Каждый, кому приходилось читать сказки, знает, что если персонаж показан некрасивым, то скорее всего он отрицательный. Добрые – красивые, ладные, стройные. Злые – толстые, кривые и косые. Вспомним хотя бы Золушку и её сестёр. Есть в этом всём логическое зерно. Вероятно, сочинители сказок хотели показать, что внутренний мир человека неизбежно отражается на его внешности (привет Дориану Грею!). И хотя мы живём не в сказочном мире и ушли далеко вперёд и от тех времён, когда складывались народные сказки, и даже от Шарля Перро, написавшего «Золушку», привычка судить, классифицировать людей по внешности и вообще давать чужой внешности какие-либо оценки ещё очень сильна. И многочисленные конкурсы красоты тому подтверждение.
Книга «Королевишны: #3колбаски» французской писательницы Клементины Бове начинается с того, что главная героиня Мирей занимает почётное третье место в школьном конкурсе… нет, не красоты, а уродства, который называют Конкурсом Колбас. Если вы думаете, что Мирей по своему желанию поучаствовала в таком конкурсе, то вы ошибаетесь. Третий год подряд этот конкурс в интернете проводит один из учеников школы – популярный мальчик по имени Мало. В предыдущие два года Мирей получала титул Золотой Колбасы, а в этом стала Бронзовой. Вот какого отзыва она удостоилась от организатора конкурса: «Борьба была суровой, но Мирей Лапланш всё равно останется для меня Королевой всех Колбас. О, эти жирные желейные ляжки, эти обвисшие груди, этот подбородок картошкой и маленькие поросячьи глазки – вы навечно запечатлены в моей памяти!». Правда, по реакции Мирей и не скажешь, что её расстраивает участие в этом конкурсе. На первых страницах кажется, что расстраивает её то, что кто-то обошёл её в борьбе за золото.
Шок. Два года подряд я брала золото, так что была уверена: уж меня-то никому не переплюнуть, – ан нет, ошиблась», – этими словами начинается книга. Постепенно мы понимаем, что сарказм и бравада Мирей – это защитная маска. У неё уже давно всё отболело, а защиты ждать неоткуда: родители (вернее, мама и отчим) заняты своей жизнью, а школьная администрация отделывается дежурными фразами о невозможности контролировать то, что происходит в интернете. Особенно пронзительной историю Мирей делает то, что Мало, затеявший это унизительное мероприятие, когда-то был её лучшим другом. Дети вместе росли, делили на двоих шалости и радости, и никакого дела до того, соответствует ли внешность друга общепринятым стандартам красоты, им не было. Пока кто-то из новых приятелей Мало не сообщил ему, что его подружка – «вылитая свиноматка». Детская привязанность не выдержала общественного давления, и из лучшей подружки Мирей превратилась в жирную корову и Золотую Колбаску. «Я вовсе не замычала и не удалилась вся такая иронично-безразличная, я стояла, как столб, и таращила глаза, пока они не вывалились из орбит внутрь моей черепной коробки, так что я слышала, как они катаются там, будто бильярдные шары, а через три часа, когда школьная медсестра вытащила их щипцами для мороженого и поставила на место, мне открылся мир, где я была уже жирной коровой». Всё повествование построено на противопоставлении: нарочито ироничный тон и глубокие, серьёзные переживания. И это приём, который не только делает книгу очень смешной, яркой и лёгкой для чтения. Он высвечивает проблему совершенно неожиданным образом. На фоне постоянно саркастичного тона, шуточек героини над собой и окружающими те редкие моменты, когда броня хотя бы немного спадает, становятся особенно тонкими и важными. И ты понимаешь, сколько боли на самом деле кроется в неуклюжей девчонке, которая первой готова засмеяться над собой и рассказать обо всех своих недостатках, чтобы, когда это сделают другие, было уже не так обидно. «Рубрика „Житейские хитростиˮ от тётушки Мирей: возьмите брошенные вам оскорбления и сделайте из них элегантную шляпку». Именно позитивный настрой Мирей становится двигателем сюжета. Она знакомится с двумя другими Колбасками и внезапно находит в них отличных девчонок и настоящих боевых подруг. Вместе они решаются на авантюру – совершить велопробег из своего маленького городка Бурк-ан-Бреса до Парижа и во что бы то ни стало попасть на президентский приём в День взятия Бастилии. А чтобы заработать на поездку, по пути девчонки решают торговать… колбасками! «– Не понимаю, зачем вам надо обязательно называться „Колбаскамиˮ! – возмущается мама. – Ужасное слово! – А мы сделаем его прекрасным. Вот увидишь! Или по крайней мере громким». Зачем Колбаскам понадобилось на президентский приём? У каждой своя причина, но они не столь важны (и никто, кроме самих девочек, о них не знает).
