В Театре на Бронной – премьера: Константин Богомолов выпустил новую версию «Чайки». Уже третью по счёту. Первую постановку пьесы Чехова Богомолов осуществил ещё в «Табакерке» 13 лет назад. Затем сделал её вторую редакцию. И вот ныне поставил на сцене Театра на Бронной «Чайку с продолжением», как бы намекая, что на достигнутом результате останавливаться не намерен.
Тем более что Богомолова в этом году опередил Хабенский, который поставил свою «Чайку» в МХТ им. А.П. Чехова.
Но если Хабенский, который в своё время и сам играл роль Тригорина в том первом спектакле Константина Богомолова, поставил спектакль в таком почти иммерсивном жанре (актёры постоянно ходят по залу и доверительно обращаются к зрителям), то от новой богомоловской «Чайки» критики ждали скандала. Может быть, актриса Аркадина в духе времени станет трансвеститом, а её сын – квадробером?
Но Богомолов решил на сей раз не потакать вкусом тусовки, но сделал из спектакля программное политическое заявление о роли интеллигенции в современном мире.
Итак, действие пьесы перенесено в СССР перестроечного периода. Причём сюжетные линии чеховской «Чайки» не изменены, но текст дополнен современными темами и диалогами, лексикой, иногда нецензурной. Актёры обсуждают «Кин-дза-дзу», перспективы ядерной войны, Троцкого и Бродского. Но главное не это. Сама пьеса Чехова ещё в начале ХХ века ставила вопросы бездуховности и разобщённости. Это прямое следствие отказа от жизни с Богом. В начале же XXI века бездуховность, по мнению Богомолова, уже выпустившего программные манифесты о судьбах российского либерализма, достигла максимума. Поэтому никакой интеллигенции в России больше нет. И не было.
«Не было и никакой “оттепели”, – кричит в зал Треплев. – Ярость властей была игрушечной и жертвы – картонными… Только когда молодость стала уходить, они (шестидесятники) успешно обменяли её на “Волги”, дачи в Переделкине и право кататься по миру в статусе официальных выставочных советских неформалов…»
Ближайшие показы: 10, 13, 17 февраля
Театр на Бронной
Москва, Малая Бронная улица, 4, стр. 2
Возрастное ограничение: 16+
* * *
Ещё одна премьера Театра на Бронной – спектакль «Калина красная» по одноименной повести Василия Шукшина.
У нас эта пьеса известна прежде всего по замечательному фильму самого Шукшина, в котором писатель ярко – на одном нерве – сыграл роль Егора Прокудина. Смерть Егора среди русских полей стала потрясением для зрителей. Но мало кто помнил, что фильму предшествовала киноповесть «Калина красная» – не трагедия, но скорее лирическая драма. В повести акценты расставлены несколько иначе: она не столько о полных абсурда попытках уголовника Егора по кличке Горе встроиться в обычную жизнь, сколько о судьбе его возлюбленной – «заочницы» Любы. Тысячи женщин в России пишут заключённым, будучи полны слепой веры в миф, что любовь сильной женщины способна исправить человека, отвергнутого обществом. Но переписка с арестантом – игра с огнём. Заключённый идеализирует женщину как символ свободы, а она – его любовные покаянные письма, которые для половины барака пишут специально поднаторевшие в страстной переписке зеки. Но затем иллюзии неизменно рушатся.
Ближайший показ: 7 февраля
Театр на Бронной
Москва, Малая Бронная улица, 4, стр. 2
Возрастное ограничение: 16+
* * *
В Театре им. Вахтангова – премьера комедии нравов «Пуф, или Ложь и истина», поставленной по пьесе Эжена Скриба, вышедшей в свет в 1848 году в Париже. Кстати, это автор более 400 произведений, многие из которых пользовались оглушительной популярностью в театрах Парижа. С его именем связывают расцвет двух жанров: водевиля и «хорошо сделанной пьесы» – динамичной, остроумной, занимательной, с прекрасно прописанными характерами.
