Благовещение, авангард и хтонь

В Москве сняли часть ковидных ограничений. «Стол» представляет новые выставки и самые значимые премьеры начала февраля, которые невозможно пропустить.

Посетительница на выставке «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» в Музее Москвы.  Кирилл Каллиников / РИА Новости

Посетительница на выставке «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» в Музее Москвы. Кирилл Каллиников / РИА Новости

Библейские эскизы Александра Иванова

Главная, хотя в целом далеко не самая масштабная премьера в Третьяковке, – выставка «Благовещение», открывающая графический цикл мини-выставок «Библейские эскизы», которая представляет эксклюзивное собрание графики Александра Андреевича Иванова, включающее более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов. По замыслу А.А. Иванова, все эти эскизы предназначались для настенных росписей «в особо на то посвящённом здании» – но не в церкви, а в некоем воображаемом «храме искусства».

В первую выставку цикла включены произведения на евангельские сюжеты о чудесных знамениях и событиях, связанных с рождением Иисуса Христа и Иоанна Предтечи. Главные сцены евангельской истории должны были занимать центральные поля отдельных стен здания. Вокруг этих больших композиций планировалось разместить многочисленные истории из Ветхого завета, в которых рассказывалось о чудесных благовестиях и пророчествах появления Мессии. Также Иванов предполагал включить в композицию сопоставимые по смыслу сцены из древней истории и античных мифов. Впрочем, из заметок художника известно, что он стремился избежать «соблазнительной» или «комической сцены», чтобы не нарушить глубоко серьёзный тон визуального повествования.

Куда пойти: Главное здание Третьяковской галереи, Москва, Лаврушинский переулок, 10.

* * *

Александр Бенуа и его «Мир искусства»

Выставка посвящена деятельности художественного объединения «Мир искусства» и приурочена к юбилею его основателя и лидера Александра Бенуа, общественного деятеля и художника-графика, который прежде всего прославился также как прекрасный иллюстратор. Чаще всего он «сотрудничал» с произведениями Пушкина: его иллюстрациями были сопровождены три издания «Медного всадника» и два – «Пиковой дамы». Также Бенуа занимался оформлением спектаклей Большого драматического театра (БДТ), сотрудничал со знаменитым миланским театром Ла Скала.

Но самым главным достижением Бенуа стало, пожалуй, объединение «Мир искусства», включавшее целый комплекс явлений: журнал, выставки и художников, которые сплотились вокруг издания журнала и составили его редакцию. Сам Бенуа писал: «Я считаю, что под „Миром искусстваˮ следует подразумевать не то или другое или третье в отдельности, а всё это вместе или – вернее – некий коллектив, который жил своеобразной жизнью, особыми интересами и задачами, старался разными средствами воздействовать на общество, пробудить в нём желаемое отношение к искусству, понимая это в самом широком смысле...»

Именно Бенуа является автором множества терминов, вошедших в русскоязычную теорию искусства. В том числе Бенуа придумал и понятие «авангард». Описывая выставку «Союза русских художников», он разделил всех её участников на три группы: авангард, центр и арьергард. Себя он определил в центр, Ларионова же, например, – в авангард. С тех пор этот термин начал употребляться повсеместно.

Куда пойти: Главное здание Третьяковской галереи, Москва, Лаврушинский переулок, 10.

* * *

Всё о Сухаревой башне

Центр Гиляровского подготовил экспозицию о знаковом московском здании – Сухаревой башне. Посвящена она репортёру-бытописателю Владимиру Гиляровскому. Легенды и бурная повседневная жизнь башни и окружавшего её пространства – Сухаревского рынка – нашли отражение в статьях, стихах и самой известной книге Гиляровского «Москва и москвичи», где им отведена целая глава. Сухарева башня – особая достопримечательность: это и средоточие городской жизни, и мифологизированный образ, и огромная архитектурная утрата ХХ века. В начале 1930-х годов советское правительство решило снести Сухареву башню. На её защиту встали горожане и деятели культуры, о чём свидетельствуют сохранившиеся письма руководству страны и лично Иосифу Сталину. Несмотря на сильное общественное противостояние, в 1934 году памятник всё-таки демонтировали. Прошло много лет, но Сухарева башня по-прежнему остаётся невосполнимой утратой в истории города: редкий памятник по сей день привлекает столь пристальное внимание жителей столицы.

Куда пойти: Центр Гиляровского. Москва, Столешников переулок, д. 9, стр. 5.

* * *

ВХУТЕМАСу – 100

Столетие Высших художественно-технических мастерских – главного творческого института страны, определившего путь дизайнерского образования в России в XX веке, – должны были отпраздновать ещё в прошлом 2020 году, но помешала пандемия.

И вот сейчас Музей Москвы подготовил масштабную экспозицию «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», которая представляет уникальную коллекцию артефактов, отразивших все художественные эксперименты эпохи авангарда.

Среди предметов выставки – редкие и неизвестные произведения художника и фотографа Александра Родченко, архитектора Николая Ладовского, художницы Любови Поповой. Центром экспозиции стал «Летающий город» студента Георгия Крутикова, парящий в космическом пространстве. Посетители выставки также увидят концепцию полностью программируемого алгоритмами города, растворяющегося в природе санатория, узнают, где в Москве был реализован целый квартал по проекту студента ВХУТЕМАСа, и многое другое.

Куда пойти: Музей Москвы, Зубовский бульвар, 2.

* * *

Русские «Топи»

С 28 января можно посмотреть «Топи» – новый российский мистический сериал от сценариста и писателя Дмитрия Глуховского, известного автора цикла романов «Метро 2033», а также романа «Текст». И если вы не любите спойлеров, то самое время бросить читать заметку.

Итак, спойлер: действие в «Топях» развивается по классическим законам жанра хоррор: три девушки и двое парней отправляются в некий монастырь в Архангельской области, где просветлённые монахи-старцы помогут ответить на все волнующие вопросы: кого-то мучает неразделённая любовь, кого-то – чувство вины за смерть близкого, третьего – неизлечимая болезнь. Но поездка в компании внешне отталкивающего шофера оказывается недолгой: машина попадает под лесовоз, все погибают, но не осознают этого, а действие сериала совершенно логичным образом переходит в постмортальную реальность, которая как две капли воды похожа на тоскливую российскую провинцию, откуда невозможно сбежать, как невозможно сбежать от самого себя. Словом, смотреть ли эту русскую хтонь в интерьерах непроходимых болот, решайте сами, но сериал так или иначе соберёт свою долю хайпа.

Читайте также