Александр Греф, художественный руководитель театра «Бродячий вертеп», который занимается изучением вертепа уже более 30 лет, рассказал «Столу», почему история Рождества, рассказанная средствами народного кукольного театра, так трогает зрителей, какие есть «каноны» у вертепного представления и почему важно их соблюдать в XXI веке.
– Театр «Бродячий вертеп» существует с 1989 года в Центре творчества «На Вадковском», до этого помещения у театра не было – отсюда название. Надо сказать, что в это время о вертепах почти никто ничего знал, само слово было на грани непристойности, нам часто говорили: «Театр хороший, только почему он так называется?». Сегодня в России сотни вертепов, это явление стало чрезвычайно популярно. И это очень хорошо. Современному человеку не знать историю Рождества неприлично. Я никогда не позволял себе публично рассуждать о религиозных началах, мы в театре люди крещёные и верующие, но проповедь – не наша задача, на спектаклях мы говорим о том, что история Рождества – это часть нашей культуры и одновременно часть мировой культуры. И поэтому на наших спектаклях мы поём на разных языках христианских народов. Мир един. Господь один, о чём тут спорить.
У каждого из нас есть вторая профессия. Театр для нас – это вершина, чтобы добраться до неё, нужно иметь фундамент. Елена Слонимская отвечает за музыкальную составляющую, поёт на 11 языках и играет на полусотне музыкальных инструментов, благодаря ей была собрана уникальная коллекция рождественских песнопений.
Дарья Пенская – филолог-византинист, её участие сделало научную деятельность «Бродячего вертепа» более основательной и систематической. Но, кроме того, мы владеем рядом традиционных ремёсел: ткачество, плетение, керамика… Они помогают нам раскрыть связь народного театра с традиционной культурой в целом.
Никто не знает, откуда появился вертеп, называют несколько источников. И один из них – «школьный театр». Но что такое «школьный театр» во времена позднего средневековья? Это гоголевский Хома Брут, который в компании школяров ходил с вертепом зарабатывать на пропитание. Малоросский вертеп, польская шопка или белорусская батлейка – театр, который появился на западных границах Российской империи, а переселенцами XVIII века был перенесён в Сибирь, где начала развиваться своя вертепная традиция. Вертеп и вообще народный кукольный театр в России процветал с конца XVIII весь XIX век. В Европе история кукольного театра более ранняя и протекала иначе. Но сейчас детали не так важны.
Важно, что изумительная история, рассказываемая в Рождество, требует театрального воплощения. И есть ощущение, что само рождество Спасителя произошло не в древности, а происходит сейчас и каждый год – что очень важно для вертепа.
Те, кто придумал вертеп, были образованными, талантливыми людьми: они знали античную культуру, средневековую мистерию, основы театрального дела, музыку, умели играть и могли все сделать руками. В Рождественский сезон вертепщики зарабатывали очень неплохо: с приличными музыкантами, объезжая на телеге район, можно было и на корову заработать. Мы занимаемся изучением вертепа 30 лет, и, с нашей точки зрения, старые мастера гениальны, потому что они сделали такое произведение, такую театральную структуру, которую нельзя изменить. Улучшить невозможно.
Больше всего мы боимся улучшателей, которые начинают менять, не разобравшись. Вертеп – тонкое, ранимое явление культуры. Изучая его, мы пытаемся понять, почему он таков, почему дошёл до нас в неизменном виде, каковы этические и эстетические причины этого. И как сделать так, чтобы он оставался и дальше таким, какой он есть.
Итак, на западных окраинах Российской империи придумали сделать ящик, напоминающий церковь, и взяли необычный способ управления куклами – в вертепе кукол водят по щелям. Зачем? Нам кажется, для того, чтобы доступными средствами имитировать механический театр. В этом один из главных признаков вертепа: ложный пол со щелью, рука, которая водит кукол по указанным траекториям, как если бы она двигалась механизмом – нельзя мизансцены изменить, кукол переместить произвольно, все задано. Нет ни одного старинного вертепа, где не было бы щелей, это важный элемент вертепа как театральной сцены. Второй элемент – двухэтажность вертепа: верх и низ, рай и ад, сакральное и комедийное разделены. Можно сказать, что эти два правила, два элемента и составляют «канон» вертепа. Если хотите по-другому, не называйте, то, что получится, вертепом.
