ильи Глазунова. И уже в дипломной картине «Крещение в возвращённом храме» Стекольщиков-младший обозначил свою верность наследию педагога. И теме возрождения России и духовных традиций православия.
Кстати, в соавторстве с отцом Антон Вячеславович стал победителем конкурса художников по росписи храма Христа Спасителя. Их конкурсное полотно «Вседержитель на троне» находится в экспозиции музея храма Христа Спасителя.
Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что работы Антона Стекольщикова ничуть не похожи на примитивные агитки времён расцвета социалистического реализма.
Куда пойти: выставочные залы Академии художеств
Адрес: Москва, Пречистенка, 21
Возрастное ограничение: 16+
* * *
Всероссийский музей декоративного искусства представляет новый поп-ап-проект «Придумали и сделали! Дизайн с чистого листа. Лилия Макарова».
Лилия Макарова – предметный дизайнер, куратор образовательных программ, победитель номинации «Промышленный дизайн» конкурса-биеннале «Придумано и сделано в России» 2022 года, новатор и изобретатель в области бумажной пластики.
Как обещают кураторы выставки, «зрители увидят акцентные предметы, выполненные в сложносочиненной технике бумажного формообразования. Они не имеют аналогов в своем роде, оформлены в законченном продукте под вдохновением эстетики оригами и киригами».
Куда пойти: Всероссийский музей декоративного искусства
Адрес: Москва, ул. Делегатская, д. 3
Возрастное ограничение: 12+
* * *
В белокаменном подклете Старого английского двора в парке «Зарядье» проходит выставка «Александр Дейнека. Курская аномалия». Она объединяет два крупных юбилейных события: 215-летие со дня рождения Николая Гоголя и 125-летие со дня рождения Александра Дейнеки. Экспозиция организована совместно с Курской государственной картинной галереей имени А.А. Дейнеки и Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) в рамках проекта #Подклет.
Основным экспонатом выставки станет работа «Тройка», написанная Александром Дейнекой в 1952 году к 100-летию со дня смерти Николая Гоголя. Полотно предоставлено Курской государственной картинной галереей – впервые за минувшие десятилетия его можно будет увидеть в подлиннике.
Кроме картины гостям покажут выпущенный в 1889 году экземпляр книги «Сочинения Н.В. Гоголя. Том третий. Похождения Чичикова, или Мёртвые души. Поэма». В оформлении использовано факсимиле из прижизненного издания поэмы 1846 года, выполненное по рисунку автора, где рукой писателя изображена тройка. С помощью мультимедийной коллекции проекта #Подклет зрители смогут ознакомиться с биографиями писателя и художника, рассказом об образе русской тройки в искусстве, а также кураторским разбором элементов картины Дейнеки.
Куда пойти: Старый английский двор
Адрес: Москва, Варварка, 4а
Возрастное ограничение: 12+
* * *
Монографическая выставка «Архитектор Владимир Кубасов» посвящена творчеству отечественного архитектора второй половины ХХ – начала XXI века, который вошёл в историю отечественной архитектуры как герой советского модернизма.
Среди знаковых для отечественной архитектуры построек авторства Кубасова – здание театра МХАТ им. М. Горького в Москве, здание речного вокзала в Ростове-на-Дону.
В экспозиции представлено более 250 предметов из фондов Музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Куда пойти: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева
Адрес: Москва, ул. Воздвиженка, д. 5/25
Возрастное ограничение: 12+
* * *
В основе спектакля «Хиросима» – одноименный репортаж и книга писателя и журналиста Джона Херси о бомбардировке Хиросимы в 1945 году.
Херси – один из основателей «новой журналистки» и жанра нон-фикшн – в своем репортаже принципиально не выносил суждения, не анализировал политический климат и не делал зловещих зарисовок с натуры, а попытался вглядеться в жизни тех, кто там был, рассмотреть судьбы выживших, которых в Японии называли «пережившими свет». Создатели спектакля представили замечательную историю о равновесии в разрушенном и изуродованном мире и о том последнем, что у нас остаётся, когда не остаётся ничего.
