Капелланы

На днях на Дальнем Востоке прошли первые военные сборы священников-капелланов – это мероприятие было организовано Главным управлением по работе с личным составом Вооруженных сил РФ на базе Дальневосточного высшего военного командного училища. В сборах приняли участие более 130 штатных помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. Стол решил выяснить, зачем батюшек поставили под ружье

История термина

Само слово «капеллан» происходит от слова «капа» – названия римского воинского плаща. В VII веке нашей эры будущий святитель Мартин Турский, будучи римским солдатом, как-то встретил на дороге нищего, совершенно лишенного всякой одежды. Он просил его о помощи – укрыть от холода и от дождя. Мартин взял свой воинский плащ – капу – и разорвал на две части. Одну оставил себе, а вторую отдал нищему. Вскоре святой Мартин оставил воинскую службу, став вначале монахом, а потом дослужился и до епископа, проповедуя среди солдат. Последователи его и стали именоваться капелланами, то есть священнослужителями, которые работают с воинами.

90965_600

История капелланов в России

Священники испокон веков сопровождали армии в походах, дабы духовно окормлять солдат. Но вот институционально военное и морское духовенство в России стало оформляться лишь в начале XVIII века. В допетровской Руси духовные лица временно прикомандировывались к полкам патриаршим приказом или непосредственным распоряжением царя. При Петре Великом с 1706 года с приходов стал взиматься особый сбор – подможные деньги в пользу полковых священников и флотских иеромонахов. По Воинскому уставу 1716 года при каждом полку должен был состоять священник, в военное время подчиненный полевому обер-священнику действующей армии, а по Уставу морской службы 1720 года на каждый корабль назначался иеромонах (иногда назначались бессемейные священники из белого духовенства), а во главе морского духовенства ставился обер-иеромонах флота.

По Воинскому уставу 1797 года во главе всего военного и морского духовенства был поставлен обер-священник армии и флота которому было поручено «главное начальство» над полковыми священниками в административном и судебном отношениях. В 1801 году, по смерти императора Павла I, военное и морское духовенство было лишено автономии и подчинено Синоду. Для военного духовенства было установлено регулярное жалованье (должность полкового священника приравнивалась к чину капитана) с начислением пенсии после 20 лет службы, что значительно повысило уровень содержания военного духовенства по сравнению с приходским. 16 января 1918 институт военного и морского духовенства в русской армии был ликвидирован приказом Народного Комиссариата по военным делам. Из армии было уволено 3700 священников, большинство из которых было потом расстреляно.

91220_600

На современном этапе

В 2006 году Священный Синод Русской Православной Церкви призвал «государство, общество и все традиционные религии России совместными усилиями воссоздать институт военного духовенства». В начале 2007 года при Отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви открыта «Начальная школа военного духовенства» (10-ти месячные курсы по катехизации военнослужащих и гражданских лиц мужского пола). Также в штат воинских частей была введена должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими.

Согласно Положению о военном духовенстве Русской Православной Церкви, утвержденному в декабре 2013 года на заседании Священного Синода, армейский священник должен «основное внимание уделять пастырской, духовно-просветительской работе среди военнослужащих», а также «содействовать командованию воинского… формирования в преодолении нарушений правопорядка и дисциплины, неуставных правил взаимоотношений, пьянства, наркомании, воровства, мздоимства и других негативных проявлений». На сегодня из 254 штатных должностей армейских священнослужителей заняты только 132 (из них 129 заняты православными священниками, также есть два представителя ислама и один – буддизма). Первое место по количеству капелланов держит Калининградская область.

Цитаты:

Патриарх Кирилл:

– Служение военных священников должно помочь солдатам стать психологически сильными, укрепить их духовно, не допустить ожесточенности, даже во время вооруженных конфликтов. Человек, защищающий родину, – не машина для убийства других людей. Это человек, выполняющий свой долг, поэтому очень важно, чтобы нравственное состояние военнослужащих соответствовало этой высокой миссии. Мы знаем, что не всегда это бывает.

Руководитель Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов:

– Самое главное – министром обороны было принято решение об оборудовании в воинских частях молитвенных комнат. Выполнив это указание министра обороны, командиры воинских частей и соединений значительно облегчили работу штатного военного духовенства. Остается потребность в храмостроительстве, когда командиры ходатайствуют о возведении в своих гарнизонах храмов для военнослужащих и членов их семей. До недавнего времени в воинских частях насчитывалось более 150 храмов и часовен.

