Снова Новый год

Нонконформизм в фотографии, Шестой салон абстрактного искусства, китайская живопись Цуй Е Е между эпосами и цивилизациями, а также «Любовное настроение» в работах мировых художников, Стругацкие на сцене МТЮЗа, премьера мюзикла в Театре на Таганке и магия детских стихов в спектакле «Коридор Барто» – все самые важные культурные новости недели

Площадка фестиваля «Китайский Новый год в Москве» на Тверской площади. Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва»

Площадка фестиваля «Китайский Новый год в Москве» на Тверской площади. Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва»

С 28 января 2025 года в столице пройдёт фестиваль «Китайский Новый год в Москве», главными площадками которого станут Манежная и Тверская площади, ВДНХ, Московский зоопарк, парк развлечений «Остров мечты». Горожан ждёт насыщенная событийная и гастрономическая программа: все желающие смогут посетить тематические мастер-классы и выставки, попробовать блюда китайской кухни и приобрести памятные сувениры. 

Два масштабных открывающих шествия стартуют в первый день фестиваля, 28 января. Также шествия по центральным улицам будут проходить в каждые выходные фестиваля: 1, 2, а также 8 и 9 февраля.

***

В первой московской галерее восточной живописи открылась уникальная выставка «Чай окрашивает кисть», посвящённая китайской каллиграфии и чайной церемонии. Работы каллиграфа Вэнь Илэй и предметы чаепития из коллекции Владимира Быкова погружают посетителей в две древние традиции Поднебесной и раскрывают их глубокую взаимосвязь. Основу выставки составляют шедевры современного китайского каллиграфа Вэнь Илэя, которые выполнены на шёлке, белой и чёрной бумаге, а также на редких материалах, таких как кора сандала, тонированная отваром чая.

Фото: mos.gallery
Фото: mos.gallery

Экспозицию дополняют старинные и современные инструменты каллиграфов, а также богатая коллекция предметов чайной церемонии, собранная исследователем чайной культуры Владимиром Быковым. Здесь представлены настоящие произведения искусства: исинские чайники, чёрная керамика Цзяньчжань, фарфор Гэ Яо и Цзиндэчжэнь, агатовые стаканчики и другие изысканные экспонаты, привезённые из экспедиций по местам произрастания чая и центрам производства чайной керамики. 

Каждая деталь выставки подчёркивает гармонию красоты и традиций: от изящных каллиграфических свитков до редких предметов чайного искусства.

Куда пойти: Первая московская галерея восточной живописи 

Адрес: Москва, М. Кисельный пер., 3, стр. 2

Возрастное ограничение: 6+

***

Галерея Monart представляет персональную выставку молодой китайской художницы Цуй Е Е – «Цуй Е Е – между эпох и цивилизаций». Живопись Цуй Е Е основана на традиционных китайских техниках в части художественных приёмов, которыми она виртуозно владеет. Однако темы большинства её работ лежат за пределами традиционного китайского искусства: возрастное угасание, травмы, взаимоотношения человека и природы. 

Фото: cube.moscow
Фото: cube.moscow

Художница родилась и получила профессиональное образование в Китае. В Москве же она изучает западные художественные практики, обучаясь в аспирантуре факультета искусств МГУ. Демонстрируя приверженность китайской традиции, автор ментально находится в мультикультурном пространстве, что делает её искусство близким к европейской культуре, носителями которой являемся и мы. Кроме того, современное китайское искусство очень интересно нам как зрителям и исследователям, так как история Китая ХХ века в силу многих обстоятельств напоминает российскую историю аналогичного периода.

Куда пойти: пространство Cube.Moscow 

Адрес: Москва,Тверская, 3, гостиница The Carlton

Возрастное ограничение: 12+

***

Групповая выставка «Любовное настроение», открывающая 20-й сезон галереи Ruarts, – ода этому многомерному чувству с частым сердцебиением и головокружением. Проект посвящён предвкушению любви, ауре соблазна и эротизма. Экспозиция также является напоминанием о хрупкости, даже беззащитности того, кто влюблён. 

