Договоренность о прибытии святыни была достигнута в прошлом году при исторической встрече на Кубе папы римского Франциска и патриарха Кирилла. Святыню встречала рота почетного караула Преображенского полка и представители столичного духовенства. Известно, что мощи святителя Николая до 12 июля текущего года будут выставлены в московском храме Христа Спасителя, где каждый желающий прихожанин сможет к ним приложиться. После этого их перевезут в Санкт-Петербург, и там они пробудут с 13 по 28 июля. «Стол» решил вспомнить подробности жизни самого популярного народного святого, которого именуют Николаем Угодником и Санта-Клаусом.
Кто такой святитель Николай
Подробности жизни праведного архиепископа Николая, жившего в 270–345 годах в Римской империи, то есть во времена самых страшных гонений на христиан, известны нам в основном по древнейшим агиографическим источникам. Прежде всего это житие святого, написанное в Х веке блаженнейшим Симеоном Метафрастом, письма и послания, написанные святителями Андреем Критским и Мефодием, патриархом Константинопольским, анонимные манускрипты «Деяние о стратилатах», «Деяние о подати» и проч. Как считают современные исследователи истории церкви, древние агиографы в этих документах допустили смешение житий двух святителей с одинаковым именем – Николай. Один из них в VI веке был в Ликии архиепископом Мир, другой же святитель Николай жил через двести лет и стал архиепископом Пинарским при императоре Юстиниане I.
Именно от жизнеописания Николая Пинарского авторы житий взяли эпизоды о родителях святого, о крещении младенца, простоявшего два часа в купели и впоследствии показавшего себя ревностным христианским аскетом, отказываясь пить материнское молоко по постным дням. К заимствованию из жития Николая Пинарского можно отнести и эпизод с путешествием святителя в Иерусалим, ведь во время правления римских императоров III века Иерусалима, разрушенного римской армией, уже не существовало: город был заново отстроен лишь после Константина Великого. Итак, согласно житию, составленному Дмитрием Ростовским, святитель Николай родился в одном из городов Ликии (ныне это территория Турции) и с самых ранних лет стал членом христианской общины. Достигнув возраста совершеннолетия, он был возведён в сан священника, а затем и пресвитера, то есть лидера религиозной общины. Пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к страждущим. Он раздал всё своё имение нищим. Так, в житии описывается история о том, как святой Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал принудить их к занятию проституцией. Узнав об этом, Николай решил анонимно помочь девицам, избавив их от унижения принятия помощи от постороннего. Он просто тайком бросил мешок с золотом в их дом. Обрадованный отец выдал свою старшую дочь замуж, использовав эти деньги для её приданого. Через некоторое время святой Николай бросил мешок с золотом также для второй дочери, что позволило второй девице выйти замуж.
После этого отец дочерей решил узнать, кто его благодетель, и поэтому дежурил все ночи, чтобы его дождаться. Его ожидание оправдалось: святой Николай ещё раз бросил мешок с золотом в окно и поспешил удалиться. Услышав звон золота, брошенного в окно, отец девиц побежал вслед за благодетелем и, узнав святого Николая, бросился ему в ноги, говоря, что он спас их от погибели. Святой Николай, не желая, чтобы его благодеяние стало известно, взял с того клятву, что он никому об этом не расскажет.
Согласно католическому преданию, мешок, брошенный в окно святителем Николаем, приземлился в чулке, оставленном для просушки перед огнём. Отсюда произошёл обычай вывешивать носки для подарков на Рождество от Санта-Клауса. В годы гонений епископ Николай был схвачен римлянами и надолго посажен в темницу. Вышел из тюрьмы он уже в преклонном возрасте – во времена правления императора Константина Великого. И тут же принялся бороться с языческими культами, разрушив в городе самый большой храм Артемиды. К этому времени относится и эпизод с тремя стратилатами – воеводами, которых император Константин назначил подавить мятеж во Фригии. «Это были воеводы Непотиан, Урс и Ерпилион. С великою поспешностью они отплыли из Константинополя и остановились в одной пристани Ликийской епархии, которая называлась Адриатским берегом. Здесь был город. Так как сильное морское волнение препятствовало дальнейшему плаванию, то они стали в этой пристани ожидать тихой погоды. Во время стоянки некоторые воины, выходя на берег для покупки необходимого, многое брали насилием. Так как это случалось часто, то жители того города озлобились, вследствие чего на месте, называемом Плакомата, происходили между ними и воинами споры, раздоры и брань.
Узнав о сем, святитель Николай решил сам отправиться к тому городу. Услышав о его пришествии, все граждане вместе с воеводами вышли ему навстречу и поклонились. Святитель увещевал их держать своих воинов в повиновении и не позволять им притеснять людей. После сего он пригласил воевод в город и радушно угостил их. Воеводы, наказав провинившихся воинов, прекратили волнение и удостоились благословения от святого Николая. Когда сие происходило, пришли из Мир несколько граждан, сетуя и плача. Припав к ногам святителя, они просили защитить обиженных, рассказывая ему со слезами, что в его отсутствие правитель Евстафий, подкупленный завистливыми и злыми людьми, осудил на смерть трех мужей из их города, которые ни в чем не были повинны. – Весь наш город, – говорили они, – сетует и плачет и ожидает твоего возвращения, владыко. Ибо если бы ты был с нами, правитель не осмелился бы сотворить такой неправедный суд.
