В новом корпусе Третьяковской галереи открылась крупнейшая монографическая выставка Виктора Попкова (1932–1974) — одного из ведущих мастеров советского соц-арта.
Самая известная работа Виктора Попкова - «Строители Братска», написанная в 1961 году после командировки на комсомольскую стройку Братской ГЭС. Полотно экспонировалось на всесоюзной выставке в московском Манеже и в следующем году вошло в коллекцию Третьяковской галереи, став не только визитной карточкой художника, но и этапом для истории советской живописи. Рабочих Попков изобразил не в процессе труда, как прежде, а как бы предстоящими перед нами – словно на иконах. На их лицах нет плакатной улыбки, но в самих рабочих читается совсем не парадная глубина, мощь и сила. В советской истории искусства подобные сюжеты называли «суровым стилем». Попков считается одним из его основателей – наряду с Гелием Коржевым, Павлом Никоновым и Таиром Салаховым.
Не менее известная работа – «Весна в депо»: огромные красные колеса поезда протирает рабочий, который выглядит крошечным человечком на фоне апокалиптической советской машины. Но на переднем плане зритель вдруг видит веточку молодого дуба – еще одна аллюзия на творчество Солженицына. Просто удивительно, как в то время все это пропустила цензура?
Между картинами трудового толка, которые принесли славу и заказы художнику, можно увидеть и совсем иные работы, проникнутые ощущением меланхолии и скорого конца. Например, картина «Хороший человек была бабка Анисья». Похоронный сюжет в красных тонах, наполненный символизмом и метафорами, стал одной из вершин творчества художника. Попков писал эту картину несколько лет. В 1974-м она была выставлена в Доме художника на Кузнецком Мосту.
В день своей смерти, 12 ноября 1974 года, Попков водил друзей в выставочный зал, откуда они отправились в кафе на Тверской. Затем компания решила переместиться в мастерскую на Фрунзенской набережной. Художник вышел на улицу, и принял стоявшую у тротуара белую инкассаторскую «Волгу» за такси. В ответ на грубый отказ водителя подвезти ответил так же – за словом он, выросший в простой семье, никогда в карман не лез. Результатом словесной перепалки стала драка, а затем инкассатор воспользовался табельным оружием. Пуля попала Попкову прямо в сонную артерию, и Попков умер на месте.
Эпиграфом к выставке стал короткометражный фильм режиссера Артемия Фурмана, где ученик Виктора Попкова, его племянник Юрий, делится очень личными переживаниями от утраты учителя и родственника. Сам Юрий лежал в больнице, когда узнал, что дядю убили, и не сразу поверил в это. На девятый день ему приснился сон, будто Виктор жив, но ослеп, а Юрий водит его по храму, рассказывая об изображениях святых вокруг и завещая открыть зрителю все работы, посвящённые поиску истины между «духом сомненья» и «духом чистым», как писал Пушкин в своём «Ангеле».
Куда пойти: Третьяковская галерея на Кадашёвской набережной
Адрес: Москва, Кадашёвская набережная, 12 Возрастное ограничение: 6+
* * *
Также в Третьяковской галерее проходит выставка шедевров графики XVIII–XX веков, исполненных акварелью. В частности, на выставке можно увидеть знаменитые парадные портреты кисти знаменитого придворного художника Петра Соколова, листы из библейского цикла Александра Иванова, серии итальянских и испанских натурных работ Василия Сурикова, поздние работы Михаила Врубеля. Эталонный ряд шедевров дополняют менее известные широкому зрителю произведения: например, работы участников «Общества русских акварелистов» – художников, почти не отмеченных в истории искусств, но осуществивших благородную миссию – хранить и совершенствовать технику акварели.
Куда пойти: Государственная Третьяковская галерея
Адрес: Москва, Лаврушинский пер., 10
Возрастное ограничение: 6+
* * *
Российская галерея искусств совместно с музеем-заповедником «Коломенское» представляют масштабную выставку «Наш! Путь на пользу», посвящённую 10-летнему юбилею воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. В экспозиции собрали картины известнейших авторов, которые вдохновлялись Крымом: Архипа Куинджи, Ивана Айвазовского, Льва Лагорио, Максимилиана Волошина, Исаака Левитана, Аполлинария Васнецова, Валентина Серова, Василия Поленова, Ильи Репина, Александра Дейнеки и многих других. Выставка представляет образ Крыма как уникального историко-культурного явления, значительно повлиявшее на пути развития Российского государства. И в то же время проект является научным исследованием, художественной «реконструкцией» объемного поликультурного «слепка» двух с половиной столетий изучения Крыма и его влияния не только на русскую культуру, но шире – в целом на нашу ментальность.
