×

«Матрица»: красная или синяя таблетка?

31 марта 1999 года на экраны вышел фильм «Матрица», ознаменовавший собой новую эпоху в киноиндустрии
+

Не так всё просто ­

Путь к успеху у тогда ещё братьев (в 2012-м и 2016 годах они последовательно признались, что они трансгендерные женщины – «С») Ларри и Энди Вачовски был сложным. И чтобы заявить о себе миру, им пришлось пройти долгий путь. Они успели вылететь из колледжа и поработать на стройке. И лишь после этого смогли попасть в Marvel. Но та работа, хоть и творческая, была для них, скажем так, слишком мелкой. Братьям хотелось размаха. И уже тогда они начали взращивать идею для самого главного проекта своих жизней – масштабного фильма, сюжет которого заключался в том, что люди живут внутри глобальной компьютерной программы. Так и появилась «Матрица». Её главный герой – Избранный, который решился на бескомпромиссную войну с машинами.

Ларри и Энди Вачовски в свою бытность братьями Медиапроект s-t-o-l.com

Ларри и Энди Вачовски в свою бытность братьями

Понятно, с таким проектом братьям была лишь одна дорога – дорога в Голливуд. Но там их не ждали. Никому не известные Вачовски со своим сложным сценарием, требовавшим внушительное финансирование, отпугивали потенциальных продюсеров. Но Ларри и Энди не отступили. Они приняли правила «большой игры» и начали своё восхождение на голливудский Олимп с самых низов. Они сумели продать пару своих сценариев, которые так и не были экранизированы. Зато следующая работа – «Наёмные убийцы» – вышла в свет. В фильме, снятом по сценарию братьев, сыграли Сильвестр Сталлоне и Антонио Бандерас. Казалось, вот она – слава! Но нет. Оригинальный сценарий Энди и Ларри был сильно изменён другим сценаристом. И это очень не понравилось Вачовски, как, впрочем, и работа режиссёра Ричарда Доннера. Они посчитали, что их идея была просто убита. И это событие подтолкнуло их к важному решению: Вачовски захотели снимать «Матрицу» самостоятельно, боясь отдать своё творческое детище в чьи-либо руки.

Кадр из фильма Наёмные убийцы Медиапроект s-t-o-l.com

Кадр из фильма «Наёмные убийцы»

Со сценарием они познакомили нужных людей из киностудии Warner Brothers. Идея им понравилась. Но не понравилось то, что фильм требовал большого бюджета, а распоряжаться деньгами хотели никому не известные Вачовски. Так что Энди и Ларри пришлось преодолеть ещё одно препятствие и доказать продюсерам свою профпригодность. И за 4 с небольшим миллиона долларов они в 1996 года создали картину «Связь». В том фильме братья выступили и режиссёрами, и сценаристами. И хотя «Связь» до широкого проката не добралась, она завоевала много наград на различных кинофестивалях. Этого оказалось достаточно. Продюсеры согласились дать «Матрице» зелёный свет.

Продюсеры согласились дать 60 миллионов на проект, но вначале выдали лишь 10. И стали смотреть, как ими распорядятся Вачовски

Несмотря на это, лёгкой жизни у Вачовски не было. Им требовалось порядка 80 миллионов долларов на фильм, что по меркам 90-х годов являлось очень большими деньгами. Необходимо было удешевлять производство. Поэтому было принято решение снимать фильм в Австралии. Продюсеры согласились дать 60 миллионов на проект, но вначале выдали лишь 10. И стали смотреть, как ими распорядятся Вачовски. Надо сказать, что этих средств хватило на… 8 минут. Но продюсеры были впечатлены увиденным, поэтому выдали оставшуюся часть бюджета.

Сложности возникли и с актёрским составом. Поскольку кресло режиссёра и сценариста заняли Вачовски, афише требовалось звёздное имя. На главную мужскую роль рассматривались многие: начиная от Тома Круза и заканчивая Николасом Кейджем. Одно время продюсеры хотели подключить к проекту Уилла Смита. Но в конечном итоге главная роль досталась Киану Ривзу. За плечами Ривза на тот момент было немало успешных фильмов. Вспомнить хотя бы боевик «Скорость». Затем к проекту присоединились Лоуренс Фишборн, Хьюго Уивинг и Керри-Энн Мосс. Проблема с актёрами на главные роли была решена.

