Премьерой недели безусловно стал показ «Дюны». Это новая экранизация легендарного фантастического романа Фрэнка Герберта, сделанная режиссёром Дени Вильнёвым.
История этой космической саги началась в 1957 году, когда репортёр Фрэнк Герберт отправился в Орегон, чтобы изучить, как департамент сельского хозяйства США останавливает наступление пустынь, высаживая растущие в песках травы. И неожиданно для себя он влюбился в пустыни. И решил написать не статью, но роман про пустыню – вернее, даже не про пустыню, а про планету-пустыню, ставшую «яблоком раздора» между двумя крупнейшими аристократическими домами Вселенной (действие романа происходит в далёком будущем, когда человечество расселилось по всем уголкам Галактики, образовав средневековую феодальную империю с баронами, религиозными войнами, монашескими орденами и сословиями «черни»).
И вот в 1965 году Герберт написал фантастический роман «Дюна», который, как и полагается гениальным романам, был сначала отвергнут практически всеми издательствами. Тем не менее едва «Дюна» увидела свет, как роман получил самые престижные в американской фантастике премии «Небьюла» и «Хьюго».
Вскоре выстроилась очередь из кинорежиссёров, желающих экранизировать роман. Классической считается экранизация 1984 года от мастера арт-хауса Дэвида Линча – хотя в итоге скорее получился не фильм, а иллюстрация к книге. Череда красивых картинок – непонятных и порой весьма бредовых – будоражила воображение, но для зрителя, не читавшего роман, всё происходящее на экране оставалось полной загадкой.
Дени Вильнёв (постановщик «Бегущего по лезвию 2049») пошёл по иному пути и создал крепкий голливудский блокбастер, который многим напомнит «Звёздные войны». И не только тем, что действие происходит в космосе – на окраинах межгалактической империи.
Дело в том, что Вильнёв экранизировал лишь первую половину романа – то есть пролог к основным событиям. От этого междупланетные интриги становятся более понятны, но за красивыми эффектами и атмосферными видами потерялась главная суть романа Герберта – все размышления автора о непростой взаимосвязи колониализма и идей «избранности».
Впрочем, возможно, может быть, всю философию автор оставил на продолжение?
* * *
Ренессанс открывает глаза
В ГМИИ им. А.С. Пушкина показывают выставку «Сиена на заре Ренессанса». Это редчайшее собрание работ средневековых художников, которые редко покидают стены итальянских музеев, – и в этом ценность.
Сиена – город-государство в Италии, существовала в XII–XV веках в южных районах нынешней Тосканы, когда весь Аппенинский полуостров представлял собой пёстрое лоскутное одеяло из разных графств, княжеств, коммун и республик, оставшихся после распада варварской империи лангобардов. Экономический расцвет Сиены пришёлся на XII–XIII века, когда республика стала одним из крупнейших финансовых и торговых центров Европы, а также культурным центром итальянского Проторенессанса.
Одна из главных выставок сезона состоит из трёх разделов: в них представлены работы итальянских художников из коллекции Пушкинского музея, а также редчайшие произведения из собрания Национальной пинакотеки в Сиене, Государственного архива Сиены и музеев Тосканы. Среди представленных шедевров есть, например, «Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро – фрагмент расколотого и не дошедшего до нас живописного ансамбля.
В Москву привезли даже «Аллегорию доброго правления в Сиене» Амброджо Лоренцетти – авторскую копию знаменитой фрески из Палаццо Пубблико, где заседал Сиенский муниципалитет, представленный в образе восседающего на троне короля в одежде «фирменных» чёрных и белых тонов (это цвета сиенского флага). Близнецы, сидящие у ног короля, – это не Ромул и Рем, а братья Аский и Сений – легендарные основатели Сиены, пьющие молоко Капитолийской волчицы. Какой Рим?! – словно говорит нам фреска. – Ныне Сиена правит миром!
Верхом Сиенского снобизма стали «таволетты» – расписные деревянные обложки расходных книг финансового ведомства Сиенской коммуны. Тот же Сано ди Пьетро написал таволетту «Камерленго умывает руки, Дева Мария защищает Сиену». Камерленго – человек, который занимался бухгалтерией, «умывание рук» означает честность при заполнении бухгалтерских книг, что и подтверждает Дева Мария, которая одобряет все эти записи.
Уверенность в своей избранности не спасла город от эпидемии чумы: в 1348 году «чёрная смерть» унесла три четверти населения города, пришедшего в полный упадок. Лишь шесть веков спустя развитие туризма вернуло былую известность и благосостояние Сиены.
Куда пойти: ГМИИ им. Пушкина.
Адрес: Волхонка, 12.
* * *
Ограбление по-испански
На Netflix начался показ нового – уже пятого – сезона культового испанского сериала Money Heist, который в российском прокате известен как «Бумажный дом».
Этот сериал был запущен в 2017 году испанским телеканалом Аntena 3. Премьерные эпизоды получили высокую оценку зрителей и критиков, но к концу первого сезона интерес к шоу начал идти на спад. Съёмочная группа уже смирилась с тем, что новых сезонов не будет. Но тут на помощь пришел Netflix, который увидел в сериале о хитроумном плане ограбления Банка Испании огромный потенциал.
Сериал действительно получился очень неголливудским: зрители больше сопереживали «плохим парням» – грабителям, чем «хорошим» – полицейским, а больше всех симпатий вызывал профессор-неудачник, ставший криминальным гением и распланировавший каждый шаг ограбления.
Netflix выкупил международные права на показ шоу. Испанское название La Casa De Papel («Бумажный дом») сменили на Money Heist («Ограбление»). И вскоре сериал стал самым просматриваемым испанским сериалом за всю историю существования сервиса. В 2018 году шоу было отмечено престижной премией «Эмми» как лучший драматический сериал.
* * *
Играй, гормон!
На платформе Premier выходит сериал «Контакт» о непростых взаимоотношениях отца-полицейского и дочери-бунтарки. Поставил проект шоураннер Максим Паршин из Good Story Media и актер Евгений Стычкин, который решил оставить своё комедийное амплуа и стать режиссёром. Профессионализм дал знать себя: с первой же серии Стычкин мощно задвинул в тень всё творчество скандально известной Валерии Гай Германики, которая прежде претендовала на роль главной «правдорубки» в вечном вопросе «Легко ли быть молодым (молодой)?». Понятно, что очень нелегко: гормоны играют, школа надоела, мальчики – гады и сволочи, девочки – стервы и проститутки, учителя – никчёмные винтики патриархальной государственной машины по промыванию мозгов талантливой инакомыслящей молодёжи. Короче, всё кругом бесит, особенно эти родители, которые то достают своей опекой, то вечно заняты своими делами. И единственная отдушина – это социальные сети, куда так настойчиво ломится Глеб Барнашов – крутой опер, разжалованный в инспекторы по делам несовершеннолетних, мечтающий оградить дочь от необдуманных поступков.