Крест, Тор, и Арабский халифат

Под конец археологического сезона Древний Новгород преподнёс роскошный подарок – невообразимый клад, который открыл новые страницы российской истории. Работы Института археологии РАН в центральной части Воздвиженского раскопа уже завершались в сентябре 2024 года, когда вдруг археологи под руководством К.К. Заболотной нашли денежно-вещевой клад. Это огромная радость, научная сенсация, всего четвёртый и самый крупный клад за всю историю новгородских раскопок, с 1932 года. 

Фото: Институт археологии РАН

Фото: Институт археологии РАН

По словам академика Валентина Янина, обнаружение клада здесь «является всегда желанным, но почти несбыточным событием». Тем не менее два из них нашли на Неревском раскопе. В 1953 году – 60 целых дирхамов и 811 обрезков и обломков. В 1956 году – 101 целую монету и 604 обрезка и обломка. 11 фальшивых дирхамов, отлитых из оловянистого сплава, обнаружили на Троицком раскопе в 1998 году. И, наконец, в 2024 году мы обогатились Воздвиженским серебряным кладом весом аж в три килограмма. Это почти 1900 предметов, которые примерно во второй половине 970-х годов закопал кто-то в глубокую яму в глине будущей богатой усадьбы на Софийской стороне Великого Новгорода по современному адресу: ул. Воздвиженская, д. 6.

Раскоп небольшой: площадью всего 132 квадратных метра и глубиной 5 метров. В его границы попала центральная часть усадьбы с жилыми и хозяйственными постройками XII–XV веков. Там жили очень богатые люди с высоким социальным статусом, что подтверждают найденные раньше 1500 предметов, среди которых свинцовые актовые печати, товарные пломбы, металлические украшения костюма, бытовые и хозяйственные предметы.

Фото: Институт археологии РАН 
Фото: Институт археологии РАН 

Конечно, уже нельзя восстановить обстоятельства, кто закопал этот клад и где его взял. Но мы знаем, что в средние века в этой части города было оживлённо. Здесь находилась территория Людина конца, в 10 метрах отсюда проходила средневековая Воздвиженская улица. То есть таинственный клад лежал в земле тысячу лет, никем не замеченный.

По датировке монет можно утверждать, что сокровища не собирали долго. Их по какой-то загадочной причине заполучили довольно быстро, спрятали и почему-то потом не достали. За что могли уплатить 3 килограмма серебром? А может, это криминальная история? Пока на этот вопрос ответить нельзя. Без колебаний можно утверждать, что клад состоял из 1800 целых и поломанных серебряных монет и более 80 серебряных украшений. А это не просто драгоценности, это бесценный исторический материал, который можно читать, как книгу.

Фото: Институт археологии РАН 
Фото: Институт археологии РАН 

Молот Тора на дирхаме

Здесь встречаются монеты восточные, византийские и западные, что говорит о широких торговых контактах Новгорода и о том, что он был центром притяжения привозного монетного серебра. Сасанидская драхма шахиншаха Хосрова II (591–628), германский денарий императора Оттона I (936–973), девять византийских милиарисиев: восемь императора Константина VII Порфирогенета (945–959) и один – Иоанна Цимисхия (969–976). Больше всего в этом кладе куфических дирхамов, отчеканенных на монетных дворах Ближнего Востока и Центральной Азии. 500 из них уже атрибутировали, ведь Воздвиженский клад довольно типичен по составу для уже найденных в Восточной Европы и Скандинавии. Это дирхамы Арабского халифата, выпущенные правителями из династий Умайадов и Аббасидов в Васите, Мадинат ас-Саламе (Багдаде), Сук ал-Ахвазе, Амиде и других местах на территории современных Ирака, Ирана и Турции. Есть и эмиссии Хамданидов (амиров ал-Джазиры и Сирии), дайламитских (южный Прикаспий) династов Бувайхидов и Зийаридов, а также Саффаридов, чьей родиной являлась историческая область Сиджистан. Монеты с именами местных правителей – Микаила ибн Джафара и Талиба ибн Ахмада говорят о том, что Волжская Булгария в X веке играла главную посредническую роль в торговле между мусульманским Востоком, Древней Русью и сопредельными землями. Волжские булгары даже чеканили подражания куфическим дирхамам. Подавляющее большинство монет клада (в том числе золотые динары) принадлежит амирам из среднеазиатской династии Саманидов: от Исмаила ибн Ахмада (279–295 / 892–907 гг.) до Мансура ибн Нуха (350–366 / 961–976 гг.) включительно. Они выпущены в Андарабе, Балхе, Бухаре, Самарканде и Шаше.