Надо сказать, что исходный вариант сценария продюсеры завернули и отдали на доработку. Дело в том, что они посчитали его слишком сложным для среднестатистического зрителя. Спорить с представителями киностудии братья не стали. Так и появился Томас Андерсон – офисный работник и хакер, которому суждено было узнать страшную правду: окружающий мир – Матрица, симуляция, которую создали машины. Благодаря помощи Морфеуса и Тринити он попал в реальность и узнал, что люди – батарейки для питания компьютеров. Тогда-то Андерсону открылась и ещё одна тайна. По легенде, появится некий Избранный, который победит машины и освободит людей. Естественно, Томас и есть Избранный.

Главным источником вдохновения Вачовски стала книга Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция»

Интересно вот ещё что: по сути, главным источником вдохновения Вачовски стала книга Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция». Причём это творение авторы нужно было прочитать всем актёрам, задействованным в фильме. По мнению создателей, только так они смогли бы в полной мере понять и прочувствовать сценарий. Не обошлись Вачовски без книги и в фильме. Её можно увидеть в одном из эпизодов в начале картины.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Книга Жана Бодрияра в фильме «Матрица»

К созданию фильма братья подошли максимально ответственно, поскольку цена даже одной ошибки была слишком велика. Поэтому для постановки драк пригласили Юэнь Ву-Пина, у которого за плечами были «Пьяный мастер» и «Два воина».

Несмотря на, казалось бы, солидный бюджет, режиссёрам приходилось экономить буквально на всём. Так, для съёмок эпизода с женщиной в красном они отыскали несколько пар близнецов, чтобы создать картинку с одинаковыми лицами. Нанять обычных людей тогда было дешевле, нежели «клонировать» их при помощи техники. Также в массовке часто задействовали обычных жителей Австралии в их же одежде. Это позволило сократить траты на костюмеров. Что же касается американского гетто, то для его создания использовали уже готовые декорации, которые изготавливались для местных фильмов. В общем, Вачовски изворачивались как могли. Зато сэкономленные средства они вложили в съёмки экшена и разработку новых технологий. Джон Гаэта, ответственный за спецэффекты, придумал специально для «Матрицы» новый принцип ведения съёмки: актёр замирает, а камеры (более ста штук) продолжают движение вокруг него. Эта технология сейчас известна под названием «bullet time».

Знаменитые символы, текущие по экрану, – это японские иероглифы. Художник картины взял их из кулинарной книги

Нашли Вачовски интересный подход и для отделения виртуального мира от мира реального. Поэтому действия, происходившие в Матрице, снимались через зеленоватый фильтр, а реальность насыщали синеватыми тонами. И зелёный цвет можно увидеть только в цифровом коде на экране монитора. Интересно вот ещё что: знаменитые символы, текущие по экрану, – это японские иероглифы. Художник картины взял их из кулинарной книги, а потом просто перемешал в случайном порядке.

Идея «Матрицы», как отмечали многие кинокритики и рядовые зрители, не являлась уникальной. Да и сами Вачовски об этом не говорили. Можно вспомнить фильмы «Шоу Трумена» и «Нирвану» (этот фильм с Кристофером Ламбертом в главной роли Вачовски называли одним из главных источников вдохновения вместе с книгой Бодрийяра). Заслуга братьев заключалась в том, что они вывели известный сюжет на абсолютно другой уровень, о котором никто даже и не мечтал. Кроме этого, Вачовски разорвали привычный шаблон, когда именно вокруг главного героя создаётся искусственный мир, а он пытается из него выбраться. В «Матрице» же «по ту сторону» были все персонажи.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Лана и Лилли Вачовски после операции