Фото: ruarts.gallery
Фото: ruarts.gallery

На выставке представлены картины, фотографии, графика и скульптуры известных мировых художников, включая Кимико Йошиду, Спенсера Туника, Лорана Вилере и Корнели Толленс, а также ведущих российских современных художников, среди которых Сергей Борисов, Вита Буйвид, Михаил Розанов, Алексей Лука и многие другие.

Куда пойти: Ruarts 

Адрес: Москва, 1-й Зачатьевский пер., 10

Возрастное ограничение: 18+

***

Масштабный проект «Будущее воспоминаний» посвящён истории и развитию объекта культурного наследия федерального значения «Дом Демидова», судьба которого неразрывно связана с важнейшими моментами русской культуры, науки и искусства. Этот дом – настоящий герой района. Чего только внутри него не происходило: предательства и побеги с любовниками; сюда стремились попасть, чтобы увидеть лучшую коллекцию живописи в городе, которая даже получила название «Малый Эрмитаж»; во время Второй мировой здесь был военный госпиталь, и это единственное здание на всей улице, которое не сгорело во время пожара 1812-го. 

Фото: t.me/basmaniamuseum
Фото: t.me/basmaniamuseum

Экспозиция предлагает зрителю погрузиться в практику современного краеведения в жанре тотальной инсталляции, объединяющей исторические образы прошлого и футуристическое видение будущего этого уникального памятника архитектуры эпохи классицизма. В залах усадебного дома представлены работы ведущих современных авторов разных поколений.

Куда пойти: особняк Демидова на Новой Басманной

Адрес: Москва, ул. Новая Басманная, 26

Возрастное ограничение: 12+

***

Центр визуальной культуры Béton открывает выставку «За стеной идеологии», которая знакомит зрителей с нонконформизмом в фотоискусстве. В экспозицию вошли 76 работ советских и российских авторов, которые исследовали границы визуального искусства, стремясь освободить фотографию от традиционных норм и ограничений. Среди них – Валентин Самарин, Борис Смелов, Евгений Лихошерст, Вячеслав Тарновецкий и многие другие.

Фото: betoncvc.com
Фото: betoncvc.com

Фотография XX века ассоциируется в первую очередь с репортажем. Она служила зеркалом действительности – инструментом, способным наиболее точно и достоверно фиксировать исторические события. Так же как искусство в целом, фотография подвергалась жёсткой цензуре. Тем не менее ряд фотографов позволил себе отойти от идеологии политической и сосредоточиться на идеологии репрезентации – решении эстетических проблем, поиске выразительных ресурсов медиума, занятии искусством ради самого искусства.

Куда пойти: Центр визуальной культуры Béton 

Адрес: Москва, Якиманская наб., 2, корп. 1

Возрастное ограничение: 16+

***

Концепция VI Московского салона абстрактного искусства ARTABS 2025 – субъективная реальность. Проблема субъективного восприятия художником объективной реальности и его влияния на процесс создания произведений искусства вызывает всё больший интерес. Создать произведение искусства – значит создать новую реальность, которая не тождественна ни с природой, ни с художником и которая прибавляет обоим то, чем каждый из них обязан другому. 

Фото: vk.com/artabsgroup
Фото: vk.com/artabsgroup

Куда пойти: Art Коробка 

Адрес: Москва, Автозаводская, 18, ТРЦ «Ривьера», 2-й этаж

Возрастное ограничение: 6+

***

«Коридор Барто» – уникальный пластический спектакль, созданный независимым театральным проектом «Дочери Сосо» и ДК «Рассвет». Он погружает зрителей в волшебный мир по мотивам стихов Агнии Барто, известной всем детям по стихотворению «Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу…». 

Но мир поэзии Агнии Барто куда шире и глубже, чем детские стишки про Таню и мячик или зайку на скамейке. 

Постановка сочетает в себе танец, музыку и визуальные образы, превращая сцену в живую картину эмоций и воспоминаний о том, как в детстве мы учились любить, горевать и отпускать. 