Услышав об этом, архиерей Божий душевно воскорбел и в сопровождении воевод тотчас отправился в путь... Достигнув места казни, он увидал, что там собралось множество народа. Осуждённые мужи со связанными крест-накрест руками и с закрытыми лицами уже преклонились к земле, протянули обнаженные шеи и ожидали удара меча. Святитель видел, что палач, суровый и неистовый, извлёк уже свой меч. Такое зрелище приводило всех в ужас и скорбь. Соединив с кротостью ярость, святитель Христов свободно прошёл среди народа, без всякой боязни вырвал из рук палача меч, бросил его на землю и затем освободил осуждённых мужей от уз. Всё это он сделал с великим дерзновением, и никто не смел его остановить, потому что слово его было властно и в действиях его являлась Божественная сила: он был велик пред Богом и всеми людьми…» Послушание воевод не осталось без награды: позже святитель Николай спас от смерти и их самих, которые стали жертвами клеветников при императорском дворе. По подозрению в измене воеводы были осуждены на смерть, но только личное вмешательство святителя Николая спасло им жизни, после чего они стали учениками архиерея. Также святитель Николай является покровителем мореплавателей: к нему часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с мачты. В другом случае Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.
Интересно, что в официальное житие святого не вошёл эпизод «Деяния о подати», видимо, по распоряжению императора Василия II, лично курировавшего работу над составлением свода житийной литературы (который в церкви называется Четьи Минеи). Между тем «Деяние о подати» вполне исторично. Осуществление грандиозного замысла императора Константина Великого по строительству новой столицы потребовало огромных средств, и когда в 327 г. подошёл срок очередной переписи населения для пересмотра сборов, налоги с многих провинций были значительно повышены. Особенно острой проблема оказалась для небольших бедных областей, к которым относилась Ликия. Несправедливость чиновника, усугубившего налоговый гнёт, стало поводом для вмешательства епископа. Что ж, казна византийских монархов во все времена нуждалась в пополнении, и опасение, что влиятельные архиереи станут подражать свт. Николаю, обращаясь к императору с ходатайствами о снижении налога в своих епархиях, имело веские основания.
Охота за мощами
В XI веке провинция Ликия и город Миры (ныне город Дембре на юге Турции), где был похоронен святитель Николай, подверглись завоеванию турок-сельджуков. В то же время в католической церкви шла настоящая охота за святынями: считалось, что мощи святого являются волшебными амулетами, спасающими своих владельцев от любой беды. Поэтому все города – центры морской торговли – мечтали завладеть мощами святителя Николая, который в те времена славился именно как покровитель мореплавателей. И, согласно латинским хроникам, больше всего за мощами святого Николая охотились моряки из городов Бари и Венеция. И вот в 1087 году баряне, проплывая мимо Мир, увидели, что город захвачен и разорён. Барийский отряд вошёл в храм святителя Николая, где остались всего четыре монаха. Под угрозами пыток монахи показали, где находится святыня: в одном из приделов под полом, украшенным мозаикой. Один из моряков спустился в гробницу и, увы, встал прямо на благоухающие миром святые останки, повредив их. Мощи по частям поднимали и укладывали в священнические одежды. Главу святого и многие другие фрагменты скелета перенесли на корабль.
Но полностью забрать мощи не удалось: несколько десятков жителей Мир успели добежать до храма. Сил у них было недостаточно, чтобы вступить в борьбу с вооружённым отрядом моряков, но плач стоял великий. В результате баряне взяли только часть мощей, оставив в храме икону святителя Николая. А через десять лет в Мирах высадился и отряд венецианцев, участвовавших в I Крестовом походе. И все повторилось: в поисках святынь венецианцы разбили алтари, разорили всё, что только могли. Начали пытать одного из монахов, и в конце концов тот показал, где покоятся остатки мощей святителя. Так как мощей Николая Чудотворца было мало, венецианцы добавили к ним другие человеческие останки: посторонний череп, женские и детские косточки. Так в разных местах появились две гробницы святителя Николая, и спор между Бари и Венецией разгорелся сильнее прежнего.
