Краеведческие музеи в российских малых городах – это повод приехать в город, с которым тебя не связывает ничего, кроме возможности прокатиться туда одним днём. От активности и широты взглядов руководителя такого музея во много зависит позиционирование города – не побоюсь этого слова – в мире.
Традиционные краеведческие музеи, вышедшие из советских времён, сегодня соперничают с маленькими частными музеями, созданными энтузиастами и фантазёрами. Как не проиграть в таком соперничестве? Наверное, моей выборки недавно посещённых провинциальных музеев – в Дмитрове, Кашире, Ногинске, Бронницах, Мытищах, Зарайске, Старице, Весьегонске, Кимрах, Кашине – хватит для того, чтобы сделать кое-какие выводы.
В СССР было сложное отношение к краеведению и местной идентичности. Расцвет краеведения в мире пришёлся на момент распада великих империй – Российской, Германской, Австро-Венгрии, Великобритании. Местная идентичность, локальная история, которая должна заменить собой большую имперскую историю, показались спасением в момент, когда рушился старый мир. Местные поводы для гордости позволяют зацепиться за что-то надёжное.
Энтузиасты стали узнавать о том, чем их уезд отличается от соседнего, и доузнавались до того, что в Советском Союзе краеведение стало считаться опасным вольнодумством. С одной стороны, вроде как хорошо, когда люди любят родной край и изучают его историю. Но лучше бы они не углублялись дальше истории советской, думали секретари обкомов по идеологии. А то ведь там, в глубине веков, можно проникнуться уважением к святым подвижникам, жившим в этих краях, и – чего доброго – поверить в Бога, начать хлопотать об открытии храмов. А ещё краеведение дает понять, что князья и бояре не всегда были лишь эксплуататорами, а ещё и вставали на защиту своего удела, зачастую защищая его не от татар каких-нибудь, а от Москвы.
В 30–40-е годы краеведческие музеи были заботой ещё дореволюционных энтузиастов. Калязинский Иван Фёдорович Никольский, который сумел спасти фрески разрушенного при строительстве Угличского водохранилища Свято-Троицкого Макарьевского монастыря и мощи преподобного Макария Калязинского, – один из ярчайших примеров таких подвижников-бессребреников. Он руководил местным краеведческим музеем 52 года. Родился в 1898 году, в 1925-м возглавил Кашинское краеведческое общество. Когда монастырь разрушали, он сам на саночках вывозил в музей экспонаты. Он составил подробное описание и монастыря, и разрушенных дворянских усадеб Кашинского и Калязинского уездов. Умер Иван Фёдорович в доме престарелых во Ржеве в полном одиночестве в 81 год.
В 1960-х было решено завязывать с такими вольностями. Музеи стали подгоняться под единый стандарт, так же как в те годы подгонялись под единый стандарт жилище, одежда, взгляды советского человека.
Концепция краеведческих музеев была рассчитана на школьников, которые, переходя из зала в зал, как будто прыгают из одного учебника в другой. Сначала учебник природоведения (раздел «Природа края»), потом учебник истории Средних веков, затем уголок с горшками, прялками и национальными костюмами. Если повезёт и в этих краях жил или бывал выдающийся писатель, будет немножко учебника литературы. Например, первое издание «Евгения Онегина», ряд глав которого Пушкин писал, гостя в усадьбе Берново под Старицей у своих друзей Вульфов. Или тапочек уездной барышни, которая, возможно, видела поэта. Затем сразу случаются революция, гражданская и Великая Отечественная война, послевоенное восстановление экономики.
Музеи даже в самых отдалённых уголках страны можно было создавать быстро силами местных специалистов, набранных по комсомольским путёвкам.В отделе природы – чучела медведя и глухаря, в этнографическом – манекены в костюмах и «кусочек» избы.
Экспонаты были просто разложены по полочкам: археологические находки, письма с фронта, книжки и фотографии. Перечисление фактов без интерпретации, дабы чего не вышло.
Сегодня большинство провинциальных музеев доживают в этой парадигме. Кадровый кризис, общий для российской глубинки, особенно отражается на сфере культуры. Заведующие музеями часто меняются. Чаще всего это женщины, которым сложно настаивать на каком-то своём видении концепции музея. Правила игры диктует местная власть, которой всё это не интересно, а обновление экспозиции – дело дорогостоящее. У меня перед глазами печальный пример Тверского краеведческого музея: его закрыли на реконструкцию лет 10 назад и так с тех пор и не открыли до конца. Сейчас так и не открывшийся музей вообще хотят перевести из исторического здания в центре города за Волгу – туда, где его не смогут найти приезжие любознательные туристы.
Какие критерии поставить для того, чтобы отделить «хороший, интересный» краеведческий музей от «старого, скучного, нехорошего»? Мне кажется, что главное – позволяет ли музей что-то понять об идентичности места.
Очень любопытный музей оказался в подмосковных Мытищах. Он расположен на первом этаже современного дома, и мы решили его посетить из-за мини-музея поэта Николая Глазкова – в Мытищинском музее самая большая коллекция «самсебяиздатовских» (термин самого Николая Глазкова) его сборников. Глазков был и поэтом, и литературным персонажем. Ироничный, парадоксальный, его стихи ходили по стране, как фольклор:
Я на мир взираю из-под столика,
Век двадцатый – век необычайный.
Чем столетье интересней для историка,
Тем для современника печальней!
В Мытищах поэт жил несколько десятилетий летом на даче.
