29 октября Театр имени Владимира Маяковского отмечает 102-й день рождения, и этому событию посвящается специальный Праздник музыки и поэзии. Разные поколения артистов Маяковки исполнят стихи и песни – от эффектного Серебряного века через тихие 60-е к дерзким 90-м и 2000-м. В этот вечер артисты и зрители поменяются местами: первым предстоит обжить зал и превратить его в сценическое пространство, а вторые увидят действие с точки зрения артистов, сидя на исторической сцене Театра.
Куда пойти: Театр им. Вл. Маяковского
Адрес: Москва, ул. Большая Никитская, 19/13
Возрастное ограничение: 12+
* * *
Не зря говорят, что ностальгия по «лихим» 90-м уже выходит из трендов. В Театре Маяковского решили окучить ностальгию по нажористым «нулевым», выпустив премьерный спектакль «2007» о юности нынешних тридцатилетних.
«Молодое поколение до 30 лет, услышав о 2007 годе, загадочно улыбается и просит: «Верните мне мой 2007-й», – говорится в пресс-релизе театра. – Это не просто интернет-мем, это символ времени, когда на пике моды была альтернативная музыка, яркое самовыражение, субкультуры, подростковый бунт…»
Но вообще-то начало мему положил Дмитрий Медведев – тогда ещё президент России. В ноябре 2011 года Медведев на встрече с журналистами произнес: «Никто никогда не вернется в 2007 год». Дескать, отката в прежнее сытое время углеводородной ренты не будет, курс на модернизацию в стране продолжится.
Фраза многих задела за живое и все принялись вспоминать: каким же был этот 2007 год – последний год спокойной жизни. Ещё не было глобального финансового кризиса, войны в Грузии и начала противостояния с Западом. Ещё не было айфонов и засилья соцсетей, все сидели в аське и вели разговоры о всепобеждающей силе гламура. Но у молодежи оказались свои представления о 2007 году – это был самый пик расцвета субкультуры готов и эмо. И гаражного инди-рока – в топе были песни групп Stigmata, Amatory, Jane Air и т.д.
Со временем слоган «Верните мне мой 2007» стал символом повзрослевших эмо-кидов – тех, кто уже состриг челки в пол-лица, остепенился и принялся сам нянчить детей.
И вот, художественный руководитель Театра Маяковского Егор Перегудов решили сделать праздник ностальгии для поколения 35+.
В основе спектакля пьеса Дмитрия Крестьянкина про любовь и свободу, а также много хитов 2007 года.
Дмитрий Крестьянкин: «В этой истории мы пытаемся зафиксировать такое состояние, когда молодой человек влюбляется настолько сильно, что всё – гибель! Эмоции на разрыв. Именно это было трендом, а не осознанность и гармония, как сегодня. В 2007-м делалось всё, чтобы вывести себя и этот мир из равновесия, раскачать эмоциональность на максимум и плыть под парусами тяжёлой музыки. Таким будет и наш спектакль».
Премьерный показ спектакля состоится 26 и 27 октября.
Куда пойти: Театр им. Вл. Маяковского
Адрес: Москва, ул. Большая Никитская, 19/13
Возрастное ограничение: 12+
* * *
Ещё одна премьерная работа Театра Маяковского – спектакль «Симон», поставленный по роману Наринэ Абгарян, одного из главных авторов современной русскоязычной прозы – в 2020 году The Guardian включила её в шестерку самых ярких авторов Европы. А её роман «Симон» в 2021 году прошёл в финал премии «Большая книга» и победил в читательском голосовании.
Действие спектакля «Симон» разворачивается в горном армянском городке, где умирает каменщик и прославленный донжуан Симон. Попрощаться с бывшим возлюбленным в дом к вдове приходят все его женщины. У каждой из них своя история встречи и расставания с пусть неидеальным, но чутким и любящим человеком. И каждая история – путь с абсолютного дна жизни непременно к свету. «Всякая горесть делает нас сильнее. Иначе не бывает. Всякая радость ничего не просит. Она остаётся с нами навсегда».
Поставил «Симона» Денис Хуснияров, обладатель премий «Прорыв» и «Золотой софит», номинант «Золотой маски», с 2023 года возглавляющий Самарский театр юного зрителя «СамАрт». Сам о постановке он говорит так:
– В спектакле мы пытаемся говорить о простых вещах, порой даже банальных. Любовь. Сочувствие. Радость. Боль. Нежность. Но именно об этом говорить сложнее всего. Это такие чистые материи, с которыми трудно работать, потому что они очень простые, а над этими простыми вещами размышлять сложно и уж тем более воплотить их в сценическую жизнь. Об этом мы думали и старались, чтобы эти вещи не прозвучали банально, чтобы они очень просто доходили до зрителя.
Ближайшие показы: 23, 25 октября.