Две гробницы
Первый раз вскрытие гробницы в Бари производилось в 1953–1957 годах. Тогда итальянский антрополог Луиджи Мартино точно установил, что в Венеции хранится как раз та часть святых останков, которых не хватает в Бари. Также исследование останков дало ответы на многие вопросы. Например, подтвердилось то, что иконы верно передают облик святителя Николая. Точно измерен его рост – 167 сантиметров. Установлено, что Николай Мирликийский действительно был строгим постником и питался только растительной пищей. При этом он страдал артрозом позвоночника и, возможно, анкилозом (неподвижность сустава вследствие сращения суставных поверхностей). Может быть, данные костные изменения были спровоцированы долгим влиянием холода и сырости во время многолетнего заключения в тюрьме. Археологические раскопки в Ликии также подтвердили сведения, содержащиеся в житийных памятниках. Археологи нашли не только храм Артемиды, но и храм, построенный Николаем Мирликийским, а также место встречи святого со стратилатами – Плакому, площадь в андриакском порту, покрытую плитами.
Николай Угодник на Руси
На Руси имя Николая Чудотворца получает известность довольно рано. Так, в киевском Софийском соборе, построенном в середине XI века Ярославом Мудрым, в числе наиболее почитаемых святых присутствует и мозаичное изображение святителя Николая.
Однако особенное почитание этого святого в пределах Руси начинается со второй половины XI столетия. Связано это было с перенесением мощей святого в Бари, и Русь быстро откликнулась на это событие созданием литературного памятника – «Сказание повести, еже о пренесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры».
В «Сказании…» подробно рассказывалось о том, как пресвитеру города Бари явился святитель Николай и повелел отправиться в разоренный к тому времени город Миры и взять его мощи. Жители Бари, притворяясь купцами, отправились в Миры и нашли там раку с мощами святого, заполненную благовонным миром, которую привезли в Бари. На родную землю они вступили 9 (22) мая, и сразу же возле мощей сотворилось множество чудес. С тех времён этот день стал считаться вторым праздником в честь знаменитого святого – Николой Вешним в русской традиции. Первый праздник – Никола Зимний – отмечается 6 (19) декабря, в день смерти святого.
В те же годы было впервые зафиксировано чудо от святителя Николая, явленное в Киеве письменными источниками, – свидетельство об исцелении утонувшего ребёнка получило название «Чудо о некоем детищи утопшем, его же святый Никола жива сохрани». В нём рассказывается, как в день празднования святых Бориса и Глеба, плывя на лодке через Днепр из Вышгорода в Киев, жена одного богатого киевлянина уронила в реку ребёнка, который немедленно утонул. Убитые горем родители воззвали к милости Николая Чудотворца. В ту же ночь служители Софийского собора обнаружили живого мокрого ребёнка перед иконой святителя Николая. Об этом сообщили митрополиту, и тот велел оповестить весь город. Родители младенца вскоре нашлись и, к своему и всеобщему изумлению, узнали в нём своего утонувшего сына.
С тех пор, кстати, икона, перед которой был найден мокрый младенец, стала называться иконою Николая Мокрого и долгие столетия хранилась в Софийском соборе, в приделе, посвящённом святителю Николаю. «Чудо о некоем детищи утопшем» показывало, что теперь Николай Чудотворец проявил себя защитником и спасителем русских людей, а значит, взял под своё чудесное покровительство и саму Русь. Во всяком случае, именно так трактовались эти события в древнерусских литературно-философских памятниках, описывавших множество чудес, связанных с именем святителя Николая. Так, около 1113 года близ Новгорода в одном потоке на острове Липно в Ильмень-озере явилась икона святителя Николая, чудесным образом исцелившая новгородского князя Мстислава.
В начале XIII века Русь обрела ещё одну чудотворную икону. Повинуясь неоднократному повелению святителя Николая, священник из Корсуни Евстафий взял икону из храма, в котором крестился князь Владимир, и, объехав окольным водным путём, через Ригу и Новгород, привёз её в рязанские земли – в город Зарайск, где эта икона прославилась многими чудесами. Так на Руси сложился иконописный тип «Никола Зарайский». В XIII в. св. Николай свершил и чудо спасения подмосковного Можайска от монгольского набега. Жители Можайска из уст в уста передавали предание о том, как святитель Николай явился в небесах перед монголо-татарами, осадившими город: одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал град Можайск в знак охранения его. Устрашённые грозным знамением враги в ужасе бежали. С тех пор Николай Чудотворец считается небесным покровителем города, а главный городской собор Можайска был посвящён святителю Николаю, и в этом храме появилась очень необычная для традиционных православных представлений деревянная резная скульптура святителя Николая Чудотворца: святитель изображён с мечом в правой руке, а в левой руке он держит условное изображение охраняемого города. Это весьма нестандартное для иконографии написание епископа Николая стало очень популярно на Руси и послужило основой для рождения нового иконографического типа, который так и назвали – «Никола Можайский». Впрочем, никакого места не хватит, чтобы перечислить все те чудеса, которые сотворил на Руси любимый народный святой Николай.
Что привезли в Россию?
Как рассказал настоятель Патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в городе Бари протоиерей Андрей Бойцов, мощи святого Николая закрыты трёхслойной мраморной плитой с небольшим отверстием, чтобы доставать источаемое от мощей святителя миро. Специально приглашённые архиепископом Бари медики с помощью современного оборудования подняли левое ребро – то самое, что ближе всего находилось к сердцу святого.