«В городе Феодосия, где мы живём, нет театра и вообще какого-либо культурного центра, который мог бы формировать культурную и творческую среду для детей и молодёжи, поэтому мы решили его создать», – рассказывает коллектив «Волшебного театра». Когда в репертуаре театра появилось несколько популярных спектаклей, все стали чувствовать необходимость обзавестись собственным «домом».
И тогда режиссёр Никита Беляков опубликовал на своей странице в Facebook видеообращение, в котором попросил своих зрителей присылать ему кирпичи для строительства «Волшебного театра». «Кирпичи полетели по почте со всей планеты. Феодосийскую почту в буквальном смысле завалили кирпичами. И какими! Хранители музеев дарят «Волшебному театру» старинные кирпичи из стен домов-музеев, усадеб, церквей, монастырей. Путешественники привозят редчайшие в мире кирпичи из самых удалённых концов планеты. Художники лепят и обжигают кирпичи из глины. Дети раскрашивают их красками».
Так, буквально по кирпичику, сложилась главная идея будущего театра: «сотворчество, сопереживание, создание волшебства своими руками, которая объединяет и воодушевляет людей, делает их добрее, пропагандирует мир и семейные ценности», – считают руководители проекта.
Опера «Периодическая система»
Итальянский поэт-антифашист Примо Леви был студентом химического факультета Туринского университета, пока фашистские власти в 1938 году не запретили евреям учиться в государственных школах и университетах. Его книга под названием «Периодическая система» легла в основу одноименной оперы-притчи, поставленной командой студентов и выпускников российских музыкальных вузов. «История состоит из шести глав: Кислород, Углерод, Золото, Свинец, Мышьяк и Хлорид Натрия. В них отражается мир героя, который знает свои корни с XVI века и не может найти опоры в XX веке. История учёного-химика, движимого призванием и любовью, но оказавшегося в условиях, когда в газовых камерах рядом с тобой исчезают люди. История химии как науки, подававшей надежду разгадать строение Вселенной, но так и не сумевшей объяснить, почему человек уничтожает человека», – так описывают идею своей постановки её создатели: композитор Алина Подзорова и либреттист Ася Чащинская. Их цель: объединив молодых исполнителей – студентов и недавних выпускников творческих вузов, – создать не просто оригинальную оперу, но найти совместно новый музыкальный и театральный язык.
«Театр Села»
В Калужской области есть населённый пункт с ярким названием – Село Льва Толстого. Но с недавних пор село стало привлекать не только названием. Глеб Данилов – совсем молодой актёр, недавний выпускник ГИТИСа, который, впрочем успел поработать в театре у Калягина, сняться в кино, сам уроженец Калужской области. Оставив столичную карьеру, обещавшую быть весьма успешной, он возвращается на историческую родину и создаёт «Театр Села». Через несколько лет из самодеятельного коллектива театр превратился в культурный центр – и не только для местных жителей. Одна из задач «Театр Села», который стал, по сути, первым негосударственным сельским театральным проектом, – популяризация сельского туризма: в Село Льва Толстого теперь едут не только за природой и деревенской тишиной, но и за крутыми театральными впечатлениями.
ТЕАТРБЕЗГРАНИЦ
Российские театры не так быстро, как хотелось бы, но всё-таки начинают поворачиваться к зрителям с особенными потребностями: появляются спектакли для глухих и слепых, для людей с ментальными нарушениями, некоторые начали задумываться о доступной среде для тех, кто передвигается на колясках.
Но проект ТЕАТРБЕЗГРАНИЦ из Санкт-Петербурга стремится создать такую структуру, чтобы зрители с особенностями здоровья имели постоянную возможность, как все остальные, пойти на тот спектакль, который хочется, в удобное место и время. Для этого необходима разветвлённая и хорошо отлаженная структура с подготовкой спектаклей к переводу на РЖЯ и тифлокомментированию, привлечением переводчиков, с подготовкой театральных сотрудников, которые должны встречать людей с особенностями здоровья, с проведением кропотливой разъяснительной работой среди обычных зрителей и в актёрской труппе и т.д. Этим и занимается ТЕАТРБЕЗГРАНИЦ.
«Балаган»
Любительский театр «Балаган» вырос из студии с вахтанговскими традициями, которая была организована в Ярославле аж в 1977 году выпускником театрального института имени Щукина Юрием Спиридоновым и просуществовала до 1991 года. Как говорят создатели, стимул к возрождению «Балагана» дал «незакрытый гештальт» – не поставленный в своё время мюзикл по произведениям Маркеса «Очень старый сеньор с огромными крыльями». Гештальт закрыт – мюзикл, как и ещё десяток спектаклей, в репертуаре театра. Сюда приходят люди, «больные театром»: возраст и профессия не важны, главное – увлечённость. В студию проводится открытый приём, после чего студийцы проходят курс актёрского мастерства.
Для постановок приглашаются профессиональные режиссёры, мастера звука и света. Обладая энергией и энтузиазмом любительского театра, «Балаган» при этом ставит весьма профессиональные спектакли, которые стали заметным культурным событием в области.
Подать заявку на премию «Жить вместе – 2021» можно до 4 июля. Подробности – на сайте премии.