Воспитание… Это понятие, вмещающие в себя столько всего, – камень преткновения для многих поколений родителей. «Наш ребёнок хорошо воспитан», – говорят родители с гордостью. Но что это означает в реальности? Умеет быть тихим и незаметным? Вежливо разговаривает? Чаще всего детская воспитанность – это умение быть удобным взрослому, делать так, как говорят, порой не понимая, зачем. Воспитанных детей очень любят мамы и папы, двоюродные тётушки, приезжающие по праздникам, учителя в школе…. А ещё их очень любит Чуд – заглавный герой сказочной повести французского писателя Бертрана Сантини. Чуд – это чудовище, которое питается детьми. Но далеко не всеми: всяких хулиганов, сквернословов и забияк родители могут оставить себе. Чуду нужны только самые умные, приятные – в общем, хорошо воспитанные дети.
Подробные описания гастрономических предпочтений Чуда могут даже шокировать читателей: «Он обожает похрустывать их косточками и обсасывать их глазки, как сосут тающие леденцы. А как вкусны их пальчики, ручки, ножки и язычки, которые Чуд смакует с листиком мяты, будто сладкие, душистые тянучки». Но не стоит пугаться этой книги! Под нарочито шокирующими деталями кроется очень мудрая, добрая, смешная и поучительная история. Такая сказка наизнанку. Когда-то Чуд жил припеваючи и мог каждый день лакомиться любыми деликатесами, благо послушных детей было хоть отбавляй. Но поколение за поколением дети становились всё хуже и хуже. «Но, увы, в наше время пошли совсем другие дети, и бедный Чуд вынужден сидеть на диете. Послушных детей совсем не стало – но нельзя же из-за этого есть что попало. Съедобные дети куда-то подевались – видно, их вовсе на земле не осталось. Зато хулиганья развелось – что волдырей у Бабы-яги на носу. А в школу заглянешь – там, как в лесу».
Ну кто из родителей ни разу не восклицал в отчаянии: вот в наше время дети были добрее / смелее / начитаннее…! Можно подставить миллион эпитетов, дети всегда кому-то не угождают своим поведением. Почувствовав угрозу голодной смерти, Чуд идёт на крайние меры: крадёт список Деда Мороза – самый полный перечень послушных детей по всему миру! Казалось бы, Чуд спасён, ведь теперь его на завтрак ждёт Шарлотта – «прилежная ученица, опрятная, чистюля, каждый вечер молится и даже убирает со стола. Да, а ещё она сортирует мусор!». Идеальный ребёнок – радость и гордость родителей и долгожданное лакомство для Чуда! Но не всё так просто, как кажется. Шарлотта, как и любой нормальный ребёнок, совершенно не хочет быть съеденной. Поэтому она идёт на крайние меры – начинает хулиганить. Примерная девочка ругается, как сапожник, поёт непристойные песенки и делает такое, чего в приличном обществе люди себе обычно не позволяют. И вдруг оказывается, что делает это она не столько из-за страха перед Чудом, сколько потому, что ей… нравится! «Мне надоело быть пай-девочкой. Я ужасно хочу начать делать глупости…. Только я одна не решаюсь!» – заявляет Шарлотта Чуду. То есть бедная девочка, закованная в рамки приличий, не могла себе позволить просто побаловаться. И страшный монстр, который должен был её напугать, наоборот, становится самым желанным гостем, помогает выпустить все те шалости, что копились внутри, но были надёжно спрятаны под маской прилежности. Но когда есть уважительная причина, можно оторваться на полную! И даже родители не будут ругать, а наоборот, похвалят за находчивость.
Глядя на Шарлотту, Чуд приходит к неутешительному выводу: «На свете нет больших извергов, чем хорошо воспитанные девочки!». Так список Деда Мороза оказывается сплошной фикцией и притворством. Но, как это всегда бывает в сказках, происходит встреча, которая меняет жизнь героя. Однажды Чуд встречает девочку Мадлен. Описывая её, автор не говорит ни слова о её воспитании, а только лишь о внутренних качествах – доброте, чистоте души, искренности. Любовь красавицы и чудовища – сказочный приём, который используется с античности и наверняка будет появляться в детских книгах спустя столетия. В этом плане то, что происходит с Чудом, вполне укладывается в сказочную традицию. Как и в «Красавице и чудовище», и в «Аленьком цветочке», в жизни чудовища появляется героиня, которая ломает шаблон и ведёт себя так, как чудище того не ожидает. Мадлен не боится Чуда, не пытается ему противостоять. Она проявляет к нему искреннюю симпатию, жалеет его. Такое нетипичное поведение девочки рождает в ответ нетипичное поведение и неожиданные чувства Чуда. Его сон о пиршестве хорошенькими детками оборачивается кошмаром, ведь на столе он видит отсечённую голову Мадлен.