Режиссёр Ася Князева придаёт классическому сюжету современное звучание и выводит на первый план тему Божественной справедливости – непостижимой ни для конкретного человека, ни для человечества в целом. Тем не менее каждый человек мечтает о такой справедливости. И в то же время боится встретить её.
Дата премьеры: 4 февраля
Театр им. Е. Вахтангова
Москва, ул. Арбат, 26
Возрастное ограничение: 16+
* * *
Государственная Третьяковская галерея представляет выставочный проект, посвящённый творчеству Натальи Нестеровой, принадлежащей к числу наиболее значимых отечественных художников второй половины XX века.
Наталья родилась в Москве в семье архитекторов. В 1962 году окончила Московскую художественную школу при Институте имени В.И. Сурикова. Затем училась в самом Институте Сурикова. Уже в студенческие годы она завоевала известность композициями, переиначивающими канон соцреалистической фигурно-сюжетной картины: героико-идиллические сцены труда и отдыха в крымских здравницах сменились здесь образами некоего заколдованного царства, погружённого в оцепенение.
С конца 1970-х годов в живописи Нестеровой возобладали темы старинного города или парка. С годами на первый план в её живописи выходят библейские сюжеты, содержащие шутливые и одновременно серьёзные зашифрованные послания художника.
Новая Третьяковка
Москва, Крымский Вал, 10
Возрастное ограничение: 0+
* * *
В центре старой Москвы в галерее ЗНУИ открывается выставка «Волшебное». Четыре художника – Мария Маломуд, Галина Цыварева, Ирина Шопот и Наталья Чайковская – представят серии своих работ.
Концепция выставки позволила участницам обратиться не только к «женской» теме – образам томных красавиц, пианисток и балерин, но и к таинственным картинам природы, любимым животным, впечатлениям от путешествий и концертов. У художниц немало общего: живой взгляд на мир, сочность красок, постоянное присутствие любимых животных и «фишечек». Например, у Маломуд это бульдоги. У Цываревой – цветы. У Шопот – коты и зайчики. У Чайковской – крылатые котики и птицы в человеческих платьях.
Галерея ЗНУИ
Москва, ул. Покровка, 1/13/6, стр. 2
Возрастное ограничение: 0+
* * *
Коллективная выставка «Родные улицы чужого города» представляет работы, выполненные в разных техниках и по-своему осмысляющие опыт жизни в чужом для себя городе. Иногда, очутившись в неизвестном городе, можно увидеть знакомые сцены и истории, попадая в которые, человек будто снова оказывается на родной ему улочке. Порой незначительная деталь на фасаде или на асфальте может на мгновение перенести в другое, близкое сердцу «измерение», пробуждающее самое тёплое воспоминание, греющее душу. Художники по-разному интерпретируют этот сюжет. Для кого-то знакомыми становятся привычки и поведение окружающих людей, другим близкими и тёплыми – архитектура и окружающая среда, а некоторым достаточно увидеть знакомые логотипы или вещи, отсылающие к далёким воспоминаниям.
Bis Art Gallery, ЦСИ «Винзавод»
Москва, 4-й Сыромятнический пер., 1/8, стр. 8
Возрастное ограничение: 0+
* * *
Выставка «На грани» посвящена исследованию живописи и её актуальности в современном контексте – через реконструкцию художественного процесса. В воссозданной обстановке мастерских зритель сможет проследить процесс живописи: от подготовки холста и написания эскизов до выбора рамки для готовых картин, холстов, а также увидеть предметы, которые редко попадают в галерейное пространство.
Arbuzz Gallery
Москва, ул. Павла Андреева, 4
Возрастное ограничение: 12+
* * *
Персональная выставка Маргариты Гущенец «Наполненный пустотой» – новый проект от галереи «Небеса», посвящённый теме меланхолии.
Художница исследует это многогранное чувство, которое может препятствовать человеку, но также и стимулировать его, давать материал для размышлений.
В своей практике художница зачастую передаёт чувства через изображение природы. В качестве визуального исполнения обычно выбирает печатную графику.