91503_600

Известные капелланы

Трофим Куцинский, священник Полоцкого пехотного полка во время Русско-турецкой войны 1787—1791 г. Когда при штурме Измаила погиб полковой командир, были убиты или ранены многие офицеры, батюшка Трофим встал во главе полковой колонны и с крестом в руке повел солдат вперед на врага. За этот подвиг он одним из первых получил золотой наперсный крест на Георгиевской ленте, который был специально учрежден для награждения военных священников за боевые заслуги. Кроме этого за боевые отличия священников производили в протоиереи, представляли к скуфье и камилавке.

Василий Васильковский, первый священнослужитель, ставший кавалером Георгиевского креста. 15 июля 1812 года под Витебском разгорелся тяжелейший бой – арьергард 1-й русской армии, в который входил и 19-й егерский полк, прикрывал отход основных сил к Смоленску. Упорная битва продолжалась с раннего утра до самого вечера. В ходе этого боя отец Василий - капеллан 19-го егерского полка – проявил себя настоящим героем. С самого начала сражения он находился в первых рядах своего полка, исповедовал и причащал умирающих. В один из таких моментов священник был тяжело ранен в левую щеку, но, несмотря на большую потерю крови, не покинул поле брани. Вскоре он опять ранен и только после этого, обессилевший, оставил ряды сражавшихся.

91674_600

Стефан Щербаковский, капеллан 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка во время Русско-Японской войны 1904-1905 гг. «Я знал, что бой будет отчаянный, и решил исполнить свой пастырский долг до конца, показав воинам пример самоотвержения и любви своею смертию, – писал о. Стефан. – В 4 часа утра я помолился Богу, составил завещание и встал в знамённой роте…. В три часа пополудни полк выстроился и под звуки полкового марша двинулся в атаку на наступавших японцев. Я надел епитрахиль, взял крест, благословил солдат и с пением "Христос Воскресе" пошёл во главе стрелков знамённой роты. Картина была поразительная, грандиозная. Без малейшего колебания шли славные стрелки на верную смерть, в адский огонь, среди рвущихся снарядов. Только каждый, перед тем как двинуться в бой, крестился. Потом всё смешалось. Музыка тотчас же смолкла. Кто побежал вперёд, кто упал убитым или раненым. Я почувствовал сильный удар в руку и в ногу и упал навзничь, потеряв сознание».

Из боя отец Стефан был вынесен уже на перевязочный пункт другим капелланом Иосифом Перчем. Генерал А.Н. Куропаткин лично наградил героя-священника, посетив его при излечении в лазарете Елизаветинской общины Красного Креста в Харбине и представив к офицерскому Георгиевскому кресту. Так 29-тилетний батюшка стал первым священником, награждённым Георгиевским крестом в Русско-японскую войну и всего лишь пятым георгиевским кавалером среди священнослужителей, за всю историю существования Военного ордена.

92112_600

Священники во время Великой Отечественной войны

До начала Второй мировой войны сотни священнослужителей отбывали наказание в тюрьмах и лагерях. Те, кому удалось вернуться к 1941 году, были призваны в армию. Но были и те, кто, оказавшись в оккупации, стал помогать партизанам: укрывали солдат, вели патриотическую агитацию среди населения, состояли в антифашистких отрядах. Например, священник псковского села Хохловы Горки Порховского района Федор Пузанов. В годы войны он был разведчиком советской партизанской бригады. Ему, как священнику сельского прихода, оккупанты давали относительную свободу передвижения. Пользуясь этим, Федор Пузанов снабжал партизан хлебом и одеждой, сообщал данные о передвижениях немцев.

А в январе 1944 года он, рискуя жизнью, предотвратил угон в немецкий плен односельчан. Настоятель церкви в Старом Селе Ровенской области, Николай Иванович Пыжевич укрывал в своем доме советских партизан и тяжелораненых солдат. В сентябре 1943 года дом отца Николая сожгли вместе с ним и его семьей члены отряда карателей. Люди сгорели заживо. А впоследствии за помощь партизанам истребили и всех жителей Старого села. 500 человек загнали в церковь и сожгли. За содействие партизанам священников в огромных количествах расстреливали. Об этом свидетельствует письмо протоиерея Александра Романушко митрополиту Алексию, написанное осенью 1944 года. Он писал, что число священников в Полесской епархии уменьшилось на 55%. Известен и настоятель церкви во имя Покрова Богоматери в селе Хворосно Логишинского района Пинской области Иоанн Лойко. Три его сына были партизанами, а сам он, когда село обступили карательные отряды фашистов, принял решение остаться с ранеными, хотя население выводили из окружения. Иоанн не бросил больных, калек и беспомощных стариков. Впоследствии он и еще 300 прихожан были сожжены заживо во время литургии в сельском храме.