Разделы экспозиции посвящены разным аспектам понимания образа Крыма: научному изучению полуострова, развитию его потенциала, появлению его садов, дворцов и здравниц, героическому прошлому, особой роли в литературе, кинематографе и бесконечным попыткам великих художников запечатлеть крымскую природу.
Куда пойти: Российская галерея искусств
Адрес: Москва, пр. Андропова, 39, Выставочный зал «Атриум»
Возрастное ограничение: 0+
* * *
К 90-летию со дня рождения советского писателя-фантаста Кира Булычева» в Зарядье открылась выставка «Алиса и другие гости из будущего». Выставка знакомит зрителей с удивительной вселенной советского и российского писателя, который также известен и как историк-востоковед Игорь Всеволодович Можейко.
Отдельное место на выставке занимает печатная машинка, на которой Кир Булычев создал десятки своих фантастических и исторических произведений, а также сценариев фильмов. Здесь также можно увидеть костюмы и реквизит из культовых кинокартин: миелофон (будет представлен впервые) и один из костюмов Алисы Селезневой, а также костюмы робота Вертера и Коли Герасимова из знаменитого фильма «Гостья из будущего».
Куда пойти: Зарядье
Адрес: Москва, ул. Варварка, 6, стр.1
Возрастное ограничение: 0+
* * *
Выставка «Трансформация Кандинского» предлагает новый взгляд на творчество авангардиста через призму работ другого русского художника Сергея Куприянова, которого считают одним из основателей абстракционизма.
Сергей Куприянов глубоко погружается в исследования пространственных конструкций великого мастера, переосмысляя и воссоздавая его картины по частям. Он воссоздаёт интерпретированные картины Кандинского в объёмном формате, при этом сохраняются пропорции, расположение и цветовая палитра оригинальных произведений. Элементы картин вырезаны из фанеры и скреплены так, что создают эффект изображения в 3D формате.
Куда пойти: Галерея «Загорье»
Адрес: Москва, ул. Лебедянская, д 24 корп 2
Возрастное ограничение: 6+
* * *
Выставка «Собиратели земель русских» посвящена трём важнейшим правителям в истории России: Ивану Грозному, Петру I и Екатерине Великой. Выставочный проект раскроет перечисленных деятелей как самодержцев, каждый из которых связан с образом могучей Империи. Среди предметов будут представлены костюмные комплексы из фильмов «Иван Грозный» (1944–1945), «Юность Петра» (1980) и «Русский бунт» (1999), эскизы декораций и костюмов к перечисленным и другим фильмам, фотографии съемочного процесса и т. д.
Куда пойти: Музей кино на ВДНХ
Адрес: Москва, проспект Мира, 119, строение 36
Возрастное ограничение: 6+
* * *
12 декабря в Центре «Зотов» открывается фестиваль «Архитектура для людей».
10 известных московских архитектурных бюро представят свой взгляд на 10 разных эмоций и создадут экспозицию-лабиринт, пройти через которую смогут все желающие.
Все 10 секций расположены так, чтобы быть максимально контрастными, вызывая у гостей выставки разные чувства. Посетители смогут перемещаться по залам, как по лабиринту, переходя от одной яркой эмоции к другой, проникаясь ими и наблюдая за собственными впечатлениями.
Перед каждым пространством есть «место обнуления», где можно осознать и проанализировать увиденное. Чтобы вызвать у посетителей совершенно разные эмоциональные состояния, архитекторы используют различные материалы, фактуры, конструкции, совокупности звука, цвета, запаха, объема, масштаба, влияющие на все органы чувств.
В будни вечером посетители смогут посмотреть кино, послушать лекции. А в выходные – посетить мастер-классы, воркшопы для взрослых и детей. Будет и собственный чемпионат по гигантской «Дженге», а также игра для взрослых в Lego по саморефлексии и изучению себя, во время которой участники «размышляют руками».
Куда пойти: Центр изучения конструктивизма «Зотов»
Адрес: Москва, Ходынская улица, 2с1
Возрастное ограничение: 6+
* * *
Московский музей современного искусства представляет персональную выставку китайского художника Го Сяобиня «Ландшафты цвета».
Получив художественное образование сначала в Китае, а затем в России, Го Сяобинь сосредоточился на постижении живописных приемов московской пейзажной школы. Среди работ Сяобиня – пейзажи русских городов и китайских провинций, цветочные натюрморты в авторской технике и минималистичные полотна, навеянные древними наскальными петроглифами.
Выставка дополнена проектом оформления одной из станций метро в Ухани (станция «Хуашань»), выполненным Го Сяобинем.