Пространство Cube. Moscow
Москва, Тверская, 3, гостиница The Carlton, Moscow, 2-й этаж
Возрастное ограничение: 12+
* * *
В Музее Москвы проходит выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы». Более 300 художественных произведений из музейных фондов, архивов и частных коллекций, а также редкие документы из ведущих российских архивов, фотографии и кадры кинохроники демонстрируют развитие монументально-декоративного искусства Москвы с 1918 года по 1980-е годы. В экспозиции можно увидеть разные этапы создания, а также техники монументальной живописи: мозаики, фрески, сграффито, – предназначенные для фасадов зданий и общественных пространств Москвы. Среди экспонатов – произведения Владимира Фаворского, Александра Дейнеки, Евгения Лансере, Павла Корина, Екатерины Зерновой, Григория Дервиза, Андрея Васнецова и др.
Отдельное внимание уделено работам художников-монументалистов в годы Великой Отечественной войны, в том числе эскизам маскировки Московского кремля, полностью изменившим привычный архитектурный образ.
Музей Москвы
Москва, Зубовский бульвар, 2
Возрастное ограничение: 6+
* * *
В Дарвиновском музее проходит коллективная выставка группы фотографов Национальной ассоциации профессионалов фотоиндустрии «Главный герой». В течение года авторы собирали необычные фотоистории обычных людей, живущих рядом с нами.
Государственный Дарвиновский музей
Москва, ул. Вавилова, 57
Возрастное ограничение: 12+
* * *
В прокат выходит биографическая драма «Моди: Три дня на крыльях безумия», посвящённая художнику Амедео Модильяни. Это уже вторая режиссёрская работа Джонни Деппа, который после «отмены» в Голливуде перебрался на жительство в Европу. И в своём герое, которого упорно не хотели признавать при жизни, миллионер Депп явно увидел родственную мятущуюся и артистическую душу.
Итак, Париж, 1916 год. Идёт Первая мировая война, поэтому по улицам маршируют солдаты, а на бульварах Монмартра нищие художники безуспешно пытаются заработать на жизнь искусством и беспробудно пьют, сетуя на непонимание публики. Среди них трое друзей: Амедео Модильяни, Морис Утрилло и Хаим Сутин.
Отчаявшийся от безденежья Моди уже хочет сбежать из Парижа в родной Ливорно, но тут он узнаёт, что в город через пару дней приедет знаменитый коллекционер Морис Ганья, который счёл его работы интересными, так что он решает задержаться. Его друг Утрилло тем временем собирается пойти на войну добровольцем, а хитрый Сутин притаскивает домой разделанную коровью тушу и пишет с неё картину, мучая всех окружающих невыносимой вонью и скоплением мух. Он ещё покажет этому богатенькому коллекционеру, кто тут интересный!
* * *
В прокат вышла мелодрама «Разбитые сердца» Жиля Леллуша, которая вошла в тройку самых кассовых фильмов 2024 года во Франции и получила 13 номинаций на национальную кинопремию «Сезар». Это французский взгляд на лихие 90-е, которые, оказываются, оставили свой след и в глубине французской души. Вернее, ирландской – в основу сценария положен роман ирландского писателя Невилла Томпсона. В Ирландии были свои проблемы в 90-е.
Итак, депрессивный промышленный город где-то в провинции. По улицам шныряет хулиганьё. От скуки устраиваются мордобои на дискотеках. Причём все реалии французской провинции и облик французских гопников до боли знаком российскому зрителю: бритые затылки, кожаные куртки, спортивные костюмы «адидас три полоски». И вот в самых лучших традициях «Слова пацана» возникает любовь между неотразимым 17-летним хулиганом Клотером и юной школьницей Жаклин из католической школы, и страстные подростковые чувства прерываются на самом интересном месте местной полицией: Клотера сажают в кутузку – разумеется, по несправедливому обвинению. А за кадром звучат нестареющие Принс, Билли Айдол и The Cure, исполняющие гимн первой любви.