Тангейзер

Это опера Рихарда Вагнера середины XIX века, которая вдруг стала символом борьбы с церковным мракобесием и против политической цензуры в России начала XXI века

Еще месяц назад подавляющее большинство россиян при слове «Тангейзер» подумали бы, что это новая марка автомобиля – допустим, «Ниссан-Тангейзер». Или, предположим, название нового пылесоса. Но благодаря скандалу в Новосибирске теперь каждый сознательный гражданин прекрасно знает, что «Тангейзер» – это опера Рихарда Вагнера середины XIX века, которая вдруг стала символом борьбы с церковным мракобесием и против политической цензуры в России начала XXI века. О силе классического искусства размышляет «Стол».

Кто такой Тангейзер?

Тангейзер – это имя немецкого поэта-миннезингера, жившего в начале XIII века. Он происходил из австрийско-баварского дома баронов Тангузенов, был дальним родственником императора Фридриха II, в 1228 г. участвовал в крестовом походе. После смерти своего покровителя – герцога Фридриха Воинственного из рода Бабенбергов – Тангейзер, по словам собственных песен, «проел и прозаложил своё имение, так как ему очень дорого стоили красивые женщины, хорошее вино и вкусные закуски и дважды в неделю баня»; он впал в нужду и вынужден был скитаться странствующим рыцарем, исполняя своеобразные плясовые песни собственного сочинения о простых крестьянских радостях. Также в истории остались его песни религиозного характера, некоторые из которых были опубликованы в сборнике старинной немецкой поэзии «Minnesinger», изданном в 1838 году. На русский язык переводов Тангейзера нет.

343054_600

Портрет рыцаря Тангейзера в одежде крестоносца из Манесского кодекса

Человек-легенда

Несколько десятилетий спустя после своей смерти Тангейзер стал героем народных легенд о горе Герзельберг, на склоне которой есть пещера, где некогда располагалось языческое святилище богини Фрау Холле, супруги Вотана. Как гласит легенда, именно возле этой горы странствующий поэт Тангейзер, который шел в город Вартбург на состязание певцов, встретил богиню Фрау Холле, которая колдовством завлекла поэта к себе в пещеру; там он пробыл семь лет в сладострастных развлечениях. Боязнь, что он погубил свою душу, побудила его бежать от богини и искать отпущения грехов в Риме, у папы Урбана. Но папа с негодованием отказал в этой просьбе, сказав, что скорее его папский посох даст свежие побеги, чем Бог простит такого великого грешника. Тангейзер с горя вернулся к дьявольской Венере в Герзельберг. Тем временем посох пустил побеги, и изумленный папа велел отыскать прощенного Богом грешника – но его уже не могли найти. Финал: Тангейзер должен остаться в пещере Фрау Холле до Страшного Суда, когда Господь окончательно решит его участь. В 1845 году на легенду о Тангейзере обратил свое внимание композитор Рихард Вагнер, черпавший свое вдохновение в народном эпосе. Для своей оперы «Тангейзер» он соединил несколько самостоятельных немецких легенд, переделав мрачное подземелье Фрау Холле в грот богини Венеры – это была своеобразная дань классицизму. Премьера оперы состоялась 19 октября 1845 г. под управлением автора в Королевском саксонском придворном театре в Дрездене. 

343380_600

Картина Джона Кольера "Тангейзер", написанная по мотивам оперы Вагнера

Сюжет оперы

Действие начинается в гроте Венеры. Певец Тангейзер как бы пробуждается ото сна и рассказывает Венере о своих грезах: ему чудился звон колоколов на родине, который он так давно не слышал. Эти звуки вновь пробудили тоску по родине и друзьям. Венера в гневе отвечает, что она его не держит, и он может уйти обратно к холодным и черствым людям, но что он там не найдет спасения и с измученной душой, обманутый в своих гордых надеждах, опять вернётся к ней. Тангейзер уходит, и, оказавшись в обычном мире, встречает своего старого приятеля рыцаря Вольфрама фон Эшенбаха, который рассказывает Тангейзеру, что его бывшая возлюбленная Елизавета до сих пор не может забыть его и его песен и не внимает песням других рыцарей.

