Общество не оценило ценности 

Минкульт разработал проект указа президента об Основах госполитики по укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей. Его общественное обсуждение проходило с 21 января и официально завершилось на этой неделе. Дискуссия получилась настолько эмоциональной, что документ обещают всё же доработать. «Стол» собрал самые яркие и значимые высказывания представителей церкви и общества, многим из которых проект напомнил советские декларации 

Предпоказ выставки «Век перемен. Иконы XVII столетия из собрания Константина Воронина». Фото: Софья Сандурская / АГН

Предпоказ выставки «Век перемен. Иконы XVII столетия из собрания Константина Воронина». Фото: Софья Сандурская / АГН

Фото: Софья Сандурская / АГН "Москва"


«Мы же это всё проходили…» Реакция театрального сообщества

Самой резонансной стала реакция театральных деятелей, которую изначально озвучил глава Союза театральных деятелей, худрук театра «Et Cetera» Александр Калягин.

«Ни с того ни с сего нам предлагается проект нового документа, в котором его авторами (кстати, хорошо бы знать их) прямо и недвусмысленно утверждается, что государственная поддержка культуры и образования (внимание!) – невозможна без установления дополнительного контроля. Вот это да! Дожили! Контроль, контроль, контроль! Друзья! Мы же это всё проходили…», – говорится в открытом письме Союза театральных деятелей.

Калягина поддержали художественные руководители более десяти российских театров, в том числе гендиректор Большого театра Владимир Урин, худрук «Современника» Виктор Рыжаков, худрук МХТ имени Чехова Константин Хабенский, худрук «Сатирикона» Константин Райкин, главный режиссёр Театра на Малой Бронной Константин Богомолов, худрук Театра Романа Виктюка Денис Азаров, директор Театра на Таганке Ирина Апексимова и многие другие.

Александр Калягин. Фото: Зыков Кирилл / АГН "Москва"
Александр Калягин. Фото: Зыков Кирилл / АГН "Москва"

Проект Минкульта «не может положительно повлиять на общество и граждан», и его принятие «никоим образом не будет способствовать сохранению и приумножению духовно-нравственных ценностей, воспитанию патриотизма и любви к нашей Родине», говорится в их открытом письме в поддержку письма Калягина.

Более того, «проект указа президента в самой своей сути противоречит Конституции РФ, поскольку окончательно уничтожает свободу мысли и слова, а также явно принуждает к отказу от своих мнений и убеждений и бесстыдно легализует цензуру», добавляет в свою очередь в своём комментарии писатель, драматург, киносценарист Алексей Слаповский.

«Парадокс в том, что Закон, направленный на сохранение традиционных ценностей, вредит в первую очередь именно этим ценностям: он против достоинства, прав и свобод, он антигражданский и антипатриотичный, он направлен на раскол общества», – считает Слаповский.

Реакция театрального сообщества стала, кажется, единственной солидарной внутри своего профессионального цеха.

«Это просто бизнес, детки». Реакция в Общественной палате

Довольно резко театральному сообществу ответил директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва Владимир Аристархов. Этот институт занимался разработкой проекта президентского указа по заказу Минкульта. 

«Прежде всего поражает уверенность господина Калягина в том, что творческий эксперимент, равно как и отражение жизни, и развитие художественного языка возможны только на пути борьбы с традиционными ценностями», – заявил Аристархов в ходе дискуссии в Общественной палате.

Право на свободу творчества, по его словам, «никак не предполагает обязанности государства финансировать всё подряд и давать деньги на всё то, что Калягин, его коллеги или кто-то ещё объявит “искусством”». По его словам, «денег всегда меньше, чем тех, кто желает их потратить», и государство должно заботиться об эффективности расходования бюджетных средств.

По мнению Аристархова, проект указа направлен как раз на то, чтобы помочь госслужащему определить приоритеты государственного финансирования. «Государство обладает не только правом, но и обязанностью не допускать, чтобы народные деньги тратились на проекты, разрушающие традиционные ценности, подрывающие нашу идентичность и единство нашей страны», – заключил он.

Владимир Аристархов. Фото: Любимов Андрей / АГН "Москва"
Владимир Аристархов. Фото: Любимов Андрей / АГН "Москва"

«Я считаю, что экономика, конечно, учитывалась при составлении данного документа», – комментирует член общественной палаты Елена Истягина-Елисеева.

«Последние несколько лет бюджетные деньги вкладывались активно и в возродившуюся киноиндустрию. Зачастую с неоднозначным результатом. Нас не удивляет, что если в коммерческом секторе спонсор даёт деньги на что-то, то этого спонсора необходимо похвалить. Во всяком случае, не ругать публично и не унижать. Однако с государственными инвестициями в кино это не работало...», – добавила Истягина-Елисеева.

Реестр традиционных ценностей, по её словам, – «ориентир для творческих объединений и персоналий, желающих получить госзаказ на исполнение какой-либо художественной работы». «В этом ключе не вижу совершенно ничего крамольного или “come-back-коммунистического”. Как по мне, так это просто бизнес, детки», – заключает член ОПРФ.

«Back in the USSR». Реакция политолога и социолога

По мнению политолога Георгия Бовта, «Свод российских традиционных ценностей» представляет собой «список хороших человеческих качеств и жизненных ориентиров и в целом выглядит самоочевидным – как всё хорошее против всего плохого». «А старшему поколению может напомнить “Моральный кодекс строителя коммунизма”», – отметил эксперт.

«Ещё примечательно то, что в проекте нет места никакому региональному своеобразию. Значит, ценности, скажем, Северного Кавказа должны быть идентичны ценностям Дальнего Востока и Сибири», – подчеркнул Бовт. Кроме того, по его словам, широкий список идеологических врагов, перечисленных в документе, «создаёт богатую почву для цензуры».

