Кшиштоф Занусси: «С самого начала бытия одни люди владели другими, хотя это недопустимо»

Какова роль художника в современном мире? Почему российско-польские культурные связи не ослабевают даже в период обострения политических отношений? На эти и другие вопросы на пресс-конференции в Москве ответил польский режиссер, сценарист и продюсер Кшиштоф Занусси

Фото: Михаил Еремин

Фото: Михаил Еремин

В Москву на встречу с журналистами режиссер прилетел из Екатеринбурга, «удрав», по собственному признанию, со съёмок. Сибирякам Занусси показал автобиографическую ленту «Галоп» (2007) и кусочки из первой отснятой половины фильма «Эфир», над которым ведётся работа. Также недавно на русском языке появилась книга «Как нам жить? Мои стратегии», которую Занусси с радостью подписал сибирским читателям.

Для чего вы снимаете?

Может быть, вся моя жизнь для какой-то мелочи? – задается вопросом польский гость, отвечая на вопрос о роли художника в современном мире.

«Мы так далеко зашли, думая, что человек – это самое важное, что конкретная жизнь – самая важная для мира. Хорошо иногда пошутить над собой и сказать: а может моя жизнь для какой-то мелочи, о которой я даже не подумал? Это меня оживляет».

О Чехове и литературе

Многие картины Кшиштофа Занусси сняты по мотивам произведений Чехова.

«Чехов для меня – символическая личность. Интеллигенция, которая изображена у него в произведениях, – это для меня самое ценное в России».

При этом пан Кшиштоф признался, что как писателя он больше ценит Тургенева и уважает творчество Достоевского.

«Но всегда, когда я думаю о русской интеллигенции, о российской интеллигенции – тогда всегда на ум приходит Чехов», – признался режиссёр.

«Эфир»

В настоящее время режиссёр ведёт работу над фильмом «Эфир»: «Мы уже сняли половину картины: всё, что можно было снять летом. Теперь ждём зимы, хотя и готовимся к съемкам с искусственным снегом».

Фильм уже стал международным проектом: в его съёмках принимают участие профессионалы из Украины, Литвы, Венгрии и Италии. Пан Кшиштоф выразил надежду на то, что картину покажут в странах, которые участвовали в проекте, однако отметил, что сейчас снять фильм гораздо проще, чем показать его широкой публике.

О чем будет фильм: это будет притча. История происходит до Первой мировой войны в Австрийской крепости. Военный врач ставит эксперименты над людьми, чтобы найти средство для владения другим человеком.

«С самого начала человеческого бытия одни люди владели другими, хотя это недопустимо. Об этом и будет история», –  подытожил режиссёр.

Занусси выразил надежду, что к лету 2018 года он закончит работу над картиной. Тогда останется только решить где, на каком фестивале её показать, чтобы в итоге её могли увидеть зрители.

О политике

«Радует то, что всё меньше и меньше людей голодает», – честно признается пан Кшиштоф.

Относительно того, что его всерьез тревожит, режиссёр рассказал о слухах, что  готовится новое движение народов, как это было 2000 лет назад – это огромная угроза, и люди не хотят с ней столкнуться. Даже думать об этом не хотят. «Для меня большая проблема и угроза – наше будущее».

«Матильда»

«Не могу судить картину, потому что я её не видел, но с интересом посмотрю», – честно признается режиссер.

«Я сам снял три картины о католических святых и привык к мысли, что святые – это такие же люди, как все мы, только чуть-чуть лучше нас, но они все грешны. Я без иронии отношусь к тому, что Николай II – святой. У него были как хорошие поступки, так и нехорошие, и во мне это не вызывает никакого удивления. Не вижу здесь повода для скандала. Не могу представить себе, что картина показывает святого как дьявольского человека – это могло бы обижать верующих, но если она рассказывает о его юности, неполной зрелости и его первых эмоциональных опытах – картина не должна вызывать таких сильных эмоций».

 

Читайте также