Тангейзер вместе с Вольфрамом едет в Вартбург, где надеется увидеть Елизавету на состязании певцов. Елизавета рада возвращению любимого, но состязание певцов переходит в ссору: Вольфрам воспевает возвышенную любовь, Тангейзер – плотские страсти. В пылу ссоры Тангейзер признается, что был любовником богини. Вырвавшееся из уст Тангейзера признание поражает ужасом благочестивых слушателей. Дамы в боязливом отвращении отступают от него, рыцари готовы поразить его мечами. И лишь Елизавета заступается за Тангейзера: да, он вовлечен страстью в ужасный грех, но может покаяться; неужели же рыцари отнимут у него путь к спасению? В итоге рыцари позволяют Тангейзеру отправиться в Рим и вымолить у папы отпущение грехов, предупреждая его, что если он прощения не получит, то он не смеет больше никогда вернуться в Вартбург.

Но папа отверг его раскаяние, яростно закричав, что, как жезл его не произведёт никогда побегов, так и Тангейзер, обреченный на вечные мучения ада, никогда не достигнет спасения. В итоге он решил вернуться в грот Венеры, но на пути к горе его вновь встречает Вольфрам, который уговаривает его одуматься. В итоге Тангейзер решает вернуться к Елизавете, но в этот самый момент показывается похоронная процессия: Елизавета, не выдержав разлуки с любимым, внезапно умерла. Увидев гроб, Тангейзер умирает от разрыва сердца. Не успел он упасть на землю, как прибегают гонцы из Рима: папский посох дал свежие зелёные ростки, что означает, что грешник прощен. (Излагается по публикации: М. Друскин «100 опер. История создания».)

тангейзер_2

В чем же оскорбление чувств верующих?

Дело в том, что режиссер Тимофей Кулябин поставил на сцене Новосибирского театра оперы и балета не совсем вагнеровского «Тангейзера». Вернее, музыка и либретто остались оригинальными, а вот сюжет претерпел значительные изменения: действие оперы перенесено из средневековья в начало XXI века, с Венерой сожительствует не главный герой – кинорежиссер Генрих Тангейзер, а персонаж фильма, который этот режиссер снимает – а это не кто иной, как сам Иисус Христос. Вернее, актер, играющий Христа. Далее фильм о романе Иисуса и Венеры Тангейзер везет на кинофестиваль, но его провокационный фильм и эпатажные заявления а-ля Ларс фон Триер превращают режиссера в персону нон грата. Обезумевший, он оказывается на попечении у матери Елизаветы.

При чем здесь Христос? – спросите вы. Ответ очевиден: ни при чем. Можно лишь предположить, что режиссеру Кулябину, который, будучи тонким конъюнктурщиком, прекрасно понимает, чем именно сегодня можно эпатировать публику, неожиданная трактовка образа Спасителя понадобилась для создания скандальной рекламы своего проекта. И, надо сказать, он в этом преуспел.

Хроника скандала

6 января 2015 года Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон направил на имя прокурора Новосибирской области Е.Ф. Овчинникова заявление, в котором заявил, что «постановка оперы “Тангейзер” ФГБУК “Новосибирский государственный академический театр оперы и балета” унижает чувства верующих людей, оскорбляет Православную Церковь, направлена на разжигание религиозной вражды». И попросил «принять необходимые меры по выяснению всех обстоятельств сложившейся ситуации вокруг постановки и возможному привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством России». 24 февраля 2015 года было заведено дело об административном правонарушении по статье «Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение». В случае если бы суд признал Бориса Мездрича и Тимофея Кулябина виновными, им грозил бы штраф до 50 тысяч рублей или обязательные работы до 120 часов. 10 марта 2015 года мировой суд Новосибирска вынес оправдательный приговор директору Новосибирского театра оперы и балета Борису Мездричу и режиссеру оперы «Тангейзер» Тимофею Кулябину.

kulyabin

Виновники скандала:

Тимофей Кулябин, 31 год, выпускник РАТИ ГИТИС

Штатный режиссер театра «Красный Факел» в Новосибирске. В 2009 году поставил оперу «Князь Игорь» в Новосибирском театре оперы и балета. Прославился своим спектаклем «Онегин» по роману А.С. Пушкина – эта постановка получила специальный приз национальной театральной премии «Золотая Маска».

zjtgkcasrt

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон

В миру – Емельянов Леонид Григорьевич, 67 лет. Окончил в 1981 году Московскую Духовную академию, был монахом Московского Свято-Данилова монастыря. В 1990 года хиротонисан во Епископа Новосибирского и Барнаульского, с 1995 года – назначен председателем Издательского отдела Московского Патриархата и главным редактором Издательства Московской Патриархии с титулом Епископа Бронницкого, викария Московской Епархии. С осени 1996 года – почетный настоятель храма Всех святых на Соколе, в 2000 году освобожден от должности Председателя Издательского отдела Московского Патриархата и переведен на Новосибирскую и Бердскую кафедру. До своего выступления против оперы митрополит Тихон прославился скандалом с «сатанинскими рок-группами», когда в 2014 году некие православные активисты сорвали выступление в Новосибирске рок-группы Behemoth.

