Лучшие театральные премьеры–2024

Корреспондент «Стола» составила не полный и крайне субъективный список самых ярких спектаклей, которые шли в российских театрах в 2024 году

Торжественная церемония объявление лауреатов российской национальной театральной премии «Золотая маска». Фото: Новосильцев Артур / Агентство «Москва»

Торжественная церемония объявление лауреатов российской национальной театральной премии «Золотая маска». Фото: Новосильцев Артур / Агентство «Москва»

В 2024 году российский театр во всех смыслах ломал четвёртую стену, выходя за пределы подмостков. Мы следили не только (и не столько) за премьерами, но и за кадровыми перестановками в главных театрах страны, метаморфозами, происходящими с национальной премией «Золотая маска», а также продолжением громкого судебного дела об оправдании терроризма, в котором обвиняют создательниц спектакля «Финист – Ясный Сокол» режиссёра Женю Беркович и драматурга Светлану Петрийчук. 

Между тем премьеры продолжали выходить, а театралам было на что сходить и о чём поспорить. 

1. «Самоубийца». МХТ имени Чехова (Москва). Режиссёр Николай Рощин

Фото: Александра Торгушникова / mxat.ru
Фото: Александра Торгушникова / mxat.ru

Главный режиссёр петербуржского Александринского театра Николай Рощин в этом сезоне представил свою версию «Самоубийцы» Николая Эрдмана на сцене Московского художественного театра. Когда-то здесь же эту пьесу мечтал поставить сам Станиславский, считая этот текст «одним из значительнейших произведений нашей эпохи», но спектакль так и не увидел своего зрителя. 

Как пишет «Сноб», постановку стоит посетить тем, кто не боится откровенного разговора на загробные темы, чтобы увидеть свет в конце тоннеля:

– Чёрная комедия Эрдмана, в которой ничем не приметный, безработный Семён Подсекальников вдруг становится центром всеобщего внимания (он решил совершить самоубийство из-за ссоры с женой) – очень смешная пьеса, пусть и с драматической развязкой. У Николая Рощина, напротив, получился мрачный спектакль с инфернальным налётом, где почти не осталось места юмору. Комната, в которой происходит действие, – повёрнутый боком гроб (по словам режиссёра, на подобную сценографию его вдохновили кадры строительства Мавзолея), жена и тёща героя смахивают на ведьм, сцена посиделок в ресторане имитирует Тайную вечерю. Но траурная атмосфера слегка рассеивается в финале, когда Подсекальников демонстративно отправляет свой гроб в печь крематория и заявляет, что жизнь ему дороже всего.

2. «Пиковая дама». Театр на Таганке (Москва). Режиссёр Денис Азаров

Фото: Татьяна Китинг, Игорь Червяков / tagankateatr.ru
Фото: Татьяна Китинг, Игорь Червяков / tagankateatr.ru

225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина в Театре на Таганке решили отметить премьерой спектакля по самому загадочному и мистическому произведению классика. 

– «Пиковая дама» – это поле для фантасмагории, поле для поиска. Это мир, в котором переплетаются обыденность и мистический злой рок. В этом творческом поиске мы создали новый оригинальный текст, где впервые оживают такие персонажи, как Тройка, Семёрка и Туз – три маленьких чёртика. Они словно проводники между миром реальным и миром, где правит Пиковая Дама, – пояснил режиссёр спектакля.

Драматург Ольга Никифорова сохранила пушкинскую фабулу, но написала свой оригинальный текст о разрушающих человека страстях. Герман всё так же бредит разгадкой тайны трёх карт в пространстве, которое художник Николай Симонов максимально приблизил к атмосфере психбольницы, где умопомрачение главного героя выглядит вполне понятным и закономерным. На сцене сплетаются триллер, нуар, комедия и драма, а стихи Пушкина положены на музыку в стиле электро-рок.