Куда пойти: ММОМА на Петровке
Адрес: Москва, ул. Петровка, 25
Возрастное ограничение: 6+
* * *
Пожалуй, это странно, что христианский православный медиапроект «Стол» публикует анонс выставки «Новая новая эра», посвященная эзотерическим практикам, которая ныне открывается в ДК «ГЭС-2». Но, уверены, что и православные люди должны быть в курсе того, что сами организаторы выставки именуют современными «околодуховными практиками».Тем более, что и сама выставка наполнена большой долей иронии над всеми поклонниками философии «нью-эйджа» – этот термин вошёл в обиход в 1970-е вместе с контркультурой, психоделической рок-музыкой и модой на восточную философию.
«Практики новой новой эры направлены на обустройство комфортной жизни сегодня, максимум – завтра, – говорят кураторы выставки. – Насущные вопросы предлагается решать с помощью эзотерического арсенала, будь то нумерологические консультации по вопросам карьерного роста, расклады таро на предмет гармонизации психологического состояния, подбор персонала по зодиакальной совместимости или поиск друзей в соответствии с натальной картой. В результате считавшиеся ранее маргинальными занятия становятся социально приемлемыми и адаптируются к нуждам агностиков и даже непреклонных скептиков… Идеи новой новой эры хорошо укладываются и в логику цифровых платформ. Поскольку алгоритмы социальных сетей не всегда прозрачны для рядовых пользователей, попадание на верхние строчки выдачи в ленте или результатах поиска воспринимается как результат чуть ли не шаманских ритуалов».
Словом, как в известном романе Булгакова, организаторы обещают не только показать современную «черную магию», но и устроить сеанс её разоблачения.
Куда пойти: Дом культуры «ГЭС-2»
Адрес: Москва, Болотная наб., 15
Возрастное ограничение: 12+
* * *
В театре «Модерн» премьера – «Скотный двор» режиссера Юрия Грымова по известному роману Джорджа Оруэлла. Но спектакль Громова – это не просто пересказ хрестоматийного сюжета, это режиссерская трактовка антиутопии, с новыми сюжетными линиями и режиссерскими акцентами. Саму пьесу к постановки написала Марина Сулчани. Музыкальное оформление постановки - кoмпoзиции Led Zeppelin и Pink Floyd, чья песня «Pigs» стала лейтмотивом спектакля.
– Спектакль ставит перед актерами очень интересную и непростую задачу – сыграть животных, со своей индивидуальностью и характером, и при этом донести до зрителя важный посыл, – говорит Юрий Грымов. – Мы рассуждаем не столько о животной природе тоталитаризма, сколько о сущности Человека и мотивах его поступков.
Куда пойти: Театр «Модерн»
Адрес: Москва, Спартаковская пл., 9/1
Возрастное ограничение: 18+
Ближайший показ: 13 декабря
* * *
В российский прокат выходит «Арман» режиссера Хальвдана Ульмана Тёнделя, который не только завоевал «Золотую камеру» Каннского кинофестиваля за лучший режиссерский дебют, но и выдвинут Норвегией на соискание «Оскара».
Итак, в школе из-за чего-то не поладили два шестилетних пацана Йон и Арман. Слово за слово, портфелем по голове, словом, обычная история.
Но вот беда: у Йона, найденного учительницей со спущенными штанишками, обнаружена царапина на ноге. Более того, Йон поведал, что Арман, милый виолончелист, пообещал не просто избить его, но отыметь во все дырки.
Понятно, что вряд ли Арман в свои шесть лет понимает смысл своей угрозы – он просто повторил эти слова за взрослыми. Но педагоги не собираются спускать тему харассмента в детском саду на тормозах – мало ли что. Образуется педсовет в составе плаксивой и заторможенной училки с рыбьими глазами Сунны, неврастенической завучихи Айши и гиперосторожного директора Ярле, которые начинают пугать мать Армана – актрису Элизабет – всеми ужасами норвежской ювенальной юстиции и довольно успешно доводят женщину до истерики и психологического срыва.
Кстати, в ходе выяснений отношений между родителями выясняется масса интересных вещей. Конфликт Йона и Армана вспыхнул не просто так. Родители Йона – Сара и Андерс – сами состоят в запутанных отношениях с Элизабет, которая вообще-то является их родственницей. Вернее, Йон и Арман - двоюродные братья, потому что отец Армана, погибший в ДТП, был родным братом Сары. А сама Элизабет является давней любовницей Андерса.
Словом, всё становится очень запутано, истерика крепчает, и всё это происходит в то самое время, пока Йон и Арман, совершенно позабыв про конфликт, мило играют друг с другом в школьном коридоре. Братья все-таки.
Кстати, Тёндель – настоящий специалист в теме родственных связей. Он – внук одного из величайших режиссеров мирового кино Ингмара Бергмана и великой актрисы Лив Ульман, также у него куча родственников в норвежском кино. Поэтому, увы, от внимания нашего зрителя ускользает множество аллюзий и «пасхалок» из фильма, адресованных норвежским киноманам. Но все равно интересно.
Возрастное ограничение: 18+