Поэтому каждый трактует их поступок по-своему. Кто-то видит в нём желание доказать что-то обидчикам, кто-то – просто хайп (за перемещениями Колбасок следит местная газета, и чем ближе к Парижу, тем больше внимания путешественницы получают как от прессы, так и от общественности), есть даже те, кто считает, что таким странным образом девочки решили сбросить вес…. И, в общем-то, причины (ни истинные, ни ложные) в результате оказываются не важны. Потому что главное – это процесс, дорога, в которой девочки лучше понимают себя и друг друга, получают новый опыт и – да – сами формируют новостную повестку. Они снова оказываются в центре внимания, как и во время Конкурса Колбас, но теперь они решают, что о них будут говорить, дозированно выдавая прессе новости о своей авантюре. А вот агрессор, наоборот, стремительно теряет свои позиции. В финале, когда он снова встречается с Мирей, он уже не крутой и популярный (даже в своих собственных глазах). К нему испытываешь что-то между жалостью и брезгливостью. Он больше не может зацепить Мирей. Не может вызвать сильных чувств в ответ. А ведь страх, беспомощность, отчаяние жертвы – именно то, чем «питается» зачинщик травли. «Мало, я не психолог, но у меня такое ощущение, что ты вымещаешь на мне собственное чувство вины за то, что стал этаким маленьким мачо, тупым, как пробка, который не придумал ничего лучше, чем показать, что порвал с детством, публично унижая лучшую детсадовскую подругу, и теперь попал в жуткое положение: надо сохранить лицо, а девчонкам, которых он травил, на него совершенно плевать, и вместо того, чтобы бояться, они его не замечают и, не спросив его, катаются по Франции и наслаждаются славой». Конечно, путь Колбасок далеко не безоблачный, а слава, даже минимальная, всегда имеет обратную сторону. Ещё одна важная тема книги – это кибербуллинг.
В социальных сетях постоянно обсуждаются поступки девочек, их мотивы и – куда же без этого – их внешность. Мирей как человеку с внутренним фильтром удаётся практически не обращать внимания на всё это, а вот другим девчонкам приходится тяжелее. «На каждого, кто говорит, какие мы гениальные, сильные, умные и боевые, в недрах соцсетей находится кто-то, кто усердно пишет, что мы жирные дуры, уродины, шкуры продажные, швали и шлюхи, грязные идиотки, страшны как задница, как три свиноматки. Кто эти люди? По-прежнему загадка. Правда ли за этими жуткими оскорблениями стоят живые люди, которые тоже едят, смеются, танцуют?» Если о травле в обществе говорят и пишут уже относительно давно и уже даже появились какие-то рекомендации для родителей и учителей, как остановить травлю в классе, то кибербуллинг – явление новое. Как вести себя, оказавшись внутри него, непонятно, и писатели пока тоже не отрефлексировали эту тему, она только появляется на страницах книг. Читатели, воспитанные на волшебных сказках, наверняка по ходу действия будут ловить себя на том, что ожидают в финале чуда. Колбаски, утомлённые многодневным велосипедным путешествием, обязательно похудеют, преобразятся, ворвутся в Париж – и всех ахнут: Золушки стали принцессами! Но подобный финал перечеркнул бы всю идею. Нет, преображение безусловно происходит, но оно не настолько прямолинейное. Девчонки немного сбрасывают вес и становятся более подтянутыми (а кто бы не стал после такого путешествия!). Но это не главное. Похудение и внешность вообще – это не самоцель. Главное – это новые возможности (и физические, и внутренние), которые они в себе открывают. Кто бы мог подумать, что пухленькие неспортивные девочки смогут много дней подряд крутить педали? Что школьницы сами обеспечат своё путешествие да ещё и заработают деньги на благотворительность? Что о них, на которых раньше, если и обращали внимание, то только чтобы посмеяться, будут писать в газетах, ими будут восхищаться и принимать их в президентском дворце? Прежде всего они сами не могли. Они не меняют себя. Это не тот случай, когда жертве травли говорят: ну, может быть, ты как-то не так себя ведёшь, раз над тобой смеются, может, тебе стоит похудеть, стать более дружелюбным и так далее. Они остаются такими же, какими и были, но заставляют всех вокруг посмотреть на них по-другому – преодолев собственные стереотипы и зашоренность. Это книга не о буллинге, не о жертвах и агрессорах. Она о принятии себя. И о тех ужасных рамках и стандартах, которое ставит нам общество и которым мы вынуждены соответствовать, чтобы в него вписаться. И о свободе, которую обретаешь, перестав пытаться это сделать. Как говорит героиням одна из встреченных в пути женщин, «феминизм – это идея о том, что женщиной не рождаются, женщиной становятся. А становиться женщиной в мире, где парни устраивают конкурсы Колбас, довольно отстойно».
Красной нитью через всё повествование проходит история о первобытных людях и загнанных лошадях, которую одна из девчонок узнала на уроке истории и рассказала остальным. Древние люди загоняли лошадей на скалы, и те, спасаясь от преследователей, срывались вниз и разбивались, становясь ужином для дикарей. Эта ситуация – отличная метафора травли и общественного давления вообще и очень красноречиво говорит о последствиях, к которым они могут привести. В эпилоге одна из девчонок, глядя на созвездие Пегаса, сокрушается природной несправедливостью: почему лошади, спасая себя, были вынуждены разбиваться, почему они не могли взлететь? «Астрид зевнула: – Может, какие-то и взлетели. Откуда нам знать? С первобытной историей, считай, как с мифологией! Люди тогда писать не умели, не строчили друзьям эсэмэски о каждом своём шаге. Так что хайпа бы не было. Хакима легла обратно, улыбаясь: – Тогда клёво, просто надо так и говорить. Что некоторые, доскакав до края обрыва, куда их загоняли люди, взлетали, вместо того чтобы разбиться. Наверное, охотники сильно бесились».
Три Колбаски и есть те самые лошади – загнанные на самый край, но отрастившие крылья. «– Я так и вижу их, – прошептала Хакима. – Тех, которые добегали до края и должны были прыгнуть… Я закрываю глаза, чтобы тоже увидеть. – И в этой толкучке, – продолжала Хакима едва слышно, – вижу тех, которые падают, но жмут, жмут, жмут на педали своими толстыми ногами, пока не замечают, что у них отросли крылья и они спаслись».