Но, как уже было сказано, «Чуд» – это сказка наизнанку. И традиционные сказочные приёмы и мотивы обыгрываются тут необычным образом. В сказках обращение чудовища, после того как его полюбит красавица, происходит само собой. Колдовство разрушено – и на месте чудовища стоит прекрасный принц. Здесь же всё гораздо сложнее и глубже (кстати, и любовь тут не романтическая, а дружеская, – ещё одно отличие). Чуд – не заколдованный принц. С него не спадают чары. С ним происходят внутренние изменения, которые являются результатом огромной работы. Чуд меняется не по волшебству, а потому, что сам решает измениться. Во имя любви. «И вот Чуд решил побороть свои животные инстинкты. Нет, голод не одержит верх! Нет, желудок не посмеет исковеркать его судьбу! Надо возвысить свою низменную душу – и Чуд надумал заняться искусством». Сублимация не даёт результатов – Чуд принимает самое сложное решение в своей жизни. Он покидает Мадлен ради её блага и безопасности.
Чуд думал, что вдали от Мадлен он снова сможет вести свою привычную чудовищную жизнь. Но оказывается, что любовь изменила всю его суть. Он стал другим не только по отношению к человеку, которого полюбил, а вообще. Чуд впервые задумался о причинах плохого характера и плохого воспитания детей, которых раньше он поглощал в несметных количествах. Он с сочувствием относится даже к племени диких детей, которых случайно встречает в лесу и которые на этот раз сами хотят его съесть. «Чуду с его нежным сердцем стало жаль нападавших. Ведь они такие злющие, потому что их бросили родители. Если бы их по-настоящему любили, разве они стали бы такими жестокими? А ещё Чуд вспомнил всех детей, которых съел. И чтобы хоть немного искупить собственные злодеяния, в душе смирился с тем, что его съедят». Конечно, переосмысление жизни не проходит гладко. Чуд срывается, возвращается к пагубной привычке, но всё та же любовь к Мадлен заставляет его сделать окончательный выбор. «Твоя свобода означает отказ от возможности поедать кого бы то ни было», – говорит она. Эти слова не имеют ничего общего с воспитанием и хорошими манерами. Мадлен живёт одна. Где её родители, автор не уточняет, но совершенно ясно, что ей не перед кем выслуживаться и показывать своё хорошее поведение. Всё, что она делает, она делает исключительно из собственных желаний и убеждений, а не ради подарка от Деда Мороза.
У известного педагога и психолога Димы Зицера есть книга под названием «Любить нельзя воспитывать». Каждый родитель оказывается перед этой фразой как Вовка в Тридевятом царстве, которому нужно решить, куда ставить запятую. И от этой запятой зависит многое в жизни. Конечно, важны социальные нормы, правила приличия и многие другие вещи, из которых состоит воспитание. Без них не существовало бы общества. Но, наверное, не стоит забывать, что общество существует для человека, а не человек для общества. Чтобы воспитание не превращалось в лицемерие, когда становится не важно, что чувствует человек, а важно, что о нём думает случайный встречный, что скажут люди. Очень часто к удобным, безупречно воспитанным мальчикам и девочкам действительно приходят чудовища. Только они не сказочные, а настоящие. И зовут их «неуверенность в себе», «желание всем нравиться», «тревожность», «депрессия»… Много разных чудовищ, которые, в отличие от Чуда, не заглатывают своих жертв мгновенно и безболезненно, а медленно пожирают всю жизнь. А секрет в том, что самые важные настоящие счастливые перемены происходят не в угоду чужим желаниям, а благодаря любви. Как у Чуда и Мадлен.