3. «Холопы». БДТ им. Товстоногова (Санкт-Петербург). Режиссёр Андрей Могучий

Фото: Стас Левшин / bdt.spb.r 
Фото: Стас Левшин / bdt.spb.r 

Официальная премьера спектакля «Холопы» по мотивам пьесы известного драматурга конца XIX – начала ХХ века П. Гнедича прошла в середине марта, но до сих пор на него практически невозможно попасть. Впрочем, как пишет театровед Марина Дмитриевская, если очень хочется, можно сделать это «по-старинному, ловя лишний билет» у дверей театра. По её словам, это лучший спектакль Могучего периода БДТ, который рассказывает «о русской несвободе и всепожирающем Хроносе».

Действие происходит в 1801 году в Петербурге и охватывает несколько дней из жизни дворянской семьи Плавутиных-Плавунцовых, живущей при дворе императора Павла I. В анонсе на сайте театра указано, что спектакль «сочетает в себе черты исторической хроники, психологической мелодрамы и трагикомедии». Как пишет в рецензии «ПТЖ» Ирина Селезнёва-Редер, в «Холопах» пересеклись времена павловских реформ, непотопляемых функционеров, бессмертной русской хтони, миграционных волн и грядущего захвата территорий прагматичными китайскими коммерсантами.

«Многофигурная четырёхчасовая постановка как грандиозный результат плодотворного сотворчества большой группы соавторов являет собой образец редкой творческой свободы, искромётной фантазии и блистательного исполнения. «Холопы» – эффектный, визуально яркий, насыщенный смыслами и импровизационными ходами спектакль, в котором есть что пересматривать, разглядывать и даже смаковать», – резюмирует критик.

В этом году спектакль «Холопы» получил высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» сразу в четырёх в номинациях «Лучший спектакль на большой сцене», «Лучшая работа режиссера» (Андрей Могучий), «Лучшая работа актрисы» (Марина Игнатова), «Лучшая работа актера» (Анатолий Петров), а также специальную награду премии «Золотой Трезини» и премию Корша в категории: «Зависть». 

4. «Кабаре им. Мейерхольда». Александринский театр. Режиссёр Кирилл Люкевич

Фото: alexandrinsky.ru
Фото: alexandrinsky.ru

Литературной основой спектакля стали документальные свидетельства, воспоминания и беллетристика о великом режиссёре Всеволоде Мейерхольде. В итоге у режиссёра Кирилла Люкевича и драматурга Настасьи Фёдоровой получилась документальная сказка, действующими лицами которой, кроме самого Мейерхольда, также стали Станиславский, Немирович-Данченко, Чехов, Маяковский, Есенин, Шаляпин, Булгаков и другие не менее известные современники. Спектакль стоит посмотреть тем, кто готов взглянуть в том числе и на историю страны, показанную в жанре кабаре, совсем по-мейерхольдовски – с использованием масок, кукол и эксцентрических номеров.

– Бесспорно, нечего и пытаться всерьёз изобразить на сцене гениев искусства. А вот если устроить шутовскую игру в классиков с вымышленным сюжетом – то да, авторские собственные фантазии о великих людях могут оказаться увлекательными сами по себе, независимо от их адекватности реальной фактуре. Видимо, это логично, объективно для мышления пост-театра: серьёзное равнозначно трёпу, факты – сплетням, собственная мысль – набору банальностей. Таким миксом является драматургия «Кабаре им. Мейерхольда», и это сознательный принцип, – писал в рецензии для «ПТЖ» критик Николай Песочинский.

5. «Е-ЕЕ-ЕЕ». Театр «Старый дом» (Новосибирск). Режиссёр Антон Фёдоров

Фото: old-house.ru
Фото: old-house.ru

Вышедший на советские экраны в 1969 году мультфильм-мюзикл «Бременские музыканты» переосмысляют сегодня не только в кино, но и в театре. Главный режиссёр новосибирского «Старого дома» Антон Фёдоров решил превратить кота, петуха и пса в людей, живущих в коммуне посреди соснового леса, так как большой мир, полный условностей и ограничений, перестал устраивать их. По словам режиссёра, он не отделяет персонажей от нас сегодняшних – заложников обстоятельств, быта и социума. 