Куда пойти: Театр им. Вл. Маяковского
Адрес: Москва, ул. Большая Никитская, 19/13
Возрастное ограничение: 12+
* * *
«Театр на Трубной» представляет иммерсивный променад «На Трубе» – удивительное путешествие во времени и пространстве. В XIX веке в Доме на Трубе находился ресторан «Эрмитаж», где знаменитый шеф-повар придумал одноимённый салат, который в конце спектакля предлагают всем зрителям вместе с бокалом шампанского. Сегодня же семь знаменитых артистов оживят мифы и легенды конца XIX – начала XX столетия – зритель почувствует себя студентом и отметит Татьянин день, побывает на свадьбе у Чайковского, послушает речь Достоевского и Чехова, услышит романсы Вертинского.
Билеты, купленные в сектор Оливье+ужин, включают в себя ужин с заявленным актером после окончания спектакля. Например, 23 октября состоится ужин с Заслуженным артистом РФ Вадимом Колгановым, 24 октября – с Заслуженной артисткой РФ Еленой Санаевой.
Куда пойти: Театр на Трубной
Адрес: Москва, ул. Неглинная, 29, стр. 1
Возрастное ограничение: 18+
* * *
В театре «Кашемир» – спектакль-поэма «Москва-Петушки» по культовой книге Венедикта Ерофеева. Это, пожалуй, самое необычное прочтение поэму в интерпретации режиссера Федора Малышева – ученика самого Петра Фоменко. Он сумел из внутреннего монолога Венички в исполнении Ивана Добронравова сделать динамичное повествование, просмотр которого вызывает у зрителя то смех до слез, то слезы с улыбкой.
Выпивающий интеллигент и интеллектуал Веничка выезжает утром в пятницу с Курского вокзала в Петушки, где его ждет прекрасная девушка с не менее прекрасным ребенком. Пассажиры электрички, в которой он едет, – публика разношерстная и необычная: дедушка с внучком, импозантный интеллигент в костюме и при шляпе, дама в образе Барбары Брыльской, но порванных колготках, челночник с китайской клетчатой сумкой.
Ближайший показ: 23 октября
Куда пойти: Дворец на Яузе
Адрес: Москва, пл. Журавлёва, 1
Возрастное ограничение: 12+
* * *
В театре «Et Cetera» – премьера спектакля «Чайная» по мотивам пьесы классика китайской литературы, прозаика, драматурга, публициста Лао Шэ. Спектакль был поставлен в рамках режиссерской лаборатории выпускницей ГИТИСа Ичэнь Лю. Она родом из Китая и свой спектакль выстраивает в традициях китайского театра.
Место действия пьесы – чайная «Юйтай», время действия – долгие 60 лет. О трёх эпохах китайской истории рассказывает жизнь этой классической «Чайной», в которой «болтать о государственных делах воспрещается!». Здесь встречаются самые разные люди, происходят судьбоносные и самые ничтожные события, её обитатели успевают постареть, достигнуть успеха и разом все потерять.
Постановка даст возможность погрузиться в китайский мир, наполненный многовековыми национальными традициями, самобытным мышлением, восточной философией. Артисты увлеченно осваивают законы другой театральной школы, когда жест столь же важен, как и слово, когда смысл возникает из музыки, танца и поэзии.
Автор сценической версии - Ульяна Петрова
Куда пойти: театр Et Cetera п/р Александра Калягина
Адрес: Москва, Фролов пер., 2
Возрастное ограничение: 16+
Ближайшие показы: 26 и 30 октября
* * *
Музей русского импрессионизма после реэкспозиции откроется выставкой «Новое общество художников» об одноименном творческом объединении начала XX века. Среди множества союзов и товариществ НОХ выделялось своими демократическими принципами: в залах пересекались самые разные стили и течения, а работы Александра Бенуа соседствовали с произведениями Василия Кандинского. Посетители увидят живопись и графику творческой пары и основателей общества Дмитрия Кардовского и Ольги Делла-Вос-Кардовской, а также Бориса Кустодиева, Алексея Щусева, Михаила Врубеля и других участников объединения. Полотна, созвучные настроениям и темам Серебряного века, будут сопровождаться отрывками из произведений Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, Александра Блока и Михаила Кузмина.
Участников Нового общества художников объединяла любовь к искусству, вкус к изящному и стремление самосовершенствоваться. Подобно экспозициям объединения в залах музея встретятся академики Пётр Нерадовский и Евгений Лансере, мирискусники Александр Бенуа и Александр Головин, символисты Николай Милиоти и Николай Крымов, неоклассики Владимир Щуко и Иван Фомин. Часть экспозиции будет посвящена одному из фаворитов публики 1900-х годов — Константину Богаевскому. Его насыщенные деталями полотна-«гобелены» с видами древней Киммерии предстанут в сопровождении стихов «великого Пана Коктебеля» Максимилиана Волошина.
