В 1821 году Алексей Венецианов написал своё знаменитое «Гумно» – картину, которую критики именуют квинтэссенцией русского быта и русского духа. Правда, немногие знают, что Венецианов написал не просто какое-то крестьянское гумно, а настоящий «наш ответ» французскому живописцу Франсуа Мариусу Гране. Дело в том, что в те годы весь свет Петербурга восторгался картиной Гране «Внутренний вид хоров в церкви Капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме», которую приобрели для Эрмитажа.
– Ах! – кивали головами ценители живописи, – знатоки, вы только посмотрите как исполнена перспектива, какой свет, какое пространство – нет, наши так не могут!
Тогда Венецианов и написал свой вид – разумеется, не хоров в каком-нибудь соборе, а обычного крестьянского сарая с обычными русскими крестьянами на переднем плане – а как вам, милостивые господа, такая перспектива?
Судя по всему, организаторы выставки «Сто лет русской жанровой живописи» из галереи «АртКомминтерн» именно появление «Гумна» и решили считать точкой отсчета появления русской жанровой живописи. Но почему выставка называется «Сто лет русской жанровой живописи», хотя всем очевидно, что с момента появления оной прошло уже 200 лет? Ответ очевиден: в 20-е годы ХХ века жанровую живопись победил социалистический реализм, который к народной жизни имел такое же отношение, как и кино «Кубанские казаки».
Выставочная экспозиция включает около 30 произведений живописи самых известных художников: Басина, Моравова, Богданова-Бельского, Виноградова, Поленова, Лебедева и др.
Куда сходить: Галерея «Артефакт».
Адрес: Москва, Пречистенка, 30/2.
* * *
В этом году часть работ из постоянной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков уехала в Париж – на выставку коллекций братьев Морозовых. В Россию же привезли 26 полотен из частного собрания коллекционера Джанни Маттиоли, который в начале ХХ века умел предвидеть будущее и сформировал собрание первоклассных итальянских футуристов 1910–1921 годов.
Но это не просто выставка, а своего рода исследование, в котором работы футуристов соседствуют с хрестоматийными полотнами Моне, Дега, Пикассо, Матисса, Сезанна. Такое соседство помогает зримо понять эволюцию искусства – оказывается, футуристы черпали свои идеи не из воздуха, но развивали творческие приёмы импрессионизма, фовизма, кубизма, модернизируя под новые идеи.
Куда сходить: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.
Адрес: Москва, Волхонка, 14.
* * *
Еще один исследовательский проект Третьяковки: «Русский модерн: на пути к синтезу искусств». На выставке можно будет увидеть редко покидающие запасники Третьяковской галереи картины, которые призваны продемонстрировать разные грани модерна в России. Особый упор сделан на показе картин-панно от Врубеля, Головина, Богаевского, Бродского и др. Специально к открытию выставки отреставрировали панно «Вечер на берегу озера» Федора Боткина.
Именно в панно, как считают организаторы экспозиции, и наиболее характерно проявились принципы синтеза искусств – ведь многие художники участвовали в оформлении театральных постановок, что привносило в их живопись черты особенных законов сцены и смелые цветовые решения.
Куда сходить: Третьяковская галерея.
Адрес: Москва, Лаврушинский пер., 10
* * *
Юрий Норштейн – создатель «Ёжика в тумане», «Сказки сказок», «Журавля и цапли» – с самого начала подходил к мультипликации как к мифотворчеству, изобретая анимированные вселенные на стыке реальности и вымысла, детских воспоминаний и размышлений взрослого человека. Выставка в Еврейском музее возьмёт за основу метод работы Норштейна и его супруги художника Франчески Ярбусовой над многослойными персонажами и станет одновременно проводником и лабиринтом по биографии и творчеству двух художников.
Куда сходить: Еврейский музей.
Адрес: Москва, ул. Образцова, 11, стр. 1а, Бахметьевский гараж.