Цветы на «белом золоте»

В Государственном Эрмитаже проходит выставка цикла «Подношение к Рождеству» – «Искусство и ботаника: вазы Императорского фарфорового завода конца XIX – начала XX века»

Ваза «Сирень». Фото: Андрей Теребенин/Государственный Эрмитаж

Ваза «Сирень». Фото: Андрей Теребенин/Государственный Эрмитаж

Русский фарфор способен захватить душу. Вот лишь одна правдивая история: живописец по фарфору Императорского фарфорового завода Григорий Матвеевич Горьков ждал, когда в ботаническом саду расцветет овеянная легендами «Царица ночи» – кактус, цветущий раз в году одну-единственную ночь. Горьков был готов из дому по сигналу из сада в любую минуту выехать в Ботанический сад, дежурил, не спал… Потому что, только увидев это чудо, мог создать свою декоративную вазу.  Шедевры таких мастеров представлены на новой выставке Эрмитажа.

Выставки цикла «Подношение к Рождеству» – это всегда совместная история Эрмитажа и Императорского фарфорового завода, это тайна фарфора, история владельцев предметов и художников, создававших шедевры. На сей раз в экспозиции представлены и старинные вазы, и те, что художники – наши современники – создавали в 2025 году специально для этой выставки.

Особенность выставки ещё и в том, что практически все экспонируемые вазы – из частных коллекций и демонстрируются публике впервые. Государственный Эрмитаж предоставил всего около десятка экспонатов. А Императорский фарфоровый завод кроме современных ваз и сервиза «Флора России» поделился бесценным материалом из вспомогательного фонда своего музея – фотографиями созданных на заводе ваз эпохи модерна с той самой цветочной подглазурной росписью.

Цветы на фарфоре – казалось бы, обычное дело: растительные и цветочные мотивы мастера, расписывавшие изделия, использовали всегда. Но с момента открытия европейского фарфора в XVIII веке и до второй половины века позапрошлого художники воспроизводили на поверхности «белого золота», как называли фарфор в России, рисунки из ботанических атласов.

Ваза «Чертополох». Фото: Андрей Теребенин/Государственный Эрмитаж
Ваза «Чертополох». Фото: Андрей Теребенин/Государственный Эрмитаж

«При всей красоте и самобытности все цветы из атласов всё же имели отпечаток декоративизма, а художники хотели избежать бутафории и создать на поверхности фарфора живые пульсирующие цветы», – рассказывает Екатерина Хмельницкая, куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции русского фарфора и керамики XIX‒XXI веков, доктор искусствоведения.

Вазы Императорского фарфорового завода, созданные в конце позапрошлого и начале прошлого века и представленные на выставке, украшает авторская живопись, основанная на натурных зарисовках растений. Удивительно: эпоха модерна с его стилизацией рисунка и изгибами линий – и при этом у художников была ботанически точная передача строения каждого цветка.

Екатерина Хмельницкая упомянула правдивую историю: живописец по фарфору Императорского фарфорового завода Григорий Матвеевич Горьков ждал, когда в Императорском ботаническом саду расцветет овеянная легендами «Царица ночи» – кактус Selenicereus grandiflorus, цветущий раз в году одну-единственную ночь. Горьков был готов из дому по сигналу из сада в любую минуту выехать в Ботанический сад, дежурил, не спал. И вот ночью к художнику постучался извозчик с вестью, что «Царица ночи» зацветает. И Григорий Матвеевич успел приехать и сделал зарисовки с натуры. Горьков в 1910–1914 годах для подношения членам императорской семьи расписывал декоративные вазы с изображениями животных, цветов и птиц, потом успел поработать и при советской власти – расписывал пласт «Челюскинцы», вазу «Октябрь» и т.д. Когда и где умер художник – неизвестно: даты смерти нет, известно лишь, что он продолжал расписывать сервизы в технике подглазурной живописи до 1937 года…

На выставке есть ваза с изображением «Адамова дерева», «алюминиевого дерева» или «Павловнии» – дерева с красивыми цветами. Странноватое название «Павловния» произошло от отчества дочери российского императора Павла I – Анны Павловны Романовой. В начале XIX века европейские ботаники получили образцы этого растения из Японии. Один из первых образцов был доставлен в Нидерланды, где Анна Павловна жила со своим мужем нидерландским королём Виллемом II. Ботаник Филипп Франц фон Зибольд предложил назвать растение в честь Анны Павловны, так как именно она оказала помощь в организации экспедиции и поддержала доставку уникальной культуры из Азии в Европу. Чтобы нарисовать павловнию в цвету, художники Императорского фарфорового завода ездили в Крым, где росло это прекрасное дерево, и ждали его цветения.

