Больше всего на свете маленький Женя Шварц боялся историй с плохим концом. «Если я, к примеру, отказывался есть котлету, мама начинала рассказывать сказку, все герои которой попадали в безвыходное положение. "Доедай, а то все утонут“. И я доедал», – вспоминал он в дневниках.
Видимо, эта особенность личности, а также, «природная насмешливость», как охарактеризовал главную черту Шварца Корней Чуковский, привели автора к сказке-памфлету – такому непопулярному и порицаемому во времена соцреализма жанру. Евгения Шварца то и дело порицали за отсутствие социально значимых тем и нежелание двигаться по «главным путям советской драматургии». А он не то, чтобы спорил, но со своего пути не сходил, писал себе сказочки с говорящими Медведями.
Как-то Юрий Герман сказал ему: «Хорошо тебе, Женя, фантазируй и пиши, что хочешь. Ты же сказочник!» «Что ты, Юра, я пишу жизнь, – ответил на это Шварц. – Сказочник – это ты». «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь», - говорится в «Обыкновенном чуде».
Но сказка нужна была для Шварца не только для того, чтобы рассказать о том, о чем прямо не высказать. Как и положено по законам жанра, у Евгения Шварца Добро всегда в итоге побеждает Зло.
В самой личной, посвященной любимой жене пьесе «Обыкновенное чудо» («эту пьесу я очень люблю, прикасаюсь… к ней с осторожностью и только в такие дни, когда чувствую себя человеком», - писал он в дневниках), одна из героинь выговаривает Волшебнику: «Стыдно убивать героев для того, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных. Терпеть я этого не могу». Шварц всегда спасал своих героев даже из самых безнадежных ситуаций - например, в его «Тени», в отличие от оригинала Андерсена, казненного Ученого все-таки воскрешают с помощью живой воды. Может поэтому, как и в его сказках, в его личной истории в итоге Добро победило Зло.
Он прожил безумно сложную жизнь (недаром его дневники опубликованы под заголовком «Живу беспокойно… ») - революцию, гражданскую войну, голод, блокаду, репрессии близких друзей, три его главных пьесы - «Голый Король», «Тень» и «Дракон» - были запрещены при его жизни, а драма «Одна ночь» о блокаде, которую он считал лучшим своим сочинением, не была поставлена из-за того, что в ней не хватало «героического начала».
И вообще, как скажет Медведь, «быть настоящим человеком очень нелегко». Тем не менее, историю Евгения Львовича Шварца можно назвать историей с хорошим концом.
«Меня Господь благословил идти,
Брести велел, не думая о цели.
Он петь меня благословил в пути,
Чтоб спутники мои повеселели.
Иду, бреду, но не гляжу вокруг,
Чтоб не нарушить божье повеленье,
Чтоб не завыть по-волчьи вместо пенья,
Чтоб сердца стук не замер в страхе вдруг.
Я человек. А даже соловей,
Зажмурившись, поёт в глуши своей».
Первую сказку для сцены – «Красная Шапочка» – Евгений Шварц написал для Ленинградского ТЮЗа в 1937 году: «Я волка не боюсь... Я ничего не боюсь», – говорила это новая Красная шапочка пионерам.
В дневнике же Шварц в то же время напишет: «Бог поставил меня свидетелем многих бед. Видел я, как люди переставали быть людьми от страха... Видел, как ложь убила правду везде, даже в глубине человеческих душ». Он описывает это состояние, как «чувство чумы, гибели, ядовитости самого воздуха, окружающего нас»: «Мы в Разливе ложились спать умышленно поздно. Почему-то казалось особенно позорным стоять перед посланцами судьбы в одном белье и натягивать штаны у них на глазах. Перед тем, как лечь, я выхожу на улицу. Ночи еще светлые. По главной улице, буксуя и гудя, ползут чумные колесницы. Вот одна замирает на перекрестке, будто почуяв добычу, размышляет — не свернуть ли? И я, не знающий за собой никакой вины, стою и жду, как на бойне, именно в силу невинности своей».
