С одной стороны, патриотического кино вроде бы много.
С другой стороны, в год в России выходит более 250 сериалов – почти по сериалу каждый день. На культуру в этом году будет выделено более чем 50 млрд рублей. Казалось бы, нормально. И условия есть: общество консолидируется, идеи висят в воздухе, даже есть госзаказ и живые деньги.
А на выходе – бесконечные «богатыри», переснятые сказки, певец Шаман и «белая берёзонька» в эфире.
А вот по-настоящему народного кино про СВО пока что нет. Может быть, просто время ещё не пришло. Ведь и прежде самые любимые фильмы о войне снимались спустя десятилетия после победы. Впрочем, кто знает, как будут спустя десятилетия восприниматься наши фильмы, снятые по горячим следам.
* * *

«Солнцепёк»
Первый из фильмов, который спонсировал создатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин. Собственно, «вагнеровцы» там тоже появляются – в конце фильма «музыканты» разносят колонну ВСУ и передают трофейную бронетехнику ополчению Луганской Народной Республики.
Действие фильма происходит в самом начале гражданской войны на Украине. Главный герой, бывший участник афганской войны Владислав Новожилов, пытается вывезти свою семью из зоны боевых действий, однако становится очевидцем вооружённого нападения банды уголовников и, лишившись документов, попадает в Луганск. Командир ополчения ЛНР Павел Грицай устраивает его водителем скорой помощи – дело в том, что Новожилов ещё в Афганистане поклялся больше не брать в руки оружия. Но в одном из обстрелов гибнет семья Влада и родители Павла, после чего Влад вступает в вооружённое формирование – ЧВК.
* * *

«Лучшие в аду»
Последний фильм, который спонсировал Евгений Пригожин.
В основе сюжета – штурм жилых кварталов Попасной. Нашим – в смысле «белым» – нужно быстро захватить высотку, чтобы корректировщик смог навести ракетно-бомбовый удар на позиции украинской артиллерии. И весь фильм военные штурмуют это здание. Режиссёр Андрей Щербинин отлично показал, как проходят «трудовые будни» российских военных, какими крохотными шагами достигается победа.
Интересно, что этот фильм стал своего рода вершиной эволюции взглядов самого Пригожина на российско-украинский конфликт. Если в «Солнцепёке» силы врага можно разделить на три категории (убеждённые националисты, обманутые майданом простые украинцы и уголовники, которым важна только нажива), то в «Лучших в аду» стороны просто разделены на «белых» и «жёлтых». Недаром сам Пригожин говорил, что украинские военные – они такие же, как и мы, только воюют на другой стороне.
Возможно, именно это соображение и подтолкнуло его к вооружённому мятежу.
* * *

«Свидетель»
Игровой полнометражный фильм российского режиссёра Давида Дадунашвили, в центре сюжета которого оказывается бельгийский скрипач-виртуоз Даниэль Коэн, который считает себя гражданином мира, верит в добро и справедливость. В конце февраля 2022 года он приезжает на гастроли в Киев, и эта поездка навсегда меняет его жизнь. События специальной военной операции приводят музыканта в украинский посёлок Семидвери, где он становится свидетелем бесчеловечных преступлений украинских радикалов и кровавых провокаций. Теперь его главная цель не просто выжить, а донести правду до всего мира, который ему не хочет верить.
Несмотря на то что картина достаточно тяжёлая, зрители делятся отзывами, что смотрится она легко, буквально притягивает к экрану. При этом либеральной частью зрителей, а также западными критиками и ЦИПсО фильм был воспринят крайне негативно.
* * *

«20/22»
Название «20/22» можно трактовать и как разлом 2022 года, разделивший жизнь страны на «до» и «после», и как «двадцатилетние на войне 22 года». Именно столько главным героям фильма – студентам журфака МГУ Даниле и Алисе, которые с первых кадров беззаботно предаются страстным чувствам в только что снятой квартире, а потом спешат на митинг либеральной оппозиции против военной спецоперации на Украине. И бесполезно им что-то доказывать и спрашивать, кто начал гражданскую войну в 2014 году, – тогда они учились в школе и не обращали внимания на скучные новости. «Да какая разница?!» – скажут они, ведь это было так давно. Зато теперь они «нетвойнисты», потому что так модно в столичной тусовке.
Провинциалу Даниле очень хочется быть своим в тусовке, поэтому он скрывает, что его старший брат не просто ватник, но сражается в легендарном батальоне «Сомали».
Но вот беда: во время очередного сборища оппозиции Данила дерётся с омоновцем. Его вскоре опознают по видеозаписи, слитой приятелями в сеть. И Данила решает скрыться от полиции в зоне СВО – он едет в госпиталь к раненому брату, чтобы потом записаться в штурмовой батальон.
Следом за ним едет и Алиса, поссорившаяся с Данилой, но желающая вернуть студента в Москву. И вот эти в сущности ещё дети, попадая на передний край войны, на многие вещи открывают глаза, в том числе и на самих себя.
Соавтором сценария стал боец батальона «Сомали» Ринат Есеналиев, который исполнил и одну из главных ролей – взводного Бегемота. Поэтому весь фронтовой юмор и сочные диалоги, которые на гражданке просто не придумаешь, – это из самой гущи жизни.
Но самое главное – это не просто сериал о ходе СВО, но первый сериал, снятый не в военных декорациях, а на улицах освобождённого Мариуполя. И местные жители, пережившие штурм города в подвалах, снимались в массовке, подсказывая киношникам, как на самом деле над ними издевались террористы «Азова», которые специально отлавливали и отбирали детей, чтобы использовать их как живой щит.
* * *