Эффект взорвавшейся бомбы

Несмотря на все страхи, риски и сложности, «Матрицу» ждал феноменальный успех. Фильм не только окупился, но и принёс продюсерам солидную прибыль. При бюджете в 60 с небольшим миллионов долларов история Нео собрала более 450 миллионов в мировом прокате. Помимо зрителей, активно голосовавших за картину «рублём», высоко оценили её и критики. Они и вовсе говорили о том, что братья Вачовски произвели революцию в киноиндустрии. Соответственно, не прошла «Матрица» и мимо «Оскаров». Заветные статуэтки она получила в четырёх номинациях. При этом главный конкурент фильма – «Звёздные войны. Эпизод I» – везде довольствовался ролью проигравшего. Сами же братья стали лучшими режиссёрами года.

По мнению критиков и фанатов, продолжения сильно уступали первой части именно в глубине и философии

Феерический успех картины, естественно, подстегнул продюсеров к созданию продолжения. Вачовски взялись за работу, к тому же открытый финал подразумевал сиквел. «Перезагрузка» и «Революция», получившие куда более солидный бюджет (на одну сцену сражения людей и машин, длившуюся 14 минут, ушло 40 миллионов!), снимались сразу. Их и в прокат хотели запустить с разницей в несколько недель. Но затем решил выждать полгода, чтобы увеличить кассовые сборы. И фильмы не подвели. Кассовые сборы зашкаливали, но… По мнению критиков и фанатов, продолжения сильно уступали первой части именно в глубине и философии. Фильмы превратились в боевики, где хороший парень борется со злом.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Съемки фильма «Матрица»

Финал и наследие

«Матрица» поглотила умы зрителей. После выхода заключительной части народ начал строить свои предположения об истинном смысле (и финале) творения Вачовски. Есть версия, что картина должна была закончиться более пессимистично и что именно продюсеры настояли на хеппи-энде. Так, например, очень популярна теория (до сих пор, надо сказать), что Нео и Морфеус не выходили из Матрицы. А Зеон, как и реальный мир, – это одна из ступеней виртуальной симуляции. Мол, машины позаботились о том, чтобы было ощущение выбора. А в качестве главного аргумента фанаты приводят тот факт, что сверхспособности Нео, которыми он обладал в Матрице, не исчезали в реальном мире. А тот же агент Смит мог легко поселиться в теле реального человека и жить в нём. При этом ему не обязательно было подключаться к программе. Эти и некоторые другие моменты склонили поклонников к мысли, что все герои как лежали в своих капсулах, так и лежат на протяжении всех частей.

Возникли споры и о том, кого же на самом деле считать Избранным? Во второй части Архитектор рассказывал о том, что Избранный рождается в Матрице и при необходимости может не только её изменить, но и уничтожить. То есть, исходя из этих критериев, идеальный вариант – агент Смит. Именно он менял Матрицу в угоду собственным желаниям, а не Нео. Но приверженцев этой теории столько же, сколько и противников. Всё индивидуально.

Большая армия фанатов картины уверена, что машины – не злые существа

Есть версия, что Нео – машина. Главное доказательство – неизменное выражение лица героя на протяжении второй и третьей частей. Кроме этого, большая армия фанатов картины уверена, что машины – не злые существа. О самой войне в фильмах говорится очень смутно. По этой версии машины, заботясь о людях, специально сохранили их разумы в Матрице, дав им жизнь в виртуальном мире, который в разы лучше реального.

Существует ещё множество самых разнообразных версий и теорий. Фильмы Вачовски к этому располагают.

«Матрица» оказала огромное влияние на киноиндустрию. Можно говорить о том, что на протяжении последующих после выхода картины лет многие фильмы так или иначе вдохновлялись творением Вачовски: стиль драк и одежды, поведение героев, сюжет… То же самое касается технологии «bullet time», да и замедленной съёмки вообще. «Матрица» показала режиссёрам, что эти приёмы работают. А уж сколько было снято самых разных пародий – точно и не подсчитаешь. И самый важный вопрос – какую всё же выбрать таблетку – актуален и по сей день.

Кадр из фильма Матрица Медиапроект s-t-o-l.com

Кадр из фильма «Матрица»