Приднестровье: точка будущего

Конфликт в Приднестровье 1992 года как прообраз сегодняшнего дня


Участник борьбы за независимость республики Приднестровье. Фото: Александр Тимошенко / Коммерсантъ

Участник борьбы за независимость республики Приднестровье. Фото: Александр Тимошенко / Коммерсантъ

Тридцать лет назад приднестровские казаки разоружили молдавское отделение полиции в Бендерах. Это событие дало старт относительно быстрому вооружённому противостоянию, в котором воплотились болевые точки СССР и которое проявило будущие тяготения России вне своих границ.

Конфликт начинался задолго до. Люди, жившие в будущей ПМР, ещё в XIV веке отличались о тех, кто потом стал молдаванами. В один регион эти две территории объединились уже после того, как СССР в 1940 году аннексировал Бессарабию.

В процессе перестройки союзные республики стали тяготеть к формату «обычных» национальных государств в восточноевропейском изводе: то есть заточенных на этническую составляющую национализма. Национальный фронт Молдавии сформировал правительство в 1989 году, а в июне 1990 года вслед за РСФСР принял декларацию о государственном суверенитете.

Ещё до прихода фронта к власти после бурного обсуждения в республике публикуется законопроект «О функционировании языков на территории Молдавской ССР», который предполагал перевод обучения и документооборота в республике на молдавский язык. Стали появляться новые и более радикальные законопроекты. Вследствие их обсуждения и недовольства им в Тирасполе в августе 1989 года создаётся Объединённый совет трудовых коллективов, осудивший намерения Кишинёва.

Встреча в Тирасполе представителей националистического Народного фронта Молдавии и тираспольского Объединённого Совета трудовых коллективов. Фото: Игорь Зенин / РИА Новости
Встреча в Тирасполе представителей националистического Народного фронта Молдавии и тираспольского Объединённого Совета трудовых коллективов. Фото: Игорь Зенин / РИА Новости

В июле 1990 года Народный фронт Молдавии предложил переименовать республику в Румынскую республику Молдавия, так как советская Молдавия была создана незаконно вследствие аннексии. В конце месяца Тираспольский горсовет заявил, что если МССР создана незаконно, то и территория Приднестровья в её составе находится незаконно. Пошёл процесс размежевания, практически идентичный процессу национализации Хорватии и становления будущей РСК, где сербские милиционеры заявили о том, что не будут подчиняться приказам хорватского МВД.

В сентябре 1990 года Чрезвычайный Съезд депутатов всех уровней Приднестровья провозглашает в Тирасполе Приднестровскую Молдавскую Советскую социалистическую республику. Вскоре в Дубоссарах прошли столкновения между молдавской милицией и жителями города. После августовского путча республика принимает Декларацию независимости, 5 ноября 1991 переименовывается в просто Приднестровскую Молдавскую республику.

По мере сокрушения власти партии межнациональные отношения становились всё более напряжёнными. В регионе стояла советско-российская 14-я армия, которая не вмешивалась в конфликт и занималась передачей вооружения Молдавской союзной республике в рамках обычных договоров по распределению военного имущества МО СССР. Также армия охраняла в Приднестровье огромные склады с вооружением и боеприпасами, которые построили ещё во времена Великой Отечественной войны.

В ночь на 2 марта 1992 года была расстреляна машина с дубоссарскими милиционерами. В ту же ночь милиционеры и казаки разгромили полицейский участок и в этот же день полк 14-й армии атаковал молдавский полицейский спецназ, но был отбит казаками. Молдавские силовики занимались диверсиями, а 19 июня 1992 года начала наступление регулярная армия. Приднестровские добровольцы, в том числе военнослужащие 14-й армии, выбили молдаван из Бендер, а 19 июня Молдавия начала артобстрелы республики. Было убито с обеих сторон около тысячи человек и ранено больше пяти тысяч. 7 июля в республику прибыли представители РФ и начался переговорный процесс, тянущийся до сих пор.

