"Акция национального покаяния "Имеющие надежду"
Нам нужно расстаться
2017 год – лучшее время для осмысления и оценки революционных событий столетней давности, которые перевернули историю России. Преображенское братство предлагает признать случившееся в то время национальной катастрофой, к которой так или иначе причастны абсолютно все жители страны. Устранить раскол общества, вернуть доверие между людьми, достичь примирения сегодня возможно только путем осознания каждым из нас своей ответственности за прошлое родины. Совместное покаяние в личной или родовой причастности к нашей общей беде поможет выздоровлению страны, считают инициаторы Акции национального покаяния. Они обращаются ко всем без исключения людям – любых возрастов, культур, образовательного уровня – имеющим живую совесть. Покаяние не сводится к церковному действу, это труд по осознанию прошлого.
– Подлинной человеческой, нравственной, духовной основой примирения является единство в различении добра и зла, – говорит председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак. – Традиционным для православной культуры путем покаяния можно этого примирения достичь.
Организаторы подчёркивают неполитический характер акции. В Москве, Санкт-Петербурге, Твери и других российских городах проходят мероприятия, заставляющие людей думать. Например, выступление Елены Камбуровой; или вечера, посвященные столетию отречения императора. В интернете в рамках акции проходит флешмоб «Нам нужно расстаться», ориентированный на символы советского времени, прежде всего, на памятники Владимиру Ульянову-Ленину, до сих пор во множестве обременяющие города бывшего Союза. Участники этого флешмоба размещают свои фотографии на фоне знакомого всем человека в кепке, сопровождая публикацию хештегом «Нам нужно расстаться». Всё больше пользователей сети интернет выражают желание навсегда расстаться с вождем революции.
В Москве и других городах планируются новые мероприятия, приуроченные к разным событиям 1917 года, в ближайших планах московская конференция «Духовные итоги революции в России. Коллективный человек и трагедия личности».
– В свое время Николай Бердяев написал замечательную статью «Духи русской революции», где показал духовную природу всех революционных движений, которые отнюдь не были созидательными, а главной своей целью ставили разрушение общественных связей, разного рода ценностей, и в конце концов, разрушение человека, – рассказывает Дмитрий Гасак. – За полвека к 1953 году, году смерти Сталина, Россия, по оценкам историков, потеряла более 50 миллионов человек, которые умерли насильственной смертью.
Увидеть в себе дедов и прадедов
За 74 года советской власти русский народ, в принципе, перестал существовать. В результате строительства коммунизма было создано новое общество – советский народ. Но всё-таки мы ощущаем себя частью той нации, которая жила в России до 1917 года, и государство, которое было разрушено, было нашей родиной.
– Мы настаиваем, что в катастрофе 1917 года не было невиновных, – говорит предводитель Российского дворянского собрания Олег Щербачёв. – Кто делом, кто бездействием, кто словом, кто молчанием, кто помышлением, а кто бездумностью или просто безумием – каждый соучаствовал в этом преступлении. Святейший Патриарх недавно назвал события 1917 года великим преступлением. Дворянство естественно не исключение. А что, не было виновато духовенство? Еще как! Или не был виноват простой народ, крестьяне, которые жгли иконы и громили церкви? Надо увидеть это. Увидеть в себе тех самых дедов и прадедов, которые принимали в этом участие. Я напоминаю москвичам, что во время октябрьского переворота от террористического режима Москву защищали дети – кадеты и юнкера, а огромное число офицеров сидели дома и думали, ничего, мол, всё пройдет. Не прошло! А те люди, которые жили в стране эти 74 года, разве не были соучастниками советского режима – комсомольцами, членами партии? И сейчас мы не до конца используем свои силы в борьбе с советским наследием. Поэтому всем нам есть, в чём покаяться.
Покаяние за другого или других возможно в том случае, если человек ощущает духовную или родовую связь с этими людьми. Католическая церковь покаялась в преступлениях средневековой инквизиции, потому что осознает себя единым вневременным богочеловеческим организмом. Так же и отдельный человек, ощущая духовную и биологическую связь со своим родом, имеет право и возможность покаяться за своих дедов и прадедов, несмотря на давность событий. Именно тогда народ сможет постичь свою общность, осознать самого себя единым народом.