Paulownia imperialis, ботаническая иллюстрация из книги Зибольда и Цуккарини. Фото: общественное достояние
Paulownia imperialis, ботаническая иллюстрация из книги Зибольда и Цуккарини. Фото: общественное достояние

Вазы с точным изображением цветов сирени – это особая история. Императрица Александра Фёдоровна, супруга Николая II, любила цветы, но особенно любила сирень. Круглый год императрицу окружали цветы, архивариусы описывали её букеты, самые любимые расставлялись в парадных и жилых комнатах Александровского дворца. Был специальный сорт сирени, который цвёл круглый год. Кстати, в 2022 году сотрудники ГМЗ «Царское Село» возродили традицию: зимой, в самые холодные дни января, выставляют в кадках в Александровском дворце на половине Александры Фёдоровны цветущую сирень, причём исторических сортов, таких как «Мадам Лемуан» и «Воспоминание о Людвиге Шпете».

Не только живопись, но и скульптурная пластика может быть ботанически точной. На выставке представлен фарфоровый изящный сосуд в виде тыквы, созданный по модели Августа Тимуса. Эта фарфоровая тыква находится в частной коллекции в Москве, после эрмитажной выставки вернётся к владельцу, так что стоит успеть увидеть её в Эрмитаже. «Август Тимус уверенно чувствовал себя в работе с фарфором и мог экспериментировать с этим хрупким и капризным материалом», – рассказывает Екатерина Хмельницкая, специально изучавшая жизнь и творчество мастера. Август Карлович Тимус родился в Эстляндской губернии в селе Паддас в 1865 году, прожил долгую жизнь, сделал прекрасную карьеру: выпускник Императорской Академии художеств, ставший заведующим скульптурной мастерской Императорского фарфорового завода, Тимус в 1904 году разработал особый состав фарфоровой массы, позволявший выполнять большемерную скульптуру. Август Тимус – создатель многочисленных проектов и моделей ваз, скульптур и сервизов Императорского фарфорового завода. В начале 1920-х ему удалось покинуть Советскую Россию. Жизнь Тимуса, профессора Художественного института в Таллинне, закончилась в 1943-м.

До сих пор остается тайной, как был нанесён декор на голубую вазу с изображением ветки розы сорта «Графиня Воронцова». Ваза создана в 1916 году и находится в частной коллекции, публике представлена в Эрмитаже впервые. Фарфор, цветная глазурь, травление, резьба и позолота – и абсолютно точное нестилизованное украшение. Это действительно существующий сорт розы, названный в честь той самой Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, урождённой Браницкой, хозяйки Алупкинского дворца и жены генерал-губернатора Новороссии Воронцова («полумилорд, полукупец…»), той самой, которой Пушкин тоже посвящал стихи, но не такие язвительные, как её супругу. Сорт этой розы был выведен ещё в 1828 году первым селекционером роз во всей Восточной Европе Николаем Гартвисом, директором Никитского ботанического сада.

Ваза с изображением орхидей россиоглоссум. Фото: Андрей Теребенин/Государственный Эрмитаж
Ваза с изображением орхидей россиоглоссум. Фото: Андрей Теребенин/Государственный Эрмитаж

Современные вазы Императорского фарфорового завода на эрмитажной выставке продолжают традицию точного изображения растений и изысканных линий модерна. Две вазы, созданные по историческим заводским формам конца XIX века и расписанные современным художником ИФЗ Татьяной Чепургиной, – «Артишок» и «Подсолнухи» из серии «Цветы моего сада», – завод преподнёс в дар Эрмитажу.

И яркий аккорд выставки – «Флора России» – чайный сервиз на 12 персон, в состав которого вошли сто предметов с изображением цветов. Форма сервиза историческая – образца 1866 года, носит название «Александр III». Сервиз был создан на Императорском фарфоровом заводе в 2025 году специально к этой выставке, автор росписи – Юлия Гайлис, а скульптуры «Флора», которая является композиционным центром сервиза, – Галина Белаш. На всех предметах этого сервиза изображены цветы, растущие на полях, в лесах, на болотах России. Это не изысканные розы, а цветы, названия которых большинство из нас и не знает точно, но которые хорошо знакомы нам всем с детства. Они и сейчас сопровождают нас в городской и загородной жизни. 

Вот, к примеру, водосбор сибирский, или по-научному аквилегия. Растёт в лесах и садах Западной и Восточной Сибири, да и по всему миру. Кстати, семена водосбора сибирского были подарены Министерству сельского хозяйства США в 1933 году от имени СССР главным ботаником Ботанического сада в Ленинграде Алексеем Ильинским.

А вот бадан, или по-латыни бергения, – в честь немецкого ботаника Карла Августа фон Бергена. Встречается от Средней Азии до Кореи, у нас растёт в Восточной и Западной Сибири, на Алтае, в Саянах, в районе озера Байкал, в Якутии – там, где сухо и влажно: в лесах и на камнях, недаром входит в семейство камнеломковых. На Алтае бадан заваривают вместо чая, называют «чигирский чай». На фарфоре художники изобразили и изящные зонтики розового цвета – водное растение сусак, и лотосы, и волчье лыко, и морозники – нежные цветы.

Как найти выставку в Эрмитаже? Она расположилась в зале №152. «Искусство и ботаника» будет экспонироваться до 5 апреля.

Читайте также