Фото: Институт археологии РАН 
Фото: Институт археологии РАН 

Некоторые монеты имеют приклёпанные ушки, а это значит, что их носили в качестве украшений. На некоторых нацарапаны интересные граффити – изображение молота Тора.

У историков – свой взгляд на ценность той или иной находки. Но кажется, самой важной стал крест скандинавского типа, один из древнейших на Руси. Это серебряный крест с расширяющимися к концам ветвями с тремя дисками на концах. О чём это нам говорит? Христианские предметы появились в Новгороде до официального принятия крещения Владимиром. Можно думать, что не позднее 970-х годов представители новгородской знати верили в Иисуса Христа. Такие кресты вошли в бытование в Скандинавии и на Руси со второй половины X века и активно создавались до XII века. Три таких креста найдены в кладах второй половины X – первой половины XII века в Гнездове, Крыжове и Архангельске. Встречались они и в камерных погребениях Псковского и Киевского некрополей. Но те кресты были больше, искуснее сделаны, некоторые покрыты позолотой. Это означает, что они принадлежали богатым людям: социальной и военно-торговой элите.

Фото: Институт археологии РАН 
Фото: Институт археологии РАН 

Новгород – наше всё

Особый интерес представляют найденные украшения, потому что они расширяют наши знания о парадном женском костюме новгородской знати времени новгородского княжения Владимира Святославича (970–988 гг). Вот драгоценные пуговицы, собранные в грозди. Тиснёные пуговицы с большими ушками и утяжелённой нижней частью уже находились много раз, но их никогда раньше не находили в гроздьях. Археолог Надежда Платонова считает, что эти роскошества пришивались к женской распашной одежде. А значит, уже в 970-х годах в Новгороде носились драгоценности высокого ювелирного исполнения, и в одном уборе сочетались как скандинавские, так и восточнославянские изделия. Ещё оказалось, что височные кольца с зернёной бусиной появились уже в последней четверти Х века. В XI–XII веках височные кольца с металлическими бусинами стали значимой частью древнерусского женского убора.

Фото: Институт археологии РАН 
Фото: Институт археологии РАН 

Среди вещей клада – хрустальная шарообразная и девять стеклянных бусин, из которых восемь сделаны в технике миллефиори, бронзовая позолоченная подвеска и 72 украшения из высокопробного серебра. Большинство из них когда-то были частью ожерелий: шесть широкорогих декорированных зернью лунниц разных размеров с трубчатыми ушками, две щитообразные и одна ромбическая подвески с тиснёным орнаментом, четыре круглые подвески с филигранным накладным декором и 40 бусин разных форм. По мнению специалистов Института археологии РАН, вероятно, это остатки двух или трёх ожерелий. Многие серебряные бусины сильно потёрты в результате длительного использования, на двух подвесках заметны следы ремонта.

Фото: Институт археологии РАН 
Фото: Институт археологии РАН 

Поразительно, как не перестаёт нас каждый год удивлять этот потрясающий город. «Новгород для России – это, по существу, всё, говорил академик Янин. На территории Великого Новгорода существовало самое длительное по времени государственное образование, это исходная модель развития России».

Фото: Институт археологии РАН 
Фото: Институт археологии РАН 

И что ещё больше изумляет этот клад найден, можно сказать, случайно. На этом месте хотели строить дом для семьи человека по фамилии Бондаренко. Он оплатил проведение спасательных археологических раскопок, и те дали ошеломляющий эффект. Это ещё раз доказывает, что действующая система спасательных раскопок очень эффективна в древних городах. И она открывает нам новые горизонты в прошлом.

Читайте также