В такой ситуации, как переживаемая нами сейчас, говорить – особенно в жанре эссе – очень сложно. Хотя бы потому, что время, отделяющее момент написания от момента публикации, способно изменить очень многое; и то, что было осмысленно ещё день назад, может оказаться бессмысленным сейчас. А опубликованный текст не только отделён от момента написания, но и оказывается ещё и прочитывающимся в какие-то ближайшие дни, растягиваясь в своём активном существовании: он остаётся высказыванием, продолжающим производиться как бы «здесь и сейчас».
Сложно и, возможно, бессмысленно потому, что прежней реальности нет, а новая складывается прямо сейчас. И при этом это не некая смена одной реальности другой, а острова пока уцелевшего старого или того, что так и останется таковым (впрочем, в свою очередь изменившись, поскольку изменится его окружение), новое, которое, возникнув, продолжит существовать, будет нарастать – или окажется мимолетным.
И здесь остаётся либо пытаться фиксировать, описывать то, что видишь, или то, что думаешь. Не в режиме истинности/ложности, а как схватывание момента, чтобы соотнести его с другим – наступающим следом. Либо сосредоточиться на том, что представляется неизменным при всех переменах или по крайней мере достаточно длинным, чтобы (даже более или менее существенно меняясь во времени) меняться медленно.
Первый вариант осмыслен в плане личного дневника, но более чем сомнительно, есть ли нужда делиться этим с другими. Тот вопрос, который ранее мог быть пренебрежим – сейчас неотступен: о влиянии слов. Честность при письме – как соотнести верность фиксации с тем, как это фиксируемое будет воспринято другими, как ход мыслей отзовётся на других.
Пишу это во многом и как напоминание самому себе: в наступающем мире не ценность слов другая (хотя они становятся легковеснее и тяжелее одновременно, намного легче становится говорить тяжёлые слова), а они намного чувствительнее к режимам произнесения. Частое и публичное вновь уполотняются – пересечение границы высказывания меняет смысл речи.
Но остаётся второе – напоминание и вспоминание о том, что забывается в чаду происходящего. Самый расхожий образ, к которому обращаются самые разные стороны противостояния, – это Вторая мировая война. И нельзя сказать, что он не вполне подходящий, поскольку обращение к нему позволяет задействовать сходные модели не только объяснения, но и действия. Но Вторая мировая – как и её предшественница – исключительна в том числе и потому, что ввела и закрепила образ тотальной войны и тотальной победы. Тотальной – в смысле охватывающей все сферы жизни, мобилизующей всё общество, тотальной победы как капитуляции противника, с ним не ведут переговоров, а ведут переговоры между собой о дальнейшем устройстве реальности.
Но большинство военных конфликтов – от великих войн до спецопераций – заканчиваются совсем иначе: они заканчиваются миром, в котором стороны договариваются между собой, как жить дальше. Хотя бы потому, что пытаться достичь «окончательной победы» оказывается слишком затратным – настолько, что обессмысливает саму цель.
И если целью является прочный мир, то ключевым выступает не нанести другому такого удара, который, не оказавшись смертельным, вместе с тем не даст ему смириться с поражением: сделает жажду реванша более или менее постоянной целью политики. Можно обратиться к историческим примерам. Так, если Германия не только одержала победу над Францией в 1870 году, но и возникла из этой победы как единое государство, то эта же победа – с отнятыми у Франции Эльзасом и Лотарингией – сделала, пусть только риторическое, но стремление к возврату отнятых земель, антигерманскую политику почти обязательным пунктом во французской политике. Настолько, что никакие экономические, культурные и т.д. связи не позволяли осуществить символический отказ от этой цели, а это, в свою очередь, означало, что Германии нужно постоянно учитывать возможность войны – закручивая спираль, которая разожмётся в итоге в Первую мировую.
Победить в войне зачастую оказывалось проще, чем установить более или менее прочный мир.
Путь к миру открывается в признании невозможности «тотальной победы». С другим – тем самым, кого ты считаешь в корне неправым, морально испорченным, греховным и т.д., тем не менее придётся жить и как-то взаимодействовать.
Идея, что мир приведёт к торжеству справедливости и только такой мир способен оправдать погибших и страдающих, – лучший способ увеличить число мёртвых и завидующих первым. Оправдать смерть, боль, увечье, несчастье неспособно ничто, случающееся после. Неспособна оправдать никакая история, которую мы знаем: в ней всегда в итоге «все умерли и всё закончилось», чтобы начаться вновь, столь же нелепо, грязно и пусто.
Стремление осуществить полноту справедливости, воплотить моральный суд означает совершить ещё одну несправедливость, ещё один подлог, который, с вопиющей несправедливостью, возможно, так и не будет отмщён, осуждён или вообще осознан.
Путь к миру начинается с признания, что возможна победа, но не тотальная, возможен проигрыш, но его цена вообразима. И что стремление к торжеству справедливости, как бы её ни представлять себе, может стоить намного больше, чем готовность смириться с несовершенством.
И это, кстати сказать, имеет отношение не столько к отношениям между народами (повлиять на которые у нас ничтожно мало шансов – по крайней мере в плане личного непосредственного влияния), а именно к отношениям войны и мира между нами, собеседниками и современниками.