– Интересно, что люди, в меньшей степени причастные к совершавшемуся в советское время злу, более других способны на покаяние, – отмечает отец Георгий Кочетков. – Потому что сохранили свою честь и человеческое достоинство, сохранили готовность брать ответственность не только за себя и за своих. Ведь церковное учение о таинстве покаяния никогда индивидуалистическим не было. Все таинства соборные, и покаяние совершается вместе, в едином духе. И дух людей просветляется, меняется к лучшему. Это зафиксировано в Священном Писании. В Ветхом Завете говорилось от имени народа: «Мы покрыты стыдом и позором грехов наших». Целый народ должен очиститься, индивидуализировать этот процесс абсолютно невозможно – это отступление от христианства. Только что вышла книга «Восстань на помощь нам», в нее включены молитвы за Россию, созданные в разное время разными людьми – знаменитое покаяние патриарха Ермогена, молитва Иоанна Кронштадтского, современные, проникнутые поразительным чувством горечи молитвы, созданные Николаем Неплюевым, Александром Солженицыным. Мы собрали всё, что смогли обнаружить наши историки. Из этой книги можно понять, что традиция совместного народного покаяния – это традиция крепкая, историческая, ее надо знать и ценить.
"Акция национального покаяния "Имеющие надежду". Священник Георгий Кочетков
Назвать вещи своими именами
Главный аргумент противников Акции национального покаяния состоит в том, что освещение преступлений советского времени может посеять раздоры в обществе, всколыхнуть столетнюю кровавую грязь, которая, казалось бы, осела где-то на задворках памяти и больше никого не беспокоит. Но сейчас опасно как раз бездействие.
– Бояться разделения нации в результате акции покаяния не стоит, – убеждает народный артист России, режиссер Андрей Смирнов. – Я вспоминаю известное высказывание американского философа 20 века Джозефа Сантаяны: «Те, кто не помнит прошлое, обречены переживать его вновь». Мне кажется, эта фраза лучше всего отражает наше бытие – народов, населяющих Россию. Ведь мы не только не вынесли мумию из мавзолея, но и осмысление 74-летнего правления большевиков не произошло. Отдельные люди делали какие-то заявления, писали статьи или книги, но сознания нации это не коснулось. По сути, мы носим в себе раковую опухоль, которая возникла в 1917 году. Ведь большевистский режим все 74 года по сути своей оставался террористическим. Его террористическая суть проявлялась как внутри страны, так и во внешних отношениях. Этот факт до сих пор нами не осознан. Чтобы вскрыть эту раковую опухоль, необходимо назвать вещи своими именами. Дело не в том, чтобы расправиться с потомками палачей, охранников, пыточных и расстрельных дел мастеров – об этом смешно было бы даже говорить. А дело в постижении того, что мы все, независимо от нашего желания, созданы этим террористическим режимом. И в акции покаяния мы способны сделать важнейший первый шаг осознания психологического наследия, которое каждый из нас несет в себе.
К чему призывает совесть
Заставить человека покаяться невозможно. Поэтому акция «Имеющие надежду» не имеет чётких рамок, каждый может участвовать в ней тем образом, который считает адекватным и приемлемым для себя. Но игнорировать ее совсем было бы неосмотрительно. Время уходит, молодёжь уже сейчас считает красный террор делом давно минувших дней. И если сегодня не уделить осмыслению тех событий достаточно внимания, то история пойдет дальше, и на многих важнейших аспектах, связанных с русской культурой, народом, самосознанием, можно будет поставить крест. Не диагностированная, не излеченная болезнь обязательно даст рецидивы, и возможно, осложнённые.
– Если мы хотим хоть какого-то будущего для нашей страны и для нашей церкви, то оставаться без покаяния за все бесчисленные грехи и преступления, совершенные перед Богом в советское время, нельзя, – говорит отец Георгий Кочетков. – Это императив, связанный с волей Божьей и исполнением ее. Придется преодолеть страх, может быть, испортить отношения с какими-нибудь государственными чиновниками высокого ранга. И церковь должна сказать свое слово, настоящее церковное слово. Идеально было бы, если бы акцию национального покаяния возглавил Святейший Патриарх. Если бы он мог сказать об этом несколько слов, всё было бы совершено, на этом можно было бы поставить точку. Или, допустим, президент страны. Но судя по всему, в ближайшее время этого не произойдет.
– На что надеется человек, приносящий свое покаяние в церкви? – говорит Андрей Смирнов. – На Господа, на Его милость, на то, что грехи будут отпущены, и Господь поможет ему ступить на праведный путь. Так и мы надеемся только на Господа. Твердых оснований рассчитывать на глобальный успех нашей акции, на всенародный отклик на нее, мне кажется, нет. Но тем важнее эту акцию провести и постараться вовлечь в нее как можно больше народу, не думая о практических плодах. Просто делать то, к чему призывает совесть.