Новых врачей не распечатать на 3D-принтере

«Стол» изучил, как российская медицина борется с цунами омикрона   

Медицинские работники в коридоре временного госпиталя для пациентов с Covid-19. Фото: Константин Михальчевский / РИА Новости

Медицинские работники в коридоре временного госпиталя для пациентов с Covid-19. Фото: Константин Михальчевский / РИА Новости

«Более заразен, менее опасен», – так утешают себя люди, которые не могут дозвониться в поликлиники или стоят в огромных очередях без какой-либо социальной дистанции. Это и есть показатель пандемии: система здравоохранения захлёбывается волной омикрона.

Неделя – столько понадобилось столичным медикам, чтобы оповестить обычный класс государственной школы о том, что ребята уходят на карантин в связи с болезнью одноклассника (в понедельник – заявка на тестирование, в среду – результаты, в пятницу – оповещение руководства школы). Повезло с сознательными родителями: всё это время ученик в школу не ходил, но в противном случае легко представить, сколько было бы за это время заболевших однокашников.

 

И это в Москве, где власти рапортуют об усиленном режиме работы амбулаторных служб (и ситуация действительно лучше, чем во многих регионах). При этом посты в социальных сетях о невозможности связаться с медиками набирают по 700 комментариев – и большая часть их сводится к тому, что «мы тоже с этим столкнулись». 

Название
Название

Проблема с новым штаммом очевидна уже невооружённым глазом: болеют многие, болеют в достаточно лёгкой форме (аптечные тесты и экспресс-тесты чаще всего дают отрицательный результат). Но для больничных листов нужно официальное подтверждение болезни – и люди пытаются дозвониться в поликлиники. Чаще всего им это не удаётся, они приезжают лично и попадают в очереди на несколько этажей и часов.

 

Подобные новости приходят из Йошкар-Олы, Ростова-на-Дону, Ростова Великого, Волгограда, Рыбинска, Якутска, Климовска, Нижнего Новгорода, и городов с обеспокоенными больными становится всё больше. Медики, несмотря на всё желание, попросту не справляются.

«Мы – стационар, в приказе Минздрава наше открытие в формате “красной зоны” намечено на 2 февраля, но отличие волны омикрона как раз в том, что большинство болеет дома, вся нагрузка идёт на амбулаторные службы. Вижу, насколько измотаны коллеги, – это звено системы всегда было перегружено, а теперь заявок ещё больше», – объясняет заместитель главного врача по медицинской части ГКБ № 10 г. Нижнего Новгорода Людмила Ломакина. И ей вторят коллеги по всей России: главврач Домодедовской ЦГБ Андрей Осипов, заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии № 7 временного инфекционного госпиталя Сергей Винников, заведующая инфекционным отделением временного госпиталя «Ленэкспо» Дарья Абель и др.

Но если в одних областях медики дежурят сутками напролёт, поликлиники увеличивают время работы, но в других – просто снимают трубки с телефонов приёмных и регистратур. Казалось бы, только-только в открытом доступе появился ролик из тверской поликлиники, где у телефонов сняты трубки, и по сети разошёлся мем о том, что «если вы не можете дозвониться врачам, возможно, они берут пример с тверских коллег», как шутка стала правдой. Аналогичное сообщение пришло уже из подмосковного Серпухова.

По следам завирусившегося видео из Твери «Стол» поговорил о предпосылках подобного поведения сотрудников медучреждений с Каринэ Александровной Конюховой – главным врачом Медицинского центра им. В.П. Аваева и централизованной клинико-диагностической лаборатории.

– С позиции лечения заболевания мы готовы. Я имею в виду, что у нас есть современные действенные рекомендации, есть программа выдачи бесплатных лекарств в амбулаторных центрах. А хватит ли нам медиков… Дело в том, что на этом этапе больше людей лечатся амбулаторно, без госпитализации. Первичного звена всегда не хватало, а сейчас, после долгих пандемийных месяцев, ещё кто-то устал и уволился. Вызовов на дом или по «скорой помощи» сейчас огромное количество. Действительно, просто физически не хватает времени, рук и сил. 

Конюхова также отметила то, что раньше у медиков и у самой Карины Александровны вызывало скепсис: организация амбулаторных центров для больных ковидом – это сейчас действительно спасает, хотя там есть масса и своих издержек. Многим учреждениями и врачам приходится сейчас переобуваться на ходу, чтобы оказывать помощь, а это огромное напряжение.

Действительно, выгорание медперсонала налицо: на фоне новостей о новой волне появляются и другие – не менее тревожные. Например, в Калмыкии региональный паблик в сети VK пишет, что в разгар пандемии коронавируса 18 сотрудников БУ РК «Республиканский детский медицинский центр имени В. Манджиевой» написали коллективное заявление о желании уволиться. Мотивируют они это в том числе тем, что «в период роста заболеваемости ОРВИ и ковид надо откровенно признаваться в том, что организация работы поликлиники и госпиталя не обеспечена. Отсюда и многочисленные жалобы населения на то, что долгое время невозможно дозвониться в регистратуру детской поликлиники и вызвать неотложную помощь, огромные очереди в фильтр-боксе. Нездоровые дети вынуждены ожидать приём на улице. Отсюда огромная текучка кадров. Мы просто не выдерживаем. Мало того что поток больных детей увеличивается с каждым днём, ещё и некомпетентное руководство вносит в работу полный хаос».

И тем не менее, по словам Конюховой, претензии пациентов в сложившейся ситуации вызывают определённое недоумение, поскольку ответственность за происходящее нельзя взваливать исключительно на власти и медиков:

– Не могу не сказать, что в сложившейся ситуации немалая ответственность лежит и на самом населении, не только на врачах. Ещё до новой волны любой человек мог прийти и бесплатно поставить себе вакцину, а теперь заболевший тратит больше сил, времени и средств, при этом и расходы государства на лечение во много раз выше, чем расходы на вакцинацию. Мы всегда стремимся к партнёрским отношениям с пациентом, но зачастую это не получается.  

Врач замечает: когда в спокойные месяцы медики призывали вакцинироваться, люди не спешили с этим. Сейчас очевидно, что они и меньше заражаются, и легче переносят ковид. 

– Мы хотели до июля привить 60 % населения, а в нашем регионе мы даже сейчас не достигли этой отметки, – сетует Карина Александровна. – А потом люди, которые не хотят вакцинироваться, носить маски, ограничивать себя, оказываются раздражены тем, что им не могут оказать должную помощь. Мы не можем новых врачей распечатать на 3D-принтере или клонировать по запросу.  

 

Читайте также