Но обо всём по порядку…
Желание писать детские книги было у меня давно, но находилось где-то на периферии сознания. Я знала, что хорошо бы когда-нибудь это сделать (а последние годы у меня в голове была даже довольно чётко сформированная идея), но постоянно откладывала: семья, работа, а самое главное – отсутствие уверенности, что это кому-нибудь нужно, и полнейшее непонимание, что делать потом с написанным текстом (а просто писать в стол – точно не мой вариант, если это, конечно, не медиапроект «Стол»), – всё это никак не давало собраться с мыслями и начать что-то делать.
Так я жила до конца лета 2020, когда, просматривая ленту социальных сетей, я увидела у знакомой объявление о наборе в Школу детской книги. До этого момента я о ней ничего не знала и не слышала, хотя, как оказалось позже, несколько моих знакомых через неё прошли. Но заявку на всякий случай отправила. И почти сразу получила ответ: «Вы приняты, увидимся в октябре».
Заявка состояла из рассказа о себе и мотивационного письма, которое должно объяснить, зачем вам нужна Школа детской книги. Просто желания недостаточно. Если вы никогда ничего не писали и вдруг решили стать автором, вам не сюда. Если не умеете рисовать, но хотели бы научиться и проиллюстрировать книжку, – тоже. Тут не учат писать и рисовать с нуля – никаких основ композиции и строения сюжета. Чтобы поступить, нужно быть в теме, в профессии. Школа детской книги не учит, она скорее направляет тех, у кого есть соответствующее образование, знания, но пока недостаточно опыта.
Что такое Школа детской книги?
Это курс повышения квалификации, рассчитанный на молодых специалистов (до 35 лет), организованный издательством «БерИнгА» и Московским педагогическим государственным университетом при поддержке Роспечати.
Обучение в ШДК бесплатное, но нужно подходить по возрасту (хотя это не так строго, у нас на курсе были люди старше: видимо, всё зависит от наличия свободных мест и силы убеждения), иметь диплом о высшем образовании и некое профессиональное портфолио, которое вы отправите в качестве заявки.
Ну и время, конечно. Занятия очные, совмещать их с постоянной работой, семьёй довольно сложно, но возможно. Некоторые даже специально приезжали из других городов!
Первый тандем
Всего на курс набирают около 30 человек. В идеале должно быть поровну авторов и иллюстраторов. Также могут прийти редакторы, маркетологи, будущие издатели – для всех занятия будут интересны и полезны.
Главная цель обучения – создать оригинальный проект детской книги. Для этого нужен тандем из автора и иллюстратора. Создание этого тандема – пожалуй, самая сложная и самая важная задача на протяжении всего обучения. Поскольку на подготовку проекта есть всего месяц, то начинать нужно сразу: придумать идею и найти партнёра для её воплощения в первые дни обучения.
И теперь представьте: перед вами сидят 30 человек, которых вы видите первый раз в жизни. В голове – хаос из имён, идей, которые высказали другие авторы, и картинок, которые показали иллюстраторы. Очень мало времени, чтобы узнать и понять друг друга.
Нашему курсу задачу усложняло ещё и то, что иллюстраторов было в 2 раза больше, чем авторов, так что некоторым авторам приходилась брать несколько проектов, а иллюстраторам – работать в одиночку, отвечая не только за картинки, но и за идею, и за текст.
Проект своей книги
Это красиво оформленная идея. То есть писать и рисовать всю книгу за месяц не нужно (хотя можно, если есть силы, желание и книга не большая по объёму), но надо хорошо её продумать и знать не только идею и сюжет, а все нюансы, начиная от целевой аудитории и заканчивая количеством страниц и форматом.
И, конечно, написать и проиллюстрировать несколько разворотов, чтобы представить их на защите в финале обучения.
На нашем курсе проекты были абсолютно разные: «тихие» книги, практически без слов, и объёмные повести, художественная литература и нон-фикшн, поэзия и проза, книги для малышей и для подростков.
Учат в Школе, учат в Школе...
Занятия в ШДК делятся на два типа – лекции и практические занятия. Лекциям посвящено 4 дня в неделю, практике – один. На лекциях практикующие писатели, художники, дизайнеры, руководители издательств и книжных магазинов, маркетологи и редакторы делились своими знаниями и опытом, скрытыми от посторонних глаз нюансами работы, лайфхаками и просто заражали своими вдохновляющими примерами. Перед нами выступали писательница Юлия Кузнецова, директор издательства «Волчок» Николай Джумакулиев, главный редактор издательства «Пешком в историю» Александра Литвина, заместитель директора книжного магазина «Москва» Екатерина Мосина, книжный продюсер Денис Давыдов и многие другие.
Пятницы были посвящены разбору наших проектов. Это были самые интересные и драйвовые дни. Проекты курировали три специалиста: редактор, дизайнер и маркетолог, – и каждый со своей стороны критиковал, хвалил и направлял. Это давало возможность увидеть свою книгу объёмно, воспринимать её не просто как абстрактный текст, а как законченный продукт, который выходит на рынок и встречает своего читателя.
Абсолютно все проекты очень сильно изменились в процессе работы, и между идеей, с которой мы начинали, и итогом часто лежала целая пропасть.
Что в итоге?
Финал обучения – это защита проектов перед комиссией, состоящей из редакторов и издателей, которые до этого читали нам лекции. И это самое важное, что даёт ШДК, – возможность представить свою идею людям, которые делают книги, и быть услышанным! Ну когда ещё несколько руководителей издательств будут сидеть вместе и несколько часов слушать тех, кто пока не выпустил ни одной книги, но очень хочет?!
Каждый проект издатели обсуждают, отмечают плюсы и минусы, советуют, что можно улучшить. А если что-то очень понравится, то дополнением к диплому может стать и контракт с издательством (что для ШДК совсем не редкость – по итогам нашего курса уже готовится к печати несколько книг).
Но даже если этого не случится, всё точно не зря. Потому что этот месяц выводит тебя на совершенно новый уровень. Как книжный обозреватель с многолетним стажем я думала, что знаю о книгах практически всё. Но теперь я смотрю на книги абсолютно по-другому. Если раньше для меня в книге абсолютно главенствовал текст, то теперь я вижу, как он взаимодействует с иллюстрациями и какая работа стоит за тем, чтобы это взаимодействие случилось. Как журналист, сделавший не одно интервью с писателями и издателями, я думала, что у меня много полезных знакомств. Но теперь их стало ещё больше. Как бывший редактор детского журнала я была уверена, что мне будет несложно придумать что-то интересное для детей. Но приходилось раз за разом переделывать и усовершенствовать свои идеи.
И отдельно хочется выделить бесценный опыт работы в команде с иллюстратором, близким по духу, и навыки самопрезентации, которые даёт Школа. Потому что даже если бы я в итоге и решилась самостоятельно довести до ума свою идею, грамотно её оформить и представить издателю у меня бы вряд ли получилось бы: мне бы просто не пришло это в голову.
Очень хочется верить, что упразднение президентом Роспечати, которое произошло в ноябре 2020 года, не скажется на судьбе Школы детской книги, и в следующем году она снова откроет свои двери. Потому что это бесценный опыт как для молодых специалистов, которые всего за месяц получают огромное количество знаний, знакомств и понимания профессии, так и для издателей, которые имеют возможность дополнить свои издательские портфели яркими свежими идеями и новыми именами.