Капелланы – о главном

92496_600

Военный священник Михаил Васильев: «Легко ли благословлять человека, который может совершить убийство? Как сказал святитель Филарет Московский: "Прощай врагов своих, бей врагов отечества и гнушайся врагами Божьими". Церковь четко говорит о том, что всякая война и всякое убийство есть зло. Это же определяется церковными канонами. В чинопоследовании освящения оружия, в последовании молебного пения воинам, на брани сходящим, прямо говорится, что благословение дается только на защиту сирых, вдовиц. Дается благословение на защиту отечества, но прямо оговаривается в молитвословии, что нельзя сие оружие применять к злу: к грабежу, к насилию. Церковное же отношение к убийству еще со времен святителя Василия Великого совершенно однозначно. Каноны церковные говорят о том, что убийство на войне – это все равно зло. Но еще большим злом является не остановить захватчика, насильника. Никто не идет на войну для того, чтобы убивать. На войну ходят, чтобы умирать, отдавая свою жизнь за родину, за близких, останавливая зло. Мы благословляем остановить зло. Если для этого вынужденно применяют оружие, то это беда. Но при этом мы, будучи пастырями, понимаем, что действенный способ остановить белого медведя, который бежит на тебя, - выстрелить ему в голову. Несмотря на то, что этот медведь занесен в Красную книгу. Если выстрелишь ему в грудь, то он после этого еще десять минут будет жить и успеет порвать тебя на части».

92890_600

 Соржо-лама Баир Батомункуев: «Еще в армии я понял, что моя судьба – богослужение. И ушел в монастырь. Сподвигло меня на это настоящее чудо. Когда служил в Арктике, заблудился. Пурга, мороз, шел в неизвестном направлении. Когда силы уже кончались, я вспомнил наставления, которые мне бабушка давала. Начал молиться. Неумело. То, что знал. Вспоминал святые места, родные места, родителей, родственников… И ноги сами вывели к командному пункту.

93091_600

Иерей Дмитрий Василенков: «Прежде всего, священник должен быть психологически готов к возможным испытаниям, достаточно физически подготовлен, если он не хочет быть обузой для военнослужащих и провести всю командировку где-нибудь в тыловых подразделениях. Священник должен быть в меру профессионально подготовлен как военный: уметь оказать медицинскую помощь, знать основы военной тактики, топографии, уметь пользоваться картой, ориентироваться на местности, знать штатные средства радиосвязи, разбираться в оружии, несмотря на то, что применять его священнику, конечно, нельзя. Необходимо выучить наизусть ряд важных правил, нарушение которых может привести к самым печальным последствиям.

1) Закон войны прост: если ты слаб и плохо подготовлен, то шансов на выживание у тебя крайне мало.

2) Молитва – твоя первая помощь в трудной ситуации для тебя и твоих товарищей.

3) Командир всегда один, и он несёт ответственность за бойцов и за тебя. Не мешай ему. Он же не учит тебя молиться и совершать богослужение! Не пытайся влиять на принятие им тех или иных решений.

4) При перемещении на транспорте или в боевых порядках находись там, где тебе определено место, не мешайся под ногами. Внимательно наблюдай за окружающей обстановкой и докладывай, заметив что-либо подозрительное.

5) Не отвлекай военнослужащих пустыми разговорами, не мешай выполнять боевую задачу.

6) Имей при себе средства связи (телефон) и номер для экстренной связи с руководством ОГВиС, своевременно выходи на связь с командованием группировки и руководством Синодального отдела.

7) Не обременяй солдат своими вещами: они выполняют боевую задачу, а не являются носильщиками.

8) Запрещено высовываться, громко разговаривать, произвольно передвигаться без команды, поднимать любые, даже безобидные на вид, вещи.

9) Необходимо соблюдать секретность, сохранять военную тайну.