В 1942 году, уезжая из блокадного Ленинграда в Душанбе, тогда Сталинабад, Шварц начинает писать пьесу «Дракон». В основе ее – старинная восточная притча о драконе, которого нельзя победить, потому что победитель сам обращается в дракона.
Главрепертком принял пьесу без единой поправки, однако в 1944 году спектакль был снят с репертуара сразу после премьеры. Пьесу пытались защитить, доказывали по инстанциям, что Дракон – это фашизм, а Бургомистр – Америка, мечтающая его победить руками Ланцелота - СССР и присвоить все лавры себе. Но все понимали, что «Дракон» – это не просто памфлет против фашизма, в нем разбирается природа тоталитаризма как такового, то есть природа самого человека.
Николай Чуковский описал это так: «Потрясающую конкретность и реалистичность придают “Дракону” замечательно точно написанные образы персонажей, только благодаря которым и могли существовать диктатуры, – трусов, стяжателей, обывателей, подлецов и карьеристов. Разумеется, как все сказки на свете, “Дракон” Шварца кончается победой добра и справедливости».
Но победа эта весьма условная. «Работа предстоит мелкая. Хуже вышивания. В каждом… придется убить дракона», – говорит Ланцелот. На сцене это выглядит героически, а в жизни удается с большим трудом и связано с большими рисками. Лучше всего это описал сам Шварц в пьесе “Тень”: «Очень трудно будет все это распутать, разобрать и привести в порядок так, чтобы не повредить ничему живому» .
Сам Евгений Шварц не был отнюдь Ланцелотом, готовым вступить в бой с Драконом, вооружившись тазом вместо шлема, медный подносом вместо щита. Но и сам Драконом не стал. Его очень близкого друга поэта-обэриута Николая Олейникова арестовали 3 июля 1937 года, на заседании в Союзе писателей все должны были покаяться в своих связях с врагом народа, Шварц сказал, что эта новость стала для него полной неожиданностью и сказать ему нечего. Ему предложили вспомнить примеры вредительства Олейникова в кино, но тот ответил, что успех или неуспех фильмов невозможно объяснить вредительством. Доносов не писал, обвинений не подписывал, не отрекался и помогал семьям арестованных, например, Николая Заболоцкого.
А в конце жизни написал: «Я мало требовал от людей, но, как все подобные люди, мало и я давал. Я никого не предал, не клеветал, даже в самые трудные годы выгораживал, как мог, попавших в беду. Но это значок второй степени, и только. Это не подвиг. И, перебирая свою жизнь, ни на чем не мог я успокоиться и порадоваться».
Дракон:…Мои люди очень страшные. Таких больше нигде не найдешь. Моя работа. Я их кроил.
Ланцелот: И все-таки они люди.
Дракон: Это снаружи.
Ланцелот: Нет.
Дракон: Если бы ты увидел их души — ох, задрожал бы.
Пьесу «Дракон» разрешили к постановке лишь в 1962 году и с тех пор она многократно ставилась в театрах всего мира и пользуется огромной популярностью и сейчас. А счастливый конец удается все реже, как в фильме «Убить дракона», снятом Марком Захаровым в 1986 году, где Ланцелот уходит с Драконом. Потому что убить дракона в себе - это очень сложно. Потому что «вывихнутые» Драконом души: «безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души…, дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души» способны только на то, чтобы воспроизводить новых Драконов.
Евгений Шварц, конечно, тоже это знал, но он не мог терпеть историй с плохим концом. Он мог бы сказать, как мудрый Трактирщик в «Обыкновенном чуде»: «В молодости я ненавидел людей, но это так скучно! Ведь тогда ничего не хочется делать и тебя одолевают бесплодные, печальные мысли. И вот я стал служить людям и понемножку привязался к ним».
«Чудесный писатель, нежный к человеку и злой ко всему, что мешает ему жить», – так говорил о Шварце Илья Эренбург.
А за несколько лет до смерти Шварц написал в дневнике о себе самом в третьем лице: «Без людей он жить не может… Всегда преувеличивая размеры собеседника и преуменьшая свои, он смотрит на человека как бы сквозь увеличительное стекло… И в этом взгляде… нашел Шварц точку опоры. Он помог ему смотреть на людей как на явление, как на созданий Божьих».