«Резервисты»
Автором ленты выступил донецкий режиссёр Владимир Агранович – сын бойца и командира батальона «Спарта» Александра Аграновича, который был тяжело ранен под Волновахой.
В сериале показано самое начало СВО – «большой войны», как говорят на Донбассе. Вступления России в войну ждали и боялись все – и дончане тысячи раз говорили: «Пусть сразу погибнет тысяча, чем каждый месяц по сто, но пусть это только разрешится». В Донбассе уже знали, что такое фронт. И понимали, что без этого не выбраться из ямы, – только разлагаться, ветшать, уезжать, а потом сдаться лютому врагу от полной безнадеги…
И вот с началом большой операции в Донецке проводится мобилизация, и необстрелянных студентов-резервистов из Донецка отправляют на штурм Мариуполя. Три главных героя, три истории о взрослении на войне.
* * *

«Ландыши. Такая нежная любовь»
Комедийно-музыкальный сериал «Ландыши» начинается как унылая мелодрама в стиле «из князи в грязи». Катя Орлова, избалованная и взбалмошная дочь миллиардера из Лондонграда, внезапно для себя оказывается на исторической родине предков – в городе Вологде, где девушка пытается сбежать от жениха. Но вместо «резного палисада» Вологда встречает лондонскую гостью кромешной русской хтонью: девушку сразу же попытались завезти в лес и изнасиловать. К тому же жених заблокировал все кредитные карты, и от безысходности девушка оказалась в ночном клубе с караоке, где её снова попытался изнасиловать местный бандит. Но тут сюжет делает резкий разворот – за принцессу вступается Лёха, лейтенант российской армии, командир танкового взвода. И Катя решила спрятаться от мстительного жениха за забором военного городка в качестве фиктивной офицерской жены.
Ближе к середине сериала сюжет снова вроде бы встаёт на знакомые рельсы советской комедии «Выйти замуж за капитана», вышедшей на экраны в начале 80-х. Там любовь, вспыхнувшая между простоватым капитаном – пограничником с дальней заставы – и взбалмошной столичной «штучкой» – фотографом, которую сыграла молодая Вера Глаголева, предсказуемо разбивалась о быт и социальный статус: в конце концов герои расстались. Правда, в финале их всё равно сводили друг с другом, потому что любовь.
И только зритель приготовился к развязке «дельфин и русалка не пара», как вновь крутой танковый разворот. Начинается СВО, и всех офицеров полка мобилизуют на фронт. И Лёха пропадает без вести. Может, в плен взяли, может, в госпитале с контузией. Никто ничего толком не знает.
И героиня едет искать своего Лёху на Донбасс.
Полстраны смотрели эти сцены, утирая непрошенные слёзы с глаз и пытаясь проглотить невесть откуда взявшийся комок в горле. Это же мюзикл, банальная романтическая комедия, штамп на штампе, откуда слезам там взяться?! Но взялись откуда-то.
* * *

«Ополченский романс»
В основе сериала – одноименная книга писателя Захара Прилепина, которая, по сути, является сборником из 14 рассказов об ополченцах ЛДНР, никак не связанных общим сюжетом.
Для того чтобы все эти рассказы свести в некую целостную конструкцию, режиссёр Олег Лукичев с командой сценаристов придумали главного героя – журналиста Алексея Суворова. Разумеется, это избалованный столичный хипстер, либерал и нетвойнист, мечтающий о карьере за границей. Но вместо релокации в Европу, где можно спокойно пилить гранты USAID, он отправляется на Донбасс – буквально «прыгает на хвост» гуманитарщикам и едет описывать ужасы русской оккупации навстречу своему Пулитцеру.
И вот в этой максимально чужеродной среде с Алексеем Суворовым происходят вполне понятные и предсказуемые трансформации, превращающие соевого либераху в истинного патриота России.
* * *

«На краю бездны»
Режиссёр Максим Фадеев снимает войну в Донбассе с самого начала – с обороны Славянска в мае 2014 года.
И отсчёт ведёт именно оттуда: 2863-й день и так далее.
Каждая из серий этого документального сериала длится более полутора часов и посвящена одному эпизоду огромной беды-войны. Оператор буквально ползает по передовой с бойцами батальона «Сомали».
Первое, что сначала раздражает, а потом погружает в жуткую повседневность, – это неторопливое действие.
Но потом понимаешь, что неторопливость фильма адекватна самой войне. И, что самое главное, соответствует философии войны, изложенной бойцом с позывным Философ: «Война внеэмоциональна и меланхолична».
Она не меланхолична, просто у усталых бойцов уже нет сил на эмоции.
Это в советском кино, освободив Севастополь или Одессу, солдаты плескались в прибое и палили в воздух. Здесь сил хватает только на то, чтобы констатировать: «Ну вот и море». И даже не думать о том, сколько ещё дней предстоит идти от одного выгоревшего квартала на проспекте Металлистов до другого.
Ещё одна особенность кино Фадеева – врага практически не видно. Вот пулемётчик из окна разбитого дома строчит в окна соседнего здания. Вот танки в глинистой жиже палят по невидимому противнику.
Но реальность войны-беды тем не менее от этого никуда не исчезает.
Главный шок зрителя ждёт в конце каждого эпизода, когда вдруг понимаешь, что никого из «сомалийцев», к которым уже прикипел душой, нет в живых.
Хочется после этого что-то сказать, но сказать почти нечего.
Просто смотрите. Это надо увидеть.