При посещении подразделений умело распределяй время, чтобы всё успеть: богослужения, Таинства, беседы – всё должно быть разумно ограничено временными рамками, чтобы максимально реализовать все намеченные цели. Помни: неумеренное употребление спиртных напитков и в мирной жизни опасно для священника, там же – смерть, если не физическая, то духовная. Бой, как его ни представляй, как ни готовься к нему, всегда настигает врасплох. Здесь у каждого человека приобщение к реалиям войны происходит по-своему. Но для священника очень важно не забывать, что он священник. В бою с пониманием относятся к обычным людским слабостям — бледность, дрожь, заикание, «земные поклоны» пролетающим твёрдым телам; не прощают только трусость и панику. Первое дело в такой ситуации – молитва за себя и воинов. Поддержи и громким словом, например: «С нами Бог!», «Отобьёмся!» Не мешайся под ногами, возьми на себя помощь раненым и организацию центра боепитания. Распаковывай коробки с патронами, заряжай магазины и раздавай воинам, ведущим бой, словом и делом укрепляй слабых. Так, при засаде в Веденском районе, снаряжая магазины, удавалось ещё и вразумлять некоторых бойцов: помешать снайперу превратиться со своей снайперской винтовкой в пулемётчика. А ребятам во время боя запомнилось, что батюшка их ругал за мат, говорил, будете материться – не попадёте. Во время боя – смотреть в оба и обязательно докладывать о любом изменении обстановки. По возможности организовать связь; например, как-то наличие у меня сотового телефона при уничтожении штатных средств связи помогло вызвать подмогу. После боя по прибытии в подразделение наступает важное время для духовной работы. Так, в одном из отрядов спецназа ВВ после подобного происшествия все крестики и иконки, привезённые на всю командировку, разобрали сразу, все, кто был не крещён, приняли Таинство Крещения. Поблагодари Бога за помощь в тяжёлой ситуации и жни: нивы побелели. Обычно после таких испытаний дальнейшая командировка проходит с особым чувством радости… Молись и действуй дальше».

92350_600

Мобильный храм быстрого развертывания

Чтобы военнослужащий мог причаститься и исповедаться перед боем, время развертывания походного храма не должно занимать больше часа. Этот храм был разработан специалистами Дальневосточного высшего военного командного училища (ДВВКУ).

А как на западе?

США

В американской армии служба военных священников и должность капеллана были учреждены специальным законом от 29 июля 1775 г. по личной рекомендации Джорджа Вашингтона. Служба капелланов полностью финансируется из военного бюджета, а статус армейских священников в части прав и привилегий приравнен к офицерскому. У капелланов армии США есть собственная система учебных заведений, а также средства массовой информации. Помимо поведения собственно религиозных обрядов на капелланов возложены и вопросы организации борьбы с алкоголизмом и наркоманией, предотвращении самоубийств; проведение так называемых «религиозных дней» и т.п.

93211_600

Великобритания

В состав Королевской службы военных капелланов входят более 350 человек, из которых 147 служат в регулярных войсках, 109 – в территориальной армии и около 100 – в кадетском корпусе. Возглавляет Службу главный капеллан вооруженных сил в звании генерал-майора. Недавно впервые в истории британских вооруженных сил в них появились капелланы нехристианских религий, а именно представители исламского, индуистского, буддийского и сикхского духовенства.

Германия

В армии ФРГ представлены католическая и протестантская (евангелическая) христианские конфессии, которыми руководят соответственно католический и протестантский военные епископы, подчиненные непосредственно министру обороны. Священники в бундесвере не являются кадровыми военнослужащими, а состоят на госслужбе. Капелланом может стать только граждан Германии, имеющий высшее теологическое образование, опыт работы в приходе не менее трех лет, а также прошедший испытательный срок.

Франция

Институт военных священников во французской армии был учрежден эдиктом Карла Великого в 742 г. Священникам предписывалось служить мессы во время боевых действий и отпевать погибших воинов. Даже после того, как в 1905 г. церковь во Франции была отделена от государства, капелланы продолжили свою деятельность – в вооруженных силах Франции был учрежден викариат, объединявший под началом архиепископа Парижского службы главных военных священников сухопутных войск, ВВС и ВМС.

Польша

Любопытный исторический факт: капелланы-поляки служили даже в армиях государств, которые разделили между собой Речь Посполитую в конце XVIII в. Функция капеллана была упразднена в польской армии лишь однажды – во времена социалистической Польши. Но уже в январе 1991 г. папа Иоанн Павел II назначил епископа для польской армии, и началось возрождение института капелланов.Сейчас в польской армии служат капелланы Римской католической, Автокефальной православной и Евангелистско-Аксбургской церквей.

Читайте также