«Этот проект – не что иное как реализация Стратегии национальной безопасности, утверждённой летом 2021 года», – отмечает* социолог Максим Руднев (*ссылка ведёт на СМИ, признанное иноагентом). «Желательные ценности, их враги и как с ними бороться были перечислены уже там, а Минкульт, который готовил проект указа президента, буквально переписал оттуда большую часть текста... Сопоставив Моральный кодекс (строителя коммунизма) и перечисленные в Стратегии ценности, легко заметить преемственность. Например, “дружба и братство народов СССР” превратились в “историческое единство народов России”, а “извращённые эгоистические взгляды и нравы” из преамбулы Кодекса в “культ эгоизма”», – отмечает эксперт.

Максим Руднев. Фото: lcsr.hse.ru
Максим Руднев. Фото: lcsr.hse.ru

Руднев также напомнил, что Владимир Путин ещё в 2011 году указывал на эту связь: «Мы утратили определённые ценности советского периода, связанные с… Моральным кодексом строителя коммунизма… Это выдержки из Библии, на самом деле, и ничего нового человечество не придумало... Это то, что нам вместе подлежит укреплять. И других ценностных ориентиров у нас нет и вряд ли в ближайшее время появятся». 

А где Бог и вера? Реакция церкви

Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, представляя позицию Русской православной церкви в ходе дискуссии в Общественной палате РФ по проекту, заявил, что в перечень традиционных ценностей России нужно внести упоминание веры в Бога.

«Мы предполагаем, что в перечень традиционных ценностей очень важно внести упоминание веры в Бога или религиозной веры, а также учесть то обстоятельство, что религиозные объединения – это органичная часть гражданского общества, которая должна участвовать в поддерживаемых государством программах и проектах, нацеленных на сохранение и утверждение традиционных ценностей», – сказал Легойда.

Владимир Легойда. Фото: Никеричев Андрей /  АГН "Москва"
Владимир Легойда. Фото: Никеричев Андрей /  АГН "Москва"

На то, что в документе традиционные ценности как раз отделены от религии, обратил внимание зам. главного редактора «Независимой газеты», ответственный редактор приложения «НГ-Религии» Андрей Мельников.  

«Несмотря на устойчивое представление о том, что духовно-нравственные ценности тождественны религиозным императивам, в документе мало ассоциаций с какими бы то ни было верованиями. Это прослеживается как в содержании, так и в стилистике, которая больше напоминает позднесоветские декларации вроде “Кодекса строителя коммунизма”, чем символ веры какой-либо из религий. Особо следует отметить, что в тексте отсутствуют указания на конкретные религиозные традиции, даже на русское православие», – пишет Мельников.  

Манка с комочками и родительские чаты. Реакция представителей образования

Образовательный портал «Мел» решил отреагировать на проект документа, создав свою полушутливую версию ценностей, то ли решив, что детский формат более уместен для издания, то ли – что серьёзно реагировать на проект невозможно.

Приводим некоторые из традиционных ценностей по версии «Мела», напомнившие выражение о том, что в каждой шутке есть только доля шутки: «тихий час, японские подгузники, в детский сад без очереди, спать всю ночь, какао без пенки, Дед Мороз существует, открытка “Я тибя лублу”».

В перечень разрушительных и чуждых идей и ценностей «Мела» вошли «манка с комочками, родительские чаты, ты же девочка/ты же мальчик, строгие наказания, шапочка в +20, хлопчатобумажные колготки, конфликты в песочнице, с коляской по сугробам, тушёная капуста в школьной столовке».

Взрослые читатели паблика оценили юмор «Мела», дополнив его своими версиями «ценностей».

А школьный учитель из Нижневартовска Александр Королёв подошёл к делу вполне серьёзно. «Наверное, трудно представить себе больший удар по нравственным ценностям, чем издать государственный указ по внедрению этих ценностей», – прокомментировал он. «Государство стремится защитить наши ценности. Но дело в том, что духовно-нравственные ценности находятся на том уровне, на котором государство действовать не может. Единственное, что может сделать власть в данном случае, – это показать хороший пример. В частности, президент и чиновники могут показать пример патриотизма, милосердия, крепкой семьи», – подчеркнул преподаватель.

«Абстракция, не поддающаяся измерению». Мнение психотерапевта

И, наконец, невозможно не привести мнение психотерапевта, специалиста по антикризисной психотерапии в работе с семьёй и личностью Сергея Иванова, который также направил своё заключение к этой законодательной инициативе.

«Предлагаемые ценности по сути представляют собой абстракцию, не поддающуюся фактическому описанию и измерению. Упомянутый эгоизм присутствует в людях и нуждается не в отрицании, а в трансформации с повышением качества. А неформальные связи между людьми не должны быть предметом государственного регулирования – это мы уже сполна испытали в СССР! Я категорически против этого закона и предлагаю снять его с повестки!» – говорится в комментарии Иванова.

Сергей Иванов. Фото: Сергей Иванов/Facebook
Сергей Иванов. Фото: Сергей Иванов/Facebook

«Считаю данный законопроект не только бессмысленным, но и потенциально вредным для развития личности гражданина РФ», – добавляет эксперт.

Какие именно ценности предлагает защищать Минкульт

В текущем варианте документ относит к числу традиционных ценностей «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкую семью, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческую память и преемственность поколений, единство народов России».

Угрозу традиционным ценностям, по мнению авторов проекта, «несёт деятельность экстремистских и террористических организаций, действия США и их союзников, транснациональных корпораций, иностранных некоммерческих организаций».

Несмотря на официальное завершение сроков дискуссии, накануне вечером объявлено о том, что обсуждение продолжится, а Институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева доработает проект с учётом мнений экспертов.

Читайте также