Куда пойти: Музей русского импрессионизма
Адрес: Москва, Ленинградский пр., 15, стр.1
Возрастное ограничение: 0+
* * *
Экспозиция аванзала и анфилады «Центра Искусств. Москва» посвящена искусству Императорских дворцов. Представлена живопись, происходящая из собраний российских императоров, великих князей и княгинь, а также художники, ценимые Императорским домом Романовых. В их числе популярные пейзажисты рубежа XIX – XX веков: Гавриил Кондратенко и Виктор Батурин, пейзажная живопись Федора Васильева. Например, его работа «Вид Ай-Петри с Мисхора» (1873) является одной из последних в художественном наследии мастера, прожившего всего 23 года. Великий князь Владимир Александрович сделал заказ Васильеву на исполнение четырех панно для ширмы, которые создавались в подарок императрице Марии Александровне (супруге Александра II).
В центральной части анфилады представлена самая яркая коллекция картин Ивана Федоровича Шультце, дружившего с семьей Романовых и великой княгиней Ольгой Александровной.
Кстати, с великой княгиней Ольгой Александровной связано другое полотно из экспозиции анфилады – «С отъездом» Михаила Васильевича Нестерова. Именно это полотно долгое время хранилось в личном собрании великой княгини и даже было увезено вместе с ней в эмиграцию в Данию.
Куда пойти: Центр искусств
Адрес: Москва, ул. Волхонка, 15
Возрастное ограничение: 0+
* * *
В Музее Гаража особого назначения открылась выставка «Железнодорожная модель». Событие приурочено к юбилею Байкало-Амурской магистрали: 50 лет назад стартовал основной этап её строительства – ударная комсомольская стройка.
На площади более 200 кв. метров построили один из крупнейших в России действующих железнодорожных макетов.
На выставке будут представлены уникальные артефакты, редкие кино – и фотодокументы эпохи, погружающие посетителя в атмосферу тех героических лет. Посетители смогут увидеть в динамике действующие железнодорожные станции, регулярное движение поездов по расписанию и «модельному времени», стремительные скоростные поезда и неспешно ползущие грузовые составы с паровозами.
Куда пойти: Музей Гаража особого назначения ФСО России
Адрес: Москва, проспект Мира, 119, павильон №53-54
Возрастное ограничение: 6+
* * *
В Центральном Доме работников искусств открывается выставка «Гордость России – Палех», посвящённая 100-летию искусства палехской лаковой миниатюры. Выставка представляет современные работы палехских мастеров. Палех по-прежнему остается ведущим центром лаковой миниатюры.
Одно из востребованных направлений в искусстве Палеха последних десятилетий – религиозная живопись. Современные палехские иконописцы выполняют заказы по изготовлению иконостасов, росписи храмов, пишут небольшие моленные образы.
Палехские росписи украшают главные храмы Минска, Астаны, Ижевска, Воронежа и других городов.
Куда пойти: Центральный дом работников искусств
Адрес: Москва, ул.Пушечная, 9/6, стр. 1
Возрастное ограничение: 16+
* * *
В Михайловском замке Русского музея в Санкт-Петербурге открылась выставка «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения Брюллова».
Масштабная ретроспективная экспозиция представит около 300 произведений живописи и графики Карла Брюллова из собрания Русского музея и других ведущих музеев страны. Впервые экспонируется знаменитое полотно «Христос во гробе», которое благодаря усилиям спецслужб было возвращено в Россию.
Куда пойти: Михайловский замок Русского музея
Адрес: Санкт-Петербург, Садовая улица, 2
Возрастное ограничение: 0+
* * *
В Музее Востока открылась первая в России персональная выставка работ дочери покойного ливийского лидера Муаммара Каддафи «Аиша Каддафи. Дочь Ливии». Это первый проект художницы в России.
Дочь ливийского лидера принципиально не даёт названий своим работам. «Мои картины не имеют названия и описания, поэтому вы можете трактовать увиденные образы так, как подскажет вам ваш внутренний голос. Возможно, следуя за взмахом моей кисти, вы откроете для себя то, что заставит ваше сердце учащённо биться», – говорит о своём творчестве художница. Название есть только у одной работы – «Автопортрет». Впрочем, и без него любой узнает в изображении автора. В одной руке Аиша держит птицу, которая клюёт её руку, из раны струится кровь.
Куда пойти: Музей Востока
Адрес: Москва, Никитский б-р, 12а
Возрастное ограничение: 12+
* * *
К 100-летию московского сюрреалиста Юло Соостера галерея «Веллум» открывает выставку, посвященную его творчеству.
Юло Соостера называют одним из основателей московского концептуализма. А ещё – наиболее европейским из всех советских шестидесятников: эстонское происхождение дало художнику доступ к западной культурной и философской базе, который он умело использовал, создавая лучшие произведения в Москве.
В рамках проекта будут представлены как иллюстрации художника, – он оформил и проиллюстрировал около 80 книг для девяти московских издательств; так и эскизы к мультипликационным фильмам «Стеклянная Гармоника» (1968) и «Внимание! Волки!» (1970). Также в экспозиции будут использованы проекции произведений современников – Эрнста Неизвестного, Льва Нуссберга, вдохновившие Соостера на творчество.
Куда пойти: Арт-квартал «Гостиный двор»
Адрес: Москва, ул. Ильинка, д. 4
Возрастное ограничение: 18+