– «Бременские музыканты» – это не просто сказка из детства, это целая вселенная, сформировавшая в Советском Союзе особую культуру и огромную фанатскую базу. Мультфильм, с трудом вышедший в прокат на исходе хрущёвской оттепели, показал неизвестную ранее сторону мультипликации: современные герои, словно сошедшие с обложек неведомых глянцевых журналов; непривычная музыка, отсылающая к культовым западным группам; витающий между строк дух свободного ветра, путешествий и открытий, – говорится в анонсе на сайте театра.

Сюжет всё-так же восходит к вечной сказке братьев Гримм: дочка Короля влюбляется в Трубадура, но отец категорически против этого союза, а старые мелодии из мультика звучат в новой обработке. Для создания саундтрека режиссёр пригласил известного музыканта Сергея Шайдакова и актёра Григория Калинина. 

6. «Мизантроп». Театр-Театр (Пермь). Режиссёр Елизавета Бондарь

Фото: teatr-teatr.com
Фото: teatr-teatr.com

Пермский Театр-Театр (один из лучших музыкальных театров в стране) в этом сезоне представил свою сценическую версию «Мизантропа» Мольера, обозначив её жанр как «музыкально-драматическую сатиру». Откровенно говоря, текст великого французского драматурга был полностью переписан автором инсценировки Александром Плотниковым, который поместил героев пьесы сразу в несколько эпох – от исторических до фантазийных. Зрители попадают не только во Францию XVII века, но и в поздний Советский Союз, а также в условное будущее, где победил неокоммунизм и орудуют роботы-андроиды.

Режиссёр Елизавета Бондарь считает, что «Мизантроп» сегодня – это ещё один повод поразмышлять о вечных социальных проблемах, человеческих изъянах, трагичности любви и… судьбе самой пьесы. 

– Мольер, открывающий и завершающий свою пьесу темой протестующего вольнодумца, сложен для восприятия. В его «Мизантропе» нет как такового сюжета, все происходит через текст и через энергию протеста. По сути, это очень статичная история в сравнении с тем же «Горе от ума» Грибоедова. Во многом поэтому пьесу не часто ставят в России, но нас «Мизантроп» вдохновил открытой и понятной энергией темы.  <…> Получилось такое комбо на все времена. Такой степени откровенности и обнажённости своих намерений порой очень не хватает в закрытом и в некоторой степени аутичном обществе, в котором мы живём, – объяснила она свой выбор текста.

7. «Биография из леса». Тюменский Большой драматический театр. Режиссёр Владислав Тутак

Фото: vk.com/teatr72
Фото: vk.com/teatr72

С лёгкой руки драматурга Клавы Ильиной сказка Феликса Зальтена об оленёнке Бэмби, известная нам, прежде всего, по диснеевскому мультику, превратилась в притчу, на основе которой режиссёр Владислав Тутак создал одновременно сложный и зрелищный спектакль, который театроведы окрестили «триеровским». 

По форме – это роман взросления, в котором Герой проходит трудный опасный путь, чтобы научиться любить жизнь, несмотря на всю её хрупкость и трагичность. Наравне с драматическими артистами на сцене играют два вида кукол – манекены и планшетные. «Здесь они – атрибуты мира, символы, а не исключительный способ повествования. Артисты при этом существуют открыто, не прячась за ширмы или в маски», – поясняют на сайте театра.

– Последние несколько лет меня интересуют притчевые, сказочные, мифологические сюжеты, мне кажется, что в них заложены очень простые, но важные истины, про которые мы порой забываем. Причём именно в этой форме они выражены ёмким и конкретным языком, без всяких усложнений: что такое добро и зло, любовь и ненависть... И важно про них напоминать, – рассказывал в интервью после премьеры режиссёр Владислав Тутак.

Читайте также