Тенденциями 2024 года в российском кинопрокате по-прежнему оставались экранизации классической и советской литературы, сиквелы и научная фантастика, позволяющая укрыться от происходящего вокруг в альтернативной реальности. В зрительском кино снова солировали комедии о так называемых «попаданцах», авторское – всё больше стало напоминать фильмы брежневского застоя.
1. «Сто лет тому вперёд» (режиссёр Александр Андрющенко)
Одной из тенденций кино-2024 продолжает оставаться бум экранизаций советской литературы и ремейков фильмов и мультиков, на которых выросли современные 40-летние. В этом году кинематографисты добрались до фантаста Кира Булычёва и его Алисы – кумира детей 80-х. Скептики активизировались задолго до выхода фильма – планка, поднятая советским сериалом «Гостья из будущего», была слишком высока: он без преувеличения стал культовым, разошёлся на цитаты, которые теперь назвали бы мемами, а Наталия Гусева многие годы оставалась единственным возможным живым воплощением булычёвской Алисы в представлении многих.
Однако новая экранизация оказалась вполне достойной – режиссёру и сценаристам удалось найти баланс между современностью и ностальгией и создать совершенно новый фильм, перенеся действие в 2024 год и пригласив звёздный состав актёров. Колю Герасимова играет «русский Тимоти Шаламе» Марк Эйдельштейн, девочку Алису из 2124 года – Дарья Верещагина, а космических пиратов – Александр Петров и Юра Борисов.
Фантастика – тот жанр, в котором всегда можно укрыться от реальности и в полной мере продемонстрировать современный уровень визуальных эффектов, что несомненно добавило картине дополнительного очарования и веры в прекрасное далёко или хотя бы ощущения, что через сто лет планета Земля всё ещё будет существовать, а у мальчик из прошлого и девочки из будущего не отберут шанс встретиться.
2. «Мастер и Маргарита» (режиссёр Михаил Локшин)
Фильм «Мастер и Маргарита» – ещё одна премьера, которую с нетерпением ждали скептически настроенные фанаты одноимённого романа Булгакова. Ситуацию усугубляло то, что к предыдущим экранизациям и у обычных зрителей, и у профессиональных критиков было, мягко говоря, много вопросов. Роман чуть ли не единогласно был признан не поддающимся переводу на язык кино – и за счёт множества сюжетных линий, которые трудно уложить в чёткий кинонарратив. Не помогли и спецэффекты, которые в предыдущих фильмах выглядели скорее смешно, чем гармонично.
Режиссёр Михаил Локшин и сценарист Роман Кантор пошли по другому пути, создав собственную вольную трактовку романа – историю о Мастере-драматурге (прототипом, естественно, стал сам Булгаков), пьесу которого в последний момент снимают с постановки, а самого его вызывают на товарищеский суд, где исключают из Союза писателей. Одновременно главный герой встречает такую же отчаявшуюся несчастную в браке Маргариту, а в городе (или в фантазии Мастера?) начинают происходить странные мистические события, о которых мы не раз читали в романе.
Удивительным образом в этой картине «голливудские» спецэффекты сроднились с Москвой 1930-х, над архитектурой которой художники фильма поработали не меньше, чем режиссёр и сценарист над адаптацией текста, создав ещё один слой альтернативной реальности. Столицу одновременно превратили и в большую стройку (тут же родился мем «похорошела Москва при Воланде»), и в город советских конструктивистских проектов, которые так и не были воплощены в жизнь. В частности, в фильме воссоздали главную архитектурную утопию СССР – Дворец Советов, на месте которого сначала был построен открытый бассейн «Москва», а после – храм Христа Спасителя.
3. «Холоп-2» (режиссёр Клим Шипенко)
Воспитательная функция в 2024 году по-прежнему была возложена на комедию о том, как избалованный зуммер попадает в мир вольной исторической реконструкции и выходит оттуда обновлённым. В первом «Холопе» московский мажор (сербский актёр Милош Бикович) просыпался в деревне XIX века простым конюхом Гришкой, которого могли огреть плетью за любую провинность. И, как мы теперь понимаем, «шоковая терапия» возымела долгосрочный эффект. Если в первом фильме 27-летнего инфанта на перевоспитание отправлял уставший от его выходок отец, то в «Холопе-2» этой движущей силой выступает сам Гришка. Теперь он чутко реагирует на хамство и не может спокойно пройти мимо девушки Кати (звезды современных комедий Аглаи Тарасовой), которая ведёт себя примерно так же, как раньше он сам.