Фото: t.me/dkrassvet
Фото: t.me/dkrassvet

Куда пойти: ДК «Рассвет»

Адрес: Москва, Столярный пер., 3, корп. 15 (м. «Улица 1905 года»)

Возрастное ограничение: 16+

Ближайший показ: 30 января 2025 года

***

На Новой сцене Театра на Таганке премьера камерного мюзикла «Превращение» режиссёра Андрея Гончарова по мотивам одноимённой повести Франца Кафки.

Напомним, что, по сюжету, однажды утром Грегор Замза обнаруживает себя в непривычном состоянии – он заперт в теле большого насекомого и теперь вынужден как-то приспосабливаться к новому положению. Его семья, потрясённая случившимся, тоже пытается приспособиться к изменившимся условиям. И вслед за физическим превращением Грегора происходят глубокие метаморфозы семейных отношений.

В мире парадоксального и абсурдного артисты исследуют семейные отношения и их трансформацию. В новой авторской инсценировке перед зрителем открывается мир до превращения, где Грегор Замза в человеческом облике. Художественное пространство, соотносящееся с ощущением Грегора, начинает меняться вместе с его превращением и визуально играть с восприятием зрителя, принимая разные формы и объёмы.

Куда пойти: Театр на Таганке

Адрес: Москва, Земляной Вал, 76/21

Возрастное ограничение: 16+

Дата премьеры: 31 января

***

Ещё одна премьера, которую точно нельзя пропустить: режиссёр Пётр Шерешевский поставил на сцене МТЮЗа «Улитку на склоне» – далеко не самую простую повесть братьев Стругацких. 

Сами братья Стругацкие считали «Улитку» своим лучшим произведением. Это скорее сатирическая, чем фантастическая антиутопия об абсурдности устройства бюрократического аппарата. 

По сюжету, филолог Перец находится в «Управлении по делам Леса», расположенном на утёсе высоко над Лесом. Давно мечтавший о Лесе, он приехал сюда, чтобы посетить Лес, но его не пускают: не дают пропуска. Уехать на материк у него тоже не получается: не дают машину. Перецу остаётся только наблюдать за Лесом с обрыва, терпеть бесконечную похвальбу шофёра Тузика о его сексуальных похождениях и поражаться абсурдности жизни Управления. Его сотрудники пьют кефир, считают на сломанных арифмометрах, издают странные распоряжения, слушают персональное обращение Директора к каждому по телефону все одновременно, охотятся за сбежавшими сверхсекретными разумными машинами – при этом во время охоты все завязывают себе глаза, чтобы случайно эти машины не увидеть. 

Фото: Елена Лапина / moscowtyz.ru
Фото: Елена Лапина / moscowtyz.ru

О сценической версии романа Стругацких режиссёр Пётр Шерешевский рассказывает так:

– Перец стремится в Лес, где никогда не был. Кандид – из Леса, где волей судьбы застрял. Как резные фигурки, чьей-то могущественной рукой ведомые по клеточкам системы, они бродят в этих странно звучащих мирах, и каждый из них надеется, что выход есть и он обязательно найдётся где-то там, у подножия высокого обрыва или на вершине белых скал… 

История пишется на наших глазах, и фантастические миры Стругацких рождаются из подручных средств вроде стеклянной банки, смятой простыни, печатной машинки да нескольких спичек. Снятые макропланами, эти бытовые предметы оживают и становятся почти осязаемой материей спектакля.

Излюбленный Шерешевским принцип киносъёмки в спектакле впервые становится не только инструментом, но частью повествования: сочинитель А (Антон Коршунов) и сочинитель Б (Сергей Волков), обладающие удивительным портретным сходством с А. и Б. Стругацкими, из подручных средств создают загадочный маленький анимированный мир: то это человечки, которые барахтаются в пивном стакане, то банки, в которых преломляются лица, то мини-макеты разных комнат. 

Куда пойти: МТЮЗ

Адрес: Москва, Мамоновский переулок, д. 10

Возрастное ограничение: 18+

Дата показа: 28 января 2025 года

Читайте также