Во всём остальном – полная свобода и разнообразие. Внутри канона достаточно места для личного творчества. Можно делать очень разнообразно: и изобразительно, и музыкально, но только помнить, что это Священная история и Святое предание, и не надо лезть туда с киркой и лопатой. Современный человек всё равно привнесёт что-то своё, и этих, так сказать, личностных изменений достаточно, чтобы традиция чуть-чуть «поплыла».
Сложность в том, что очень немногие видели настоящий вертеп. Мне повезло, я видел на Западной Украине, где играли вертепы и при советской власти, при всей той антирелигиозной пропаганде. В 80-х годах мне довелось побывать у гениального человека Владимира Шагало в маленьком городке Нижанковичи, что в Карпатах. Он написал более десяти книг о жизни украинской деревни начала ХХ века с сотнями восхитительных иллюстраций, нарисованных чёрной шариковой ручкой. Одним из эпизодов его исследований был вертеп, который он построил и разыгрывал в точности таким, каким он был в его деревне, в традициях XIX века.
Старых вертепов сохранилось очень немного. Это понятно: в ХХ веке при всех войнах, которые по этой территории прошлись, не до вертепов, конечно, было…
Но они есть. В Бахрушинском музее есть прекрасная батлейка XIX века, в Музее этнографии в Санкт-Петербурге два вертепа – батлейка и так называемый «русский вертеп» – одноэтажный ящик, для ярмарок. В украинском Театральном музее сохранились аутентичные вертепы. Копию одного из них можно увидеть в Музее Театра Образцова, здесь же есть ещё один – старый, маленький, оклеенный обоями и конфетными обертками очень симпатичный вертепчик. Вообще когда мы говорим «канон» по отношению к вертепу, мы берём это слово в кавычки, имея в виду свод правил, сложившихся за века, но никакой специальной «канонизации» здесь не могло быть. Вертеп, шопка, батлейка – народный, фольклорный театр. В разное время к вертепу церковь относилась по-разному, было и негативное отношение у некоторых священников, но никогда вертеп не был запрещён. И сегодня священники всё больше обращаются к вертепу, видя в нём душеполезное развлечение, понятными, красивыми и доступными средствами рассказывающее о Рождестве Христовом. Но когда мы рассказываем и разыгрываем вертеп, нам важно, чтобы не пропала его театральная суть. Вертеп для нас прежде всего старинный театр, уникальное явление культуры. А ведь, кроме мистерии, в вертепе есть комедийная часть – народный театр не может жить без комедии. Мы сами, как театр, только сейчас, через 30 лет работы, созрели до неё – очень трудно сыграть комедию старинную: то, что было когда-то смешно, сегодня непонятно. Вертеп – театр кукол, и в нём множество специальных трюков: зажигание свечей куклой, усечение головы Ироду, погибель Ирода в аду, свет Вифлеемской звезды – все они очень зрелищны. Например, каноническая сцена «Избиение младенцев». Как показать её, чтобы сердце упало? В телевизоре бы залили экран кровью, набросали трупов… А как в вертепе? Выходит воин и забирает у матери младенца размером в три сантиметра. И страшно, потому что разбужено воображение. Волшебная сила вертепа в том, что он будит воображение зрителя. В вертепе есть печальные, трогательные, смешные и праздничные сцены. И, прежде всего вертеп как зрелище очень красив. Кто видел его, запоминает навсегда.
* * *
9 октября в Российском институте театрального искусства ГИТИС начнётся обучение по программе повышения квалификации «Народный театр кукол. Рождественский вертеп». Преподаватели – Александр Греф, Дарья Пенская, Елена Слонимская из театра «Бродячий вертеп». В отличие от прошлого курса, нынешний посвящён только одному виду народного кукольного театра – вертепу. Будет подробно рассмотрено устройство и особенности техники этого театра: вертепный ящик, куклы, строение пьесы, текст, музыка. Занятия будут проходить дистанционно два раза в неделю в течение месяца, приглашаются жители разных городов и стран. Условия записи на программу, заявление и прочую информацию можно найти здесь.
А вот тут можно посмотреть