«От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки»
Выставка, включающая около 170 листов из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, охватывает пять веков истории европейского рисунка – от конца XV до середины XX века. Из богатой коллекции музея, насчитывающей 27 тысяч рисунков, отобраны лучшие образцы разных национальных школ: итальянской, французской, немецкой, голландской, фламандской и русской. Зрители увидят редко экспонируемые рисунки многих выдающихся мастеров, которые дают представление о многообразии графических техник, разных манерах рисования, о том, как на протяжении веков менялась эстетика рисунка.
Куда пойти: Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
«Сергей Виноградов. Нарисованная жизнь»
Музей русского импрессионизма представляет выставку «Сергей Виноградов. Нарисованная жизнь», посвящённую блестящему русскому живописцу круга Константина Коровина и Валентина Серова и влиятельному арт-консультанту России начала ХХ века.
Именно он увлёк коллекционированием Михаила и Ивана Морозовых, а впоследствии курировал их собрания. Во многом благодаря вкусу, широкому кругозору и чутью Сергея Виноградова в России появились полотна выдающихся зарубежных мастеров: Поля Сезанна, Огюста Ренуара, Клода Моне, Эдгара Дега, Винсента Ван Гога и других. Многие из этих произведений теперь украшают экспозиции центральных государственных музеев.
Также Виноградов вошёл в историю отечественного искусства как один из организаторов и активный участник выставок «Союза русских художников» и 1-й Выставки русского искусства в США в 1924 году.
Масштабная персональная выставка мастера соберёт более 60 работ со всей России. Кроме того, впервые за долгое время зрители смогут увидеть произведения из стран Прибалтики, куда Сергей Виноградов переехал в 1924 году.
Куда пойти: Музей русского импрессионизма.
«Взгляд из ХХ века. Древнерусская храмовая живопись в копиях художников советского времени»
Копирование на протяжении веков служило важным способом овладения навыками профессии художника: ученик, копируя работы мастера, постигал основы ремесла. С XVII века в Западной Европе копирование общепризнанных шедевров входило в процесс художественного обучения. Им занимались не только ученики, но и профессиональные художники, изучая живописные приёмы своих великих предшественников.
В России школа копирования произведений изобразительного искусства начала складываться с открытием в Санкт-Петербурге Академии художеств и, согласно европейской системе художественного образования, стала одним из методов обучения будущих живописцев. Тогда же в научных кругах возникла идея тщательного воспроизведения собственно русских древностей, в первую очередь храмовых росписей.
Выставка из фондов Музея им. Андрея Рублёва в залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств посвящена теме копирования выдающихся древнерусских храмовых росписей в 1920–1980-е годы. На выставке представлены копии росписей самых знаменитых памятников древнерусской монументальной живописи: от Софийского собора в Киеве до стенописей знаменитого мастера Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Некоторые из оригиналов не сохранились до нашего времени, что делает выполненные с них копии особенно ценными.
Куда пойти: Галерея искусств Зураба Церетели.
«Ненавсегда. 1968–1985»
Несмотря на то что слово «застой» имеет отрицательные коннотации, сама эпоха 1970-х – середины 1980-х годов была насыщена интеллектуальными спорами и поисками, поскольку в ситуации бегства от официальной идеологии критически мыслящие люди должны были куда-то направлять свои интеллектуальные способности.
Многие советские граждане приспособились к двойной жизни: утром на партсобрании горячо хвалили «дорогого Леонида Ильича», а в выходные или вечером того же дня в кругу своих с упоением рассказывали антисоветские анекдоты.
Экспозицию в Новой Третьяковке разделили на восемь частей. Сперва посетители попадают в помпезный зал с парадными изображениями генсека под названием «Ритуал и власть», где невольно чувствуешь себя винтиком системы. Но уже сразу за ним – иронический взгляд на это положение вещей в «Соц-арте» Комара и Меламида. А заканчивается выставка и вовсе уютной комнаткой, где предлагают присесть в кресло у работающего телевизора.
Показные масштабы постепенно сужаются до небольшого мирка квартирки в панельной многоэтажке. Выходить с экспозиции придётся через занавеску на шкафу под звуки ставшей гимном перестройки песни «Перемен требуют наши сердца».
Куда пойти: Новая Третьяковка.
«Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов»
Продолжение серии сменных экспозиций из цикла «Художник и время» в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники» посвящено важнейшим этапам истории русской графики. На выставке представлены произведения В.М. Васнецова, Н.Н. Ге, И.Е. Репина, В.А. Серова, М.А. Врубеля и В.Э. Борисова-Мусатова – художников, без которых было бы невозможно наступление нового века в искусстве.
Куда пойти: Третьяковская галерея.
«Реклама как искусство. Британский постер конца XIX – начала XX веков»
Великобритания стала родиной одного из ярких явлений в мировой художественной культуре ХХ века – рекламного дизайна – и прошла путь от отрицания до «триумфального воцарения иллюстрированной рекламы среди высокомерных муз искусства». Дело в том, что все важные информационные сообщения – официальные правительственные указы и рекламные объявления – издавна назывались в Англии «The Poster». Прежде всего это было связано с тем, что на протяжении нескольких веков своего существования централизованная королевская почта занималась не только доставкой писем, но также исполняла обязанности по оповещению подданных о происходящих в государстве событиях. В местных почтовых отделениях можно было узнать все провинциальные новости: о предстоящих ярмарках, свадьбах и крестинах, продаже скота и найме работников. Так, наряду с немецким плакатом и французской афишей появилось неординарное явление – британский коммерческий постер.
Уже в начале XIX столетия лидерство Соединённого Королевства в рекламе (её изобретательность и оригинальность) было бесспорно, но занимались коммерческими объявлениями только ремесленники-самоучки – викторианское общество презирало рекламу. Однако постепенно художники, приходившие в рекламу, изменили эти взгляды.
Вот только одно имя, которое вас заставит пойти посмотреть богатую и уникальную коллекцию британского плаката: Одри Бердслей.
Куда пойти: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.
«Наши 1990-е. Время перемен».
Игорь Мухин родился в 1961 году в Москве. В техникуме получил профессию слесаря-водопроводчика, работал техником по отоплению, ночным сторожем. Фотографией увлёкся с 16 лет, но лишь в 24 осознал, что в этом занятии его призвание.
Его первая выставка состоялась в 1987 году. С тех пор мастер чёрно-белой фотографии регулярно принимает участие в групповых и персональных выставках в России и по всему миру. Его работы входят в постоянные экспозиции ведущих мировых музеев.
Куда пойти: «Мультимедиа-арт-музей.
«Александр III Миротворец»
К 175-летию со дня рождения императора Александра III Исторический музей открывает выставку, посвящённую одному из самых знаковых правителей России.
«Александру III судьба отвела чуть более 13 лет правления. За это время он старался вывести Россию из бедственного политического и экономического положения, поставив при этом задачу сохранения и укрепления самодержавной̆ власти». Одной из центральных тем выставки является государственная деятельность Александра III. Основным приоритетом внешней политики император считал сохранение мира для России: на протяжении 13 лет страна не участвовала в вооружённых конфликтах. Демонстрируемые впервые архивные документы отразят сложный процесс решения внешнеполитических задач империи в Европе, на Балканах и Дальнем Востоке. Несмотря на ведение мирной политики, Александр III с большим вниманием относился к вопросу укрепления мощи армии и флота – «единственных союзников России».
Куда пойти: Исторический музей.