Защитники Бендер. Фото: Игорь Зенин / РИА Новости
Защитники Бендер. Фото: Игорь Зенин / РИА Новости

Его ход определялся прежде всего сменой кабинетов в Молдавии: одни руководители были готовы к разговору, другие хотели поглощения. Камнем преткновения стал подход к самому устройству Молдовы: сохранение автономии ПМР требовало её федерализации, а ликвидации ПМР не могла допустить российская армия.

При переговорах ещё в 1992 году был определён состав миротворческих сил из нескольких батальонов. Сам формат существования миротворческой миссии стал триумфом, с одной стороны, легитимации российской миротворческой миссии в пределах бывшего СССР, а с другой стороны, права России присутствовать вне своих границ военным образом.

Похороны бойца после уличных боев за независимость республики Приднестровье. Фото: Александр Тимошенко / Коммерсантъ
Похороны бойца после уличных боев за независимость республики Приднестровье. Фото: Александр Тимошенко / Коммерсантъ

Старый субъект идеократическая партия, держащая под контролем огромную федерацию ушёл в небытие и в России вместо него возникло антисоветское российское государство, принципиально другой сущности и структуры субъект. России предстояло ещё десяток лет мучительно пересобираться внутри себя, однако уже на заре своего бытия она была рейхом по Шмиту, то есть государством настолько большим и сильным, что оно было обречено курировать своих лимитрофов.

В точках, откуда пропал советский субъект и вдруг вынужденно появилась Россия, кое-что перемкнуло. Если целые пространства ушли, то вот в этих точках Россия стала присутствовать. Они сразу стали точками конфликта, само существование которых ломало, казалось бы, хорошую институциональную конструкцию постсоветского пространства.

При этом стоит отметить, что в этих точках кучковались люди, которые оказали на будущее России большое влияние. Так, в Приднестровье показал себя Александр Лебедь, который мог стать президентом в 1996 году, и воевал студент Игорь Гиркин, который запустил механизм войны в Украине в 2014 году. Точки перехода могут позволить предсказать будущее, в том числе международно-правовое.

Точка-Приднестровье эволюционировала. После прихода в Украине к власти Ющенко Украина начала саботировать свои обязательства в рамках заключённых мирных договоров, блокируя поставки в республику продовольствия и лекарств. Республика, в свою очередь, стала радикальнее и провела в 2006 году референдум, на котором подавляющее большинство населения проголосовало за вхождение в Россию.  Для  России она стала как бы чемоданом без ручки: необходимость присутствия 14-й армии уходила вместе с опустошением складов вооружения, но теперь в этом регионе было настоящее, хотя почти никем и не признанное государство.

В 2015 году, по свежим следам Дебальцевского сражения, американские аналитики из Стрэтфорда, моделировали вторжение в Украину со стороны России, и одним из сценариев был предусмотрен прорыв армии с территории ПМР в Одессу. Таким образом, каким бы ни было идеологическое наполнение руководства РФ во все постсоветские годы, сама по себе фактура, в том числе героизм защитников республики в 1992 году, определяла реальность, и Россия имела хороший плацдарм для обеспечения своего присутствия при необходимости в Одессе.

Приднестровский государственный театр в Тирасполе. Фото: Геннадий Гуляев / Коммерсантъ
Приднестровский государственный театр в Тирасполе. Фото: Геннадий Гуляев / Коммерсантъ

На основе этой истории мы можем сделать несколько условно-универсальных выводов в отношении таких точек:

1. Эти точки завязаны на присутствие русского населения – с соответствующей культурной связкой.

2. Эти точки милитаризованы и служат потенциальным плацдармом военных акций России. От этого можно протянуть нитку к Донбассу: скрытых «точек Рейха» может быть немало.

3. Эти точки делают проблемным суверенитет государств, которые наследуют советским республикам, но представляют собой государственность народов, претендующих на досоветский генезис. Они как бы ждут нового переформатирования северной Евразии. И, возможно, дождались.

Читайте также