От деревянных крылечек – к планетарному миру

«Стол» рассказывает о номинантах премии «Жить вместе»

Алексей Наумов. Фото: «Стол»

Алексей Наумов. Фото: «Стол»

Город Хвалынск, расположенный на правом берегу Волги, в 237 км от Саратова, имеет богатую историю: с одной стороны, это некогда типичный крепкий купеческий город, где сохранились ещё величавые дома в стиле русского классицизма, кружевные наличники, деревянные крылечки. С другой стороны, здесь родился и сформировался как творец один из самых ярких русских художников – Кузьма Петров-Водкин. 

Небольшой провинциальный городок, где живёт чуть больше 10 тысяч жителей, никогда не был обделён вниманием: сюда, на родину зачинателя «космологического символизма», приезжают любители искусства, художники и искусствоведы. Других привлекает, наоборот, хозяйственный, патриархальный в хорошем смысле дух этого города – «Тихая уездная жизнь». Именно так называется серия фильмов Нижневолжской студии кинохроники, посвящённых Хвалынску. Славятся эти места и чудесной природой: Волга, хвалынские холмы, здесь есть даже горнолыжный курорт. 

Чего не хватает Хвалынску – так это ощущения целостности, понимания, что всё здесь неспроста: и деревянные крылечки, и кружевные наличники, и художник, научившийся передавать ощущение «земли как планеты», и холмы, и река…

Алексей Наумов, основатель Фонда сохранения и развития историко-культурного наследия Хвалынского района «Сосновый остров», депутат Саратовской областной Думы, родился и вырос в Хвалынске, на долгое время уехал из родного города, а потом вернулся и понял, что цель его жизни – «сохранять историю города, популяризировать его наследие в любом виде; это может быть изба, биография либо фантик от конфетки, которую производили в Хвалынске». 

Сборник «Домовая резьба Хвалынска. Бытование и форма в историко-градостроительном контексте». Фото: vk.com/pine_island
Сборник «Домовая резьба Хвалынска. Бытование и форма в историко-градостроительном контексте». Фото: vk.com/pine_island

«Люди, которые занимаются спасением наследия, воспринимаются как городские сумасшедшие. Вот я из них. Достаточно рано я стал осознавать, что кое-что происходит не так. Особенно сильное потрясение было лет в шесть, когда я узнал о том, что у нас царя расстреляли вместе с детьми. У моей бабушки была икона царственных мучеников. Естественно, я задавал вопросы, и она мне потихонечку рассказывала.

Потом я увидел открытки с видами Хвалынска – храмы, быт – и понял, что это был крутой город, которого уже нет.  И тогда я вышел уже непосредственно к людям. У нас на протяжении ХХ века было очень много травм. Это и революция, и гражданская война, голод, репрессии... Пройдите по улицам Хвалынска… Вот на аттике стоит «1913 год». А теперь подумайте, сколько человек создавал, зарабатывал, копил, чтобы построить этот дом, а через пять лет его просто выгнали. А ты живёшь и не знаешь, что это за человек был: сколько у него детей было, что с ними потом произошло…». 

Началось всё с проекта «Сохранение и развитие деревянного архитектурного наследия Хвалынска», целью которого было не только воссоздание исторически сложившейся архитектурной ткани города, но и настройка общественного взгляда. Люди не осознают окружающей их красоты: деревянные дома с кружевными наличниками обшиваются сайдингом, элементы деревянного декора уничтожаются. 

Сначала были «Хвалынские крылечки»: по фотографиям и обмерам сохранившихся деталей были созданы эскизы пяти крылечек, по установленным морфотипам хвалынские мастера установили их на исторических домах.

Затем Хвалынск присоединился к фестивалю восстановления исторической среды «Том Сойер Фест», были реставрированы дома, от одних названий которых становится уютно: «Гранатовый», «Изумрудный», «Дом с берегинями» или «Дом с ромашками».

Фото: Том Сойер Фест Хвалынск / vk.com
Фото: Том Сойер Фест Хвалынск / vk.com

В процессе стало понятно, что для воссоздания всей этой красоты не хватает специалистов. Так в Хвалынском агропромышленном лицее появилась столярная мастерская, где учат профессионалов, которые умеют работать  с характерными элементами хвалынской домовой резьбы.

«Мы показывали, как можно сегодня красиво сохранять старину. Не для того, чтобы услышать: “Ах как красиво вы дом выставили”, – а для того, чтобы запустить процесс, чтобы в людях что-то менялось. Мы сделали, допустим, наш первый дом “Гранатовый” с крылечком. А человек из другого города купил флигелёк, чтобы зимой приезжать кататься на лыжах, сделал какой-то навес со стерлядью. То есть он уже относится к этому кусочку как к чему-то важному. Видно, что это уже процесс, когда ты не прямо влияешь на какие-то явления в городе, а они сами запускаются и работают. Вот это самое важное». 

