Текст и фото Ольга Добролюбова
В прошлом году, например, впервые в истории творческого пространства был объявлен международный конкурс арт-объектов для участия в празднике весны. Победителем стало архитектурное бюро Katarsis из Петербурга с проектом «Сжигая мосты», знакомое основателю парка Николаю Полисскому с декабря 2019 года.
«Масленица – это прощание с зимой, расставание с чем-то, а сжигание мостов – и есть расставание. Нам также было важно сделать пространственный объект, который бы объяснял наше впечатление от просторов калужских полей. Для нас это символ вечного путешествия, русской мечты. Таким образом и появился мост», – поясняли потом архитекторы Петр Советников и Вера Степанская.
В фотографиях был запечатлен не только итог многомесячной работы по созданию «моста», но и все подготовительные этапы. Результатом стала эта история, рассказывающая о том, что обычно остается за кадром.
Петр Советников и Вера Степанская: «Мы привыкли, что процесс творчества и последующего строительства обычно закрытый, можно сказать личный, а публичный в итоге только результат. Соответственно, это такой новый опыт. Сейчас мы рады, что процесс фиксировался. Оказалось что стройка в данном случае — это отдельное действо, представляющее интерес само по себе. Обычно архитектура живёт долго, но этот случай уникальный, ведь мост был построен, чтобы сгореть, его жизнь после завершения была яркой, но короткой, поэтому все свидетельства его существования особенно ценны. Кроме того, сам процесс сожжения, это же по сути мгновение, приобретает особую интонацию, когда понимаешь, что за этим стоит целая история».
Николай Полисский: «Мы получили много интересных заявок, но работу жюри облегчил практический подход. Критерием отбора стал наш опыт в том, как на деле можно построить объект, и как он будет гореть. Интересно было разглядывать объекты от молодых участников, через них можно увидеть, чем они живут, и какие идеи витают у нового поколения в воздухе. Я многие годы создавал объекты для Масленицы, но нельзя все делать самому. Хочется взять паузу, время подумать, накопить идеи для будущих проектов, и это отличный повод привнести бодрость новой идеи и дать возможность новым авторам предложить что-то, поразмыслить над таким местом как Никола-Ленивец».
Строительные работы начались в середине декабря и были закончены в двадцатых числах февраля. Для того, чтобы успеть в сжатые сроки построить масштабный объект, людям приходилось работать с утра до вечера в любую погоду практически без выходных.
По словам Арсения Лавриченко, одного из участников строительства моста, когда работаешь над объектом, испытываешь три состояния:
«Первое – когда видишь будущий проект и где-то до середины стройки каждый день радуешься, как объект растёт на глазах, любуешься какой он красивый и даже испытываешь чувство гордости за свою работу. Именно в эти моменты становится очень жалко сжигать свои труды. Второе – к концу строительства это несколько надоедает. Видимо, чувство усталости, плохая погода и постоянное напряжение дают о себе знать. Третье – в самом конце уже не испытываешь абсолютно ничего. Когда делили ребят и собирали команду из трех человек, которые будут поджигать мост, я с удовольствием подписался. Похоже для меня было очень значимо оставить этой зимой все сложности и ссоры».так рассказывает о своих впечатлениях: «Вообще для меня рабочий процесс в эти три месяца строительства и подготовки к Масленице всегда интересный, связанный с высотой и непогодой... По мне, это один из самых грандиозных объектов на Масленицу в Никола-Ленивце».
На масленичной поляне вокруг моста был возведён средневековой город. Гости могли принять активное участие в его жизни: париться в бане, колоть дрова, стирать белье, кататься на карусели, участвовать в ярмарочном представлении, как будто ожила картина Брейгеля со снующими по площади фламандского городка суетящимися ряжеными, гуляками, монахами и торговцами.
Фото: Ольга Добролюбова
В этом году Николай Полисский подготовил масленичный объект сам («замок Корона-Людоеда)— и снова, по традиции, запланировал его сжигание. «Кудесники прогонят все хвори, а вечером позовут на сожжение не Масленицы, а большого арт-объекта Николая Полисского. Отдавая неподатливому огню — соавтору художника — наш арт-объект, мы вакцинируем мир от всех болезней, а там и до лета рукой подать», — поясняют устроители. Все билеты на представление уже проданы: по-видимому, соотечественники, и впрямь, заждались весны и перемен.