Мнения: Митрополит Тихон: «Когда спрашивают – как Церковь относится к подобным явлениям, я говорю: никак не относится. Культура развивается со всем обществом, новые тенденции остановить невозможно. Но у нас есть закон, который говорит о правах верующих людей. Мы не хотим допустить того, что произошло во Франции….»

Тимофей Кулябин, режиссер: «Моя однокурсница спросила меня: ты что – атеист? Нет, я человек глубоко верующий. Это все спектакль. Это он задает вопросы, провоцирует, сомневается. Там нет четко выраженной моей позиции, нет окончательного ответа, нет нравоучения…»

Кирилл Серебренников, режиссер: «Нападение церковных мракобесов на оперу «Тангейзер» и режиссера Тимофея Кулябина – это позор. Позор России. Это то, что надо скрывать, чего надо стыдиться. Встретилось то, что не могло встретиться, – Вагнер и провинциальный поп. Никто в мире не подозревал, что они могут где-то пересечься. Где Вагнер, где современная оперная режиссура и где этот мракобесный поп, который, не видя спектакля, пишет донос?

Марк Захаров, художественный руководитель театра «Ленком»: «Не будем забывать, что церковь – это все-таки земное учреждение и священнослужителям свойственны некоторые заблуждения и комплексы, которые время от времени испытываем все мы, грешные люди. Сегодня, наблюдая особое рвение духовенства в отношении контроля над произведениями искусства, я иногда думаю о том, что и мне хочется поучаствовать в строительстве храмов, вмешаться в процесс и даже поломать некоторые нынешние проекты – сделать другой формы маковки или переделать алтарь так, как нравится мне…»

Олег Меньшиков, актер, художественный руководитель Московского драматического театра имени М.Н. Ермоловой: «Сам факт, что постановка оперы Вагнера становится объектом внимания правоохранительных органов, кажется мне чудовищным. Если предмет искусства становится поводом для судебного разбирательства, значит, в государстве возрождается цензура».

Олег Табаков, художественный руководитель Московского художественного театра: «Нельзя грозить уголовными статьями за спектакли, книги, картины, музыку. Отсюда один шаг до сжигания книг на кострах. Свобода творчества – такая же абсолютная ценность, как и свобода вероисповедания. Цензура в любом проявлении – государственном или церковном – опасна. Я призываю остановить травлю режиссера и театра…»

Чулпан Хаматова, актриса: «То, что происходит вокруг оперы “Тангейзер” и Тимофея Кулябина, можно назвать коротко: культурная катастрофа. Мы должны это остановить. Нельзя ни оправдать, ни объяснить суд над режиссером, иначе это будет началом расцвета такого гремучего мракобесия, что повлечет за собой последствия катастрофические – для всех режиссеров. Что это вообще значит? Не поняли спектакль – значит, не поняли; пришли домой, обсудили, обругали. Но при чем тут прокуратура, суд?»

Насколько опасно стать оскорбителем чувств верующих?

В Уголовном кодексе Российской Федерации с июня 2013 года существует статья 148 «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий», которая в части 1 предусматривает уголовную ответственность за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные с целью оскорбления религиозных чувств верующих. Однако, согласно судебной статистике rospravosudie.com, в России нет ни одного случая правоприменительной практики по данной статье. По мнению экспертов, это неработающая статья, поскольку в юриспруденции вообще не существует такого понятия, как «оскорбление чувств» – есть только «оскорбление чести и достоинства», и это понятие применяется только в отношении каждого конкретного человека, но никак не группы лиц. Поэтому все громкие «клерикальные» процессы либо разваливаются еще до суда, либо следователи стараются переквалифицировать дело по другим статьям: к примеру, приговор участницам Pussy Riot был вынесен по ст. 213 ч. 2 УК РФ: «Хулиганство, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти». Но ведь законы всегда можно переписать, не так ли?

Читайте также