Последний проект Алексея Наумова и его единомышленников называется «Гений места». В нём впервые появляется главный герой – Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

«У нас есть дом, в котором прошло детство художника. В 1884 году его мама поступила в услужение купцам Михайловым. У них был дом с колоннами, с мезонином, очень красивый. Мезонин сгорел, колонны разрушились, дом обложили кирпичом, но описание его есть у Петрова-Водкина в автобиографической повести “Хлыновск”», – рассказывает Наумов.

В марте 1931 года Кузьма Петрович посылает матери посылку и письмо с пояснениями: «Шлю тебе мою книгу… Я, как видишь, и назвал его не Хвалынск, чтоб иметь возможность рассказать вообще об уездном городке, так чтоб сделать из этого художественную вещь. Имена сохранил только моих близких. Прошу любить и миловать».

Картина К. С. Петрова-Водкина «Окрестности Хвалынска». Фото: Виртуальный Русский музей
Картина К. С. Петрова-Водкина «Окрестности Хвалынска». Фото: Виртуальный Русский музей

«Этот дом-ковчег связан с периодом становления художника Петрова-Водкин, мы его хотим включить в историческую канву Хвалынска. Михайловы вообще были крутые купцы, связанные родословными с Рябушинскими, с Коровиными, с Рязановыми, со всем старообрядчеством России так или иначе.

Причём это были не лавочники уже, настоящие буржуа, которые жили за счёт процентов с акций. Они могли позволить себе обеспеченную жизнь. Много строили и много чего сделали хорошего. Когда село стало городом Хвалынском, государство в принципе давало купечеству местному широкие возможности. И вот человеком, который был главным на тот момент, был Кузьма Михайлов. Родил 10 детей, трое его сыновей – их в городе называли Кузьмичами – были на протяжении многих лет первым в списке хвалынского купечества. 

Так что главным человеком, который создавал город, стал Кузьма Михайлов, а главный человек, который прославил город, – Кузьма Петров-Водкин. Так родился еще один проект, названный “Космос, Кузьма и Кузьмичи”. 

Имя “Кузьма” происходит от слова “космос”, то есть мир. Кузьмичи – это мир религиозного сознания, а Кузьма Петров-Водкин – мир планетарный. Придуманная им сферическая перспектива – это стремление художника к общечеловеку, преодоление всех границ: расовых, государственных и прочих. 

Автопортрет К. С. Петрова-Водкина. Фото: Виртуальный Русский музей
Автопортрет К. С. Петрова-Водкина. Фото: Виртуальный Русский музей

Через эту выставку хотим показать контекст, в котором вызрел талант Петрова-Водкина, подвести к тому, что художник открыл свою сферическую перспективу здесь, на хвалынских холмах. А купцы Михайловы, дав ему какие-то материальные основы, помогли этому таланту родиться», – говорит Алексей Наумов, руководитель Фонда сохранения и развития историко-культурного наследия Хвалынского района «Сосновый остров».

В автобиографической повести «Пространство Эвклида» Петров-Водкин подчеркнёт, какую роль играл родной город в его творчестве: « …во время разрешения какой-нибудь картины вдруг в голове вспыхнет образ детальнейшего куска пейзажа, где лист дерева, зацепившийся за камень на чёрной земле, даёт мне полный материал для завершения не хватающего в картине плана… и при этом всплывают такие точности обстановки, что мне припоминается всё моё органическое состояние под впечатлением температуры воздуха, запахов растений, моей усталости и целого ряда мыслей, работавших во мне в момент наблюдения». И героев одной из поздних своих работ – влюбленных в картине «Весна» – Петров-Водкин поместит в родной хвалынский пейзаж.

«Я мечтаю когда-нибудь создать в Хвалынске музей-заповедник, посвящённый Петрову-Водкину. Объединить всё и создать в городе, где, к сожалению, есть отток населения, урбанизация и прочее, федеральный музей-заповедник. Чтобы город жил, у него должен был прочный фундамент – интеллигенция. Здесь должны быть реставрационные мастерские. Здесь должна сохраниться блестящая коллекция икон – больше 400 единиц икон XVI–XIX вв. В Хвалынске была своя иконописная школа, из которой выросло в том числе творчество Петрова-Водкина. Мы можем концептуально всё это объединить и дать нашей стране что-то новое». 

 

Читайте также