Священники о посте во время «военной спецоперации»: «Я накрою стол, когда перестанут гибнуть люди»  

«Стол» обратился к православным священникам за разъяснением, как проводить пост в этом году

Верующие во время службы повечерия с чтением Великого канона препадобного Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Верующие во время службы повечерия с чтением Великого канона препадобного Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Сегодня начинается самый долгий, строгий и любимый православными пост – Великий. Он продлится шесть недель и после Входа Господня в Иерусалим, или Вербного воскресенья, перейдёт в так называемую Страстную неделю, когда на богослужениях в храмах вспоминают о последних земных днях Иисуса Христа, Его смерти и Воскресении. Венчает семь постных недель «праздников праздник и торжество из торжеств» – Пасха.

Православные верующие отмечают Вербное воскресенье. Фото: Авилов Александр / АГН "Москва" 
Православные верующие отмечают Вербное воскресенье. Фото: Авилов Александр / АГН "Москва" 

На трапезу в эти дни постящимся предлагается только растительная пища, смысл такого воздержания – отказ «от всего не-истинного и не-вечного», – как пишет в своей статье «Психология поста» архиепископ Иоанн Шаховской. «Но… воздержание не есть центр поста», – считает он, полагая, что таким центром является «нахождение мудрости» и «вкушение истин воли Божией».

В древности Великий пост был, как