Ближайшие показы: 1 и 2 апреля
Куда пойти: пространство «Внутри»
Адрес: Москва, ул. Казакова, 8, стр. 3
Возрастное ограничение: 16+
* * *
«Жизнь Ж» – это трогательная пантомима в стиле ретро. В спектакле нет ни одного слова, но он понятен и близок любому, на каком бы языке он ни говорил и в какой бы стране ни жил. Эта история – жизнь двух женщин от детства до старости – смешная и печальная, трогательная и узнаваемая. Жанр спектакля определяется как «белая клоунада» для взрослых. Здесь есть над чем посмеяться, есть о чём подумать и погрустить.
Согласитесь, каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался о том, что такое любовь, разочарование, дети, старость, воспоминания и одиночество. Это рассказ про старые чемоданы, пластмассовых кукол и цикличность бытия, про жизнь с её многогранными проявлениями.
Ближайший показ: 1 апреля
Куда пойти: Театр им. М.А. Булгакова
Адрес: Москва, ул. Большая Садовая, д. 10
Возрастное ограничение: 12+
* * *
На экраны выходит картина Маттео Гарроне «Я – капитан» об африканских беженцах, осаждающих Европу.
Впрочем, это уже далеко не первый европейский фильм о мигрантах. К примеру, был «Море в огне» Джанфранко Рози о миграционном кризисе на острове Лампедуза. Там преобладал проблемный документализм, но Маттео Гарроне, экранизировавший «Пиноккио» и страшные сказки Джамбаттисты Базиле, не по этой части. Поэтому он переворачивает все привычные стереотипы и штампы о мигрантах и снимает ни на что не похожую историю о 16-летнем сенегальце Сейду Старре, которому довольно хорошо жилось в родном Дакаре: он любил болтаться по родному городу и петь рэп под тамтамы. Но в один прекрасный день вместе с двоюродным братом Муссой, насмотревшись в YouTube про жизнь поп-звёзд, решил: а чем мы хуже? Будем читать рэп и купаться в роскоши, а белые европейцы будут на нас молиться.
И молодые люди устремляются в Италию – через палящую пустыню Сахару, пыточные ливийские тюрьмы и бушующую стихию Средиземного моря. Пиком становится кульминационный эпизод, в котором юный герой, не умеющий даже плавать, должен провести через море ржавую мореходную посудину, до отказа набитую несчастными мигрантами – больными, стариками и детьми.
Возрастное ограничение: 18+
* * *
В прокат выходит «Ненормальный» – режиссёрский дебют актёра Ильи Маланина, открывший в этом году кинофестиваль «Дух огня» в Ханты-Мансийске.
Сюжет «Ненормального» на первый взгляд напоминает кинофильм «Временные трудности» – про то, как суровый отец в исполнении Ивана Охлобыстина излечивал своего сына от ДЦП путём гимнастики и упражнений, а ещё систематических унижений и психологического насилия. В результате отпрыск становился здоровым и вполне успешным бизнес-коучем. В картине «Ненормальный» отчим в исполнении Александра Яценко излечивает приёмного сына от неизлечимого заболевания – митохондриальной миопатии. Правда, на сей раз в методах героя Яценко нет никакого насилия. Он искренне любит пасынка и в своей терапии следует за его склонностями и желаниями: например, заметив Колин интерес к музыке, отчим именно её делает ключом к их совместным занятиям. В итоге мальчик становится талантливым пианистом и композитором.
Также в фильме постулируется иной взгляд на то, что считать в обществе нормальным. Дескать, нормальность сильно переоценена: ведь «нормальные» люди вроде Колиного родного отца, бросившего семью, как только сыну поставили диагноз, не выполняют своих обещаний, обманывают и предают, считая всё это нормой.
Возрастное ограничение: 12+