У «Матильды» появился спойлер

Возмущенный боксер из Екатеринбурга снял фильм о Николае II, где обнародовал неизвестные ранее пророчества монаха Авеля

Иллюстрация: Л. Туксен. «Коронация Николая II в Успенском соборе Московского Кремля 14 мая 1896 года». 1898.

Иллюстрация: Л. Туксен. «Коронация Николая II в Успенском соборе Московского Кремля 14 мая 1896 года». 1898.

«Матильда» начала свое мировое турне: премьеры фильма уже прошли в Австрии и США. Православный экстремизм хорошо подогрел интерес к картине Алексея Учителя, изначально рассчитанной на не очень притязательного зрителя.

Между тем свое турне по России продолжает один из активных оппонентов Учителя — бывший боксер Сергей Алиев со своим фильмом «Оболганный государь». За две недели до премьеры «Матильды» Алиев выложил его в интернет и пообещал Учителю «по морде с любовью», если тот не откажется от кинопроката своей картины.

Благородный гнев пробудил в спортсмене талант режиссера-документалиста: 47-минутный ролик представляет собой собрание положительных отзывов о последнем русском императоре со стороны историков, священников и обычных верующих (наших современников).

Сергей Алиев

Причем полемика ведется не только с «Матильдой», где все внимание на личной жизни Николая II, но и со всеми другими источниками, в которых фигура императора представлена без должного пиетета.

«Оправдание» идет по двум линиям. Во-первых, доказывается святость Николая II и его добровольное принятие смерти за свой народ — здесь проводятся прямые параллели с Христом. Во-вторых, развенчивается миф о слабовольном и слабохарактерном императоре, не способном к государственному управлению. Автор фильма устами избранных спикеров проводит мысль о талантливом политике и стратеге на троне, потерпевшем фиаско исключительно по вине заговорщиков.

По части политики, если верить защитникам государя, он явно Христа превзошел. О чем говорит Евангелие? Иудейский народ ожидал Мессию в образе царя-освободителя — политического лидера, который избавит народ от власти римлян и «восстановит царство Израилю». Когда подобные ожидания в отношении Иисуса не оправдались, многие ученики оставили Его, вероятно как «слабохарактерного». И Он не побежал за ними доказывать обратное, не стали этого делать и верные ученики.

Император Николай II

Политическая «слабохарактерность» Христа никогда не была отрицательной характеристикой в глазах Его последователей, ведь Его царство «не от мира сего». Почему же в случае с Николаем II оказалось недостаточно его «добровольной Голгофы для спасения народа», а понадобилась еще и земная, отринутая Христом слава?

Впрочем, система взглядов Алиева не нова, ранее она уже получила неофициальное название «ереси царебожия». Недвусмысленная параллель между Христом и Николаем II как «вторым» искупителем грубо противоречит христианскому учению.

У царебожников (как и у старообрядцев) есть свои «священные» даты и события в русской истории. Например, 1613 год, когда первый из Романовых, Михаил Федорович, был призван на царство. Если старообрядцы свято чтят постановления Стоглавого собора, созванного при Иване Грозном, то защитники Николая II отсылают всех несогласных к Земскому собору 1613 года, который избрал юного царя и принес  от лица всего народа клятву верности дому Романовых.

Икона. Авраамий Палицын зачитывает решение Земского собора «Об избрании на царский престол боярина Михаила Федоровича Романова»

Неудивительно, что именно с этих событий и начинается «оправдательный» фильм Алиева. Голос за кадром зачитывает текст клятвы, особо подчеркивая: кто нарушит ее, будет проклят.

Далее документалист перепрыгивает через 200 лет и останавливается на событиях, историческая ценность которых настолько сомнительна, что «Матильда», как говорится, отдыхает.

Режиссер приводит разговор, который якобы состоялся между прозорливцем Авелем и императором Павлом I. Около 1800 года некий монах Авель как бы уже знал и об Александре II Освободителе, и об Александре III Миротворце, и, конечно, о Николае II — «святом царе, Иову многострадальному подобном». «О нем свидетельствует Писание: псалмы 90, 10 и 20 открыли мне всю судьбу его, — продолжает прозорливец. — На венок терновый сменит он венец царский, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий. Искупитель будет, искупит собой народ свой — бескровной жертве подобно».

Надо заметить, что никаких официальных документов о жизни монаха Авеля не сохранилось. Единственное правдоподобное свидетельство о существовании некого предсказателя с таким именем осталось в бумагах Министерства юстиции Российской империи. В 1796 году было заведено «Дело о крестьянине вотчины Л. А. Нарышкина именем Василий Васильев, находившемся в Костромской губернии в Бабаевском монастыре под именем иеромонаха Адама, а потом назвавшегося Авелем и о сочиненной им книге, на 67 листах». Обвинялся монах в распространении пророчеств. Ни самой книги, ни сведений о содержавшихся в ней пророчествах в документах того времени не сохранилось.

Другой, не менее ценный исторический источник в фильме — пророчество юродивой Паши Саровской. Но главный все-таки Авель.

Юродивая Паша Саровская

Первое упоминание о пророчествах Авеля появилось в 1875 году. В журнале «Русская старина» вышла статья «Предсказатель монах Авель» — без подписи. Причём в статье содержались лишь пророчества, касавшиеся начала XIX века. Неизвестный автор текста утверждает, ссылаясь на историю, что «все пророчества Авеля сбылись». Последующие публикации пересказывали статью, иногда дополняя её без указания источников информации.

Есть еще воспоминания генерала Алексея Ермолова, записанные его родственником, а также «Записки» Энгельгардта. Однако все эти источники не более надежны, чем вышедшая в журнале безымянная статья.

Характерная особенность этих и последующих сообщений об «обнаруженных пророчествах Авеля» то, что появлялись они всегда позже предсказанных в них событий. Большинство «предсказаний» сформировалось в эмигрантских кругах в 1920-е годы (в частности, они появляются в одной из статей П. Н. Шабельского-Борка).

Пополнение текстов продолжилось в 1990-е и, похоже, не заканчивается и сейчас. Большая часть фрагмента «пророчества» из фильма Алиева взята из книги Бориса Максименко «Престол» (дословное совпадение, в том числе, косвенной речи), статуса исторического труда книга не имеет и продается в категории «fiction». Если сравнить ее с другими похожими изданиями, где содержатся вольные пересказы якобы бесед монаха с Павлом I, то видно, что какие-то фразы совпадают, а другие внезапно прирастают по смыслу. Причем смыслы в рамках одной книги довольно устойчивые: одному автору важно акцентировать козни «жидов», а другому нарисовать апокалиптические картины.

Фильм Алиева предлагает свою оригинальную редакцию отрывка из книги Максименко. После слов «Горько зарыдал прорицатель Авель и сквозь слезы тихо продолжал» идет рассказ не о том, как «будет жид скорпионом бичевать землю русскую», а о событиях куда более радужных:

«Столетие продлится безумие сие. Но спустя ровно век русский народ осознает и покается, кем был умученный государь. И через сие покаяние снова восстанет народ русский!»

Этот пассаж в открытых источниках не встречается нигде, кроме фильма Алиева. Всякое, конечно, бывает: вдруг он и правда нашел легендарную книгу Авеля? Жаль только, что опять о событиях прошедших... Или нет? Столетие ведь как раз в октябре завершилось!!!

Читайте также