Искусство идет на площадь
Лет двадцать тому назад бизнесмен Михаил Эрнестович Куснирович, хозяин ГУМа и Bosco di Ciliegi, задумав провести фестиваль искусств «Черешневый лес», решил нарядить деятелей российской культуры и «звёзд» российского шоу-бизнеса в холщовые рубахи и соломенные шляпы дачников позапрошлого века. Ассоциация с пьесой Антона Павловича Чехова была более чем прозрачной: нынешний Лопахин купит на корню не только разорившееся дворянское гнездо, но и самих аристократов. Что ж, ныне Куснирович переносит свои дачи уже на Красную площадь Москвы: в рамках открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» ГУМ в партнёрстве с фестивалем «Архстояние» представляет новый фестиваль ГУМ-Red-Line c выставкой российского паблик-арта «Красный сад». Как обещают организаторы, Красная площадь превратится в сад скульптур: здесь впервые состоится выставка стрит-арта, созданного известными российскими художниками. Вот лишь несколько имён: за ленд-арт отвечает мэтр направления Николай Полисский; московский концептуализм представляет Андрей Филиппов; медиаискусство, мимикрирующее под садовую скульптуру, – Аристарх Чернышёв; постмодернистскую традицию с элементами сюрреализма – Ринат Волигамси; монументальное искусство из металла в технике ковки – Дмитрий Жуков; абстрактную скульптуру – Роман Ермаков; паблик-арт с элементами советского монументального искусства – Дмитрий Аске; интерактивные инсталляции – Василиса Прокопчук и Евгений Брагин.
Куда пойти: Красная площадь
Историческая живопись в Новой Третьяковке
Новая Третьяковка представляет выставку, посвящённую исторической картине в русской живописи конца XVIII – начала XX века. Картины, включенные в экспозицию, принадлежат самым известным российским живописцам, писавшим на темы российской истории. Это В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.В. Верещагин, С.В. Иванов, К.В. Лебедев, А.Д. Литовченко, К.Е. Маковский, В.Г. Перов, Г.И. Семирадский и многие другие.
Открывает выставку зал, посвящённый Александру Невскому, образ которого олицетворяет идею служения Отечеству. В этом пространстве вместе с прославленным триптихом Павла Корина представлены редкие иконные и живописные образы Александра Невского, князя, воина и святого, созданные в XVIII и XIX столетиях. Рядом выставлены ценные артефакты эпохи – например, княжеский шлем или меч святого благоверного князя Довмонта-Тимофея Псковского, княжившего в XIII веке.
Всего экспозиция включает шесть разделов: «Древняя Русь. Легенды и быль», «Московское царство. Иоанн Грозный», «Герои Смутного времени. Первые Романовы», «Русские бояре XVII столетия. Обычаи и нравы», «От Петра Великого до Екатерины Великой», «Военная история России XVIII – начала XX века».
В состав выставки включено более 100 полотен из 37 российских музеев и 3 частных собраний. Среди произведений, представленных в экспозиции, – картины, ранее не покидавшие музейные фонды и не выставлявшиеся в Москве, в том числе полотна из Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Государственного музея-заповедника «Павловск», Самарского областного художественного музея, Курской государственной картинной галереи и многих других собраний.
Куда пойти: Новая Третьяковка,
Адрес: Крымский вал, 10
Железный век в Историческом музее
В рамках Года Германии в России в Государственном историческом музее работает экспозиция «Железный век. Европа без границ», организованная при участии государственных музеев Берлина. Более 1 300 экспонатов знакомят посетителей с элементами культуры и повседневной жизни европейцев эпохи железного века, то есть примерно с IX–VII века до н. э. до I века н. э.
Тогда привычный нам мир был совсем другим. Погода была теплее, в реках и озёрах водились ныне исчезнувшие рыбы, даже рисунок созвездий был не похож на сегодняшнее небо. Вся Евразия была покрыта густыми лесами, а в предгорьях Карпат и по берегам рек расцветали неизвестные нам цивилизации – например, на Крите строились дворцы- лабиринты, а в Британии неизвестные племена воздвигали самое загадочное культовое сооружение Европы, позже названное Стоунхендж.
Но самое главное – в Средиземном море тогда ещё располагался остров Санторин, который был разрушен в результате взрыва вулкана. После взрыва в небо на высоту в двадцать километров поднялся столб дыма, а пепел густым слоем покрыл все острова в Эгейском море. В мире наступила «ядерная зима», которая сдвинула с места многие народы, в том числе и индоевропейские племена. Ситуация напоминала бильярд, когда один резкий удар по шару-битку приводит все остальные шары в хаотичное движение. Итак, арьи пришли покорять Индию. В Европу пришли кельты, в Грецию – ахейцы, в Иран – иранцы, предки персов, которые сдвинули с места семитские племена гиксосов, отправившихся на завоевание Египта.
Этой эпохе первого переселения народов и посвящена выставка, на ней собраны артефакты первых мигрантов, прибывших покорять европейский континент, который тогда действительно не знал границ.
В экспозиции представлены древности гальштатской культуры Центральной Европы и кобанской культуры Северного Кавказа, культур Восточной Европы, Италии: предметы из кладов, памятники кельтской культуры, сокровища скифских степных курганов и другие артефакты. Есть и настоящие археологический сокровища – например, золотые бляшки из знаменитого скифского кургана Куль-Оба, найденного в 1820 году под Керчью. Внутри кургана обнаружилось погребение древнего скифского царя с женой и наложницей. Причём скифский царь был огромного – особенно по меркам того времени! – роста в 198 сантиметров. Плюс косая сажень в плечах.
Большая часть золотого облачения царя ныне хранится в Эрмитаже, и эти предметы никогда не выставлялись вместе.
Куда пойти: Исторический музей,
Адрес: Красная площадь, 1