Кстати, рядом с залом Глазкова ещё один мемориальный зальчик – поэта Дмитрия Кедрина, трагически погибшего в 1945 году (его нашли под железнодорожной насыпью). Хороший поэт и загадочная смерть – история, достойная детективного романа.
Адрес музея: Мытищи, ул. Мира, дом 4.
Второй по интересности – краеведческий музей в Дмитрове. Здесь важно не пропустить два его филиала: дом-музей Петра Кропоткина и дом-музей священномученика Серафима (Звездинского). Пётр Алексеевич Кропоткин, князь, выдающийся теоретик анархизма, учёный-географ и геоморфолог, жил в Дмитрове с 1918 года. Основы местного музея заложил именно он.
Священномученик Серафим, епископ Дмитровский, был одним из великих исповедников страшного века гонений на церковь, расстрелян в 1937 году.
Увы, оба дома – не совсем подлинные. Дом Кропоткина почти сгорел в 2004 году, восстановлен. Дом владыки Серафима занимало какое-то учреждение, его восстановили по немногим уцелевшим фото. Но восстановлены дома очень атмосферно, и экспозиции в музеях действительно позволяют проникнуться судьбой этих выдающихся людей.
Адрес Дмитровского краеведческого музея: Дмитров, ул. Загорская, 17.
Адрес дома-музея Кропоткина: Дмитров, Кропоткинская ул., 95.
Дом-музей сщмч. Серафима (Звездинского): Дмитров, ул. Подлипичье, 13.
Каширский краеведческий музей открыл единственную в мире экспозицию, посвящённую серебристым облакам. Выдающийся учёный, астроном, исследователь серебристых облаков Николай Иванович Гришин исследовал это прекрасное небесное явление. А в 50 лет положил на стол партбилет и стал открытым верующим, псаломщиком в Троицком храме в Москве. В 1993 году отец Николай Гришин (рукоположен в священники в 1979 году) стал первым настоятелем открывшегося заново Успенского собора в Кашире. Он скончался в 1998 году. В его память в Кашире проходит фестиваль «Серебристые облака».
Адрес Каширского краведческого музея: ул. Советская, д. 46.
Ногинский краведческий музей мы посетили в годовщину смерти Виктора Ногина. Первый советский министр промышленности скончался от перитонита 22 мая 1924 года. И по обычаям того времени в честь него переименовали город Богородск, где он в юности работал на фабрике Арсения Морозова. Про Ногина в экспозиции почти ничего нет. Зато есть великолепная экспозиция, посвящённая Богородскому пехотному полку, полностью погибшему в 1914 году. Эти прекрасные лица мобилизованных богородских жителей на фотографиях, их письма, личные вещи… Действительно, важный факт местной идентичности. Причём весьма актуальный сейчас, когда мы мало что знаем о тех мобилизованных, которые гибнут в нынешних боевых действиях.
Адрес: г. Ногинск, пл. Бугрова, 2.
Заправскому краеведческому музею повезло с дислокацией. Это Зарайский кремль, и он безусловно входит в число обязательных для посещения достопримечательностей Подмосковья. Рядом собор с чудотворной иконой Николы Зарайского с её фантастической историей.
Основу музейной экспозиции составила коллекция произведений декоративно-прикладного искусства, принадлежавшая графине М.А. Келлер. Неожиданная для российской провинции экспозиция отличных образцов предметов обихода, мебели, картин XVII – начала XX веков нравится всем.
Адрес: г. Зарайск, Музейная ул., 1А.
Бронницкий краеведческий музей в нашей коллекции оказался самым неинтересным. Хотя мы многого от него ожидали. Недалеко от Бронниц находилось поместье знаменитого масона и издателя Николая Новикова, главой Бронниц был внук Александра Пушкина, тоже Александр Пушкин. У собора Архангела Михаила погребены декабристы: друг Пушкина Иван Пущин и генерал Михаил Фонвизин. Вдова Михаила Фонвизина Наталья стала женой Ивана Пущина, обоих своих мужей она похоронила рядом со своими имениями.
Адрес: Бронницы, ул. Советская, д. 71.
Весьегонский краеведческий музей оказался хоть и маленьким, но неожиданно интересным. Здесь много старинных вышивок и других артефактов из почти не сохранившейся местной финно-угорской истории. А также экспозиция, посвящённая затопленному Рыбинским водохранилищем старинному Весьегонску.
Адрес: Весьегонск, Весьегонский р-н, ул. Карла Маркса, д. 97.
В Кимрском краеведческом музее местную идентичность представляют изделия знаменитых кимрских сапожников-кустарей. Это тоже всем нравится – разглядывать старинную обувь, мысленно примерять её на себя.
Адрес: Кимры, ул. Урицкого, д. 8/13.
Калязинский краеведческий музей им. И.Ф. Никольского сейчас находится в стадии переезда из Богоявленского храма в заволжском районе Свистуха в особняк Полежаевых в центре города, у знаменитой затопленной колокольни.
Адрес: Калязин, Богоявленская площадь, 1.
Старицкий краеведческий музей из храма уже переехал – он находился в Введенской церкви Старицкого Успенского монастыря, построенной некогда по заказу Ивана Грозного. Стараниями благотворителей для музея построено новое здание, но его наполнение пока оставляет желать лучшего. Всё по старой советской схеме.
Адрес: Старица, Старицкий р-н, ул. Володарского, д. 38.