И первое слово возникло буквально на днях – это же «ИзоИзоляция», новый культурный феномен, рождённый карантином и уже понятный по всему миру без перевода.
* * *
28 марта 2020 года Катерина Брудная-Челядинова, сотрудница компании Mail.ru, нарисовала своему мужу «бородку» оранжевой акварельной краской. В таком виде сфотографировала супруга на айфон – ну вылитый автопортрет Ван Гога.
Снимок она повесила в Фейсбуке и передала флешмоб друзьям: «Товарищи, ударим культурным флешмобом по коронавирусной изоляции. Присоединяйтесь. Ключевое: только подручные средства и никакого фотошопа. #изоизоляция!»
– Это была суббота, а уже к понедельнику стало ясно, что это всё надо где-то аккумулировать, чтобы работы не расползались по всему Фейсбуку, – говорит сама Катерина Брудная-Челядинова. – 30 марта я создала группу и позвала всех, кто принимал участие во флешмобе.
А ещё через сутки в группу вступила первая сотня подписчиков, каждый из которых решил создать в домашних условиях свои версии мировых шедевров. К концу недели количество участников флешмоба перевалило за 250 тысяч человек, а Катерина решила пригласить в группу первых модераторов.
Сейчас в группе уже 11 модераторов, так как работы идут бесконечным потоком.
Получилась очень русская по духу история – в том смысле, что основным достоинством русской культуры было умение осваивать чужое. Как писал Александр Блок:
«Мы любим всё – и жар холодных чисел,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё – и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...»
Вообще-то сам флешмоб с косплеем сюжетов знаменитых картин был запущен в сети сотрудниками американского Музея Гетти в начале марта, породив множество «клонов» в соцсетях. Но именно российские пользователи смогли превратить обычный и не слишком успешный флешмоб в настоящий мировой феномен.
В принципе, это легко объяснимо: именно об этом и пел Сергей Шнуров в своей знаковой песне «Экспонат»: «На выставке Ван Гога Я – главный экспонат».
Желание увидеть себя в роли героя известных картин объединило сотни тысяч людей по всему миру. В ход идёт всё: косметика, детские краски, туалетная бумага, окорочка, сосиски, стремянки, горы неглаженного белья, домашние животные… Но главный ингредиент – безудержная фантазия, помноженная на самоиронию.
– Всё получилось настолько внезапно, что мы все до сих пор в шоке, – рассказывает в многочисленных интервью Катерина Брудная-Челядинова. – Чуть больше чем за неделю маленький дружеский флешмоб превратился в большую социальную инициативу. Я думаю, что это связано с тем, что люди совершенно неожиданно для себя нашли какую-то отдушину в это непростое для нас время. Все сидят дома и уже не знают, чем заняться, а тут такой привлекательный проект. Конечно, качественным всё это дело назвать нельзя, однако инициатива подкупает, веселит и даёт знать о том, что пародию на картину может сделать любой. Некоторые люди делают свои работы настолько органично, что порой даже не понимаешь, что всё сконструировано с помощью подручных средств.
Интересно, что известное имя в проекте «ИзоИзоляция» подчас ничего не значит. Со своими картинами в группе появились Евгений Гришковец, Вероника Белоцерковская, Божена Рынска, но известность не принесла им большого количества лайков, хотя чья-то шедевральная работа здесь всего за 20 минут может собрать десять тысяч лайков. Люди ценят креатив и идею, а ещё здоровую самоиронию.
Любопытен и хит-парад мировых шедевров, которые чаще всего пародируют пользователи интернета. В лидерах сейчас женские портреты: «Девушка с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера, «Дама с горностаем» кисти Леонардо да Винчи, «Любительница абсента» Пикассо и «Девочка с персиками» русского живописца Валентина Серова. Много любителей «Черного квадрата» – видимо, потому что сам экран монитора ассоциируется с шедевром Казимира Малевича. Очень много пародий на «Влюблённых» Рене Магритта: на этой картине мужчина и женщина целуются в мешках, что, видимо, рождает ассоциации с сегодняшним временем, когда даже влюблённые ходят на свидания в масках. Популярен Модильяни и Дали. Любят и «Апофеоз войны» Василия Верещагина. Особенно после того, как кто-то выложил гору черепов из пельменей, подобные сюжеты пошли рекой.
Многие копируют «Крик» Эдварда Мунка. Пожалуй, самым оригинальным «Криком» стала работа Натальи Рубиной, которая просто проделала дыру в плакате с картиной на месте, показывающем голову мучительного человека, а затем заставила свою собаку просунуть в дыру свою голову.
Но иногда встречаются и более масштабные полотна с множеством героев. Так, например, Татьяна Фрунза с семьёй сделали пародию на картину Фёдора Решетникова «Опять двойка»:
– Мы сидим дома с 20 марта. Нас в квартире четверо человек плюс кот. Поскольку у нас очень весёлая и креативная семья, мы, недолго думая, решили принять участие во флешмобе. Картину «Опять двойка» выбрал отец семейства, потому что количество персонажей совпало с количеством членов нашей семьи. И кот обожает старшего сына точно так же, как и собака на картине любит двоечника.
* * *
За считанные недели о феномене «ИзоИзоляции» узнали и на Западе. Информационное агентство Associated Press выдало новость: «Русские украшают изоляцию воссозданием произведений искусства».
Вскоре культовый портал «My Modern Met» о современном искусстве запустил без перевода слово «Izoizolyacia». Термин подхватила и телекомпания Evronews: «Проект российских пользователей соцсетей „Izoizolyacia” из дружеского флешмоба превратился в масштабную акцию и всего за пару недель стал хитом Фейсбука. Он насчитывает уже более 420 тысяч подписчиков не только из России, но и пользователей из Канады, США и европейских стран».
А вот американская The New York Times: «В изоляции от физического мира люди, укрывающиеся на месте под защитой от коронавируса, ищут новые глубины связи в Интернете. У многих есть много времени на руках, или дети развлекаются. И среди мрачности пандемии некоторые сообщают о всплеске творчества. Возможно, это помогает объяснить, почему почти месячная группа в Фейсбуке насчитывает более 540 000 участников. Он был основан в Москве руководителем проекта в технологической компании, и его основным языком является русский, но более трети его членов живут за пределами России...»
https://www.nytimes.com/2020/04/25/world/europe/russia-Facebook-art-parodies.html?fbclid=IwAR2t5fnuCVQKtu-jYrgQVgvZ7ZK7LnfYkfLw2cTTr-dwx41yMfj6XL_Gq1E
Британская ВВС уже попыталась проанализировать работы «ИзоИзоляции» с социально-политической точки зрения: «Люди живут неплохо. У них есть осветительные приборы, грим, раритетные вещи дома. Можно сказать, что в социальном смысле это своеобразный портрет среднего класса, и довольно благополучного. Несмотря на то что среди выбранных произведений много весьма предсказуемых, общеизвестных вещей, также есть много индивидуального. Это говорит о том, что люди листают альбомы, ходят в музей, то есть это люди обеспеченные...»
– Писал вчера мальчик из Италии. – рассказывает Катерина Брудная-Челядинова. – Он на английском языке писал о том, насколько эта группа вытащила его из пучины трагедии, которая разыгрывается вокруг него. Я не могла сдержать слез, потому что, если это может принести радость кому-то и где-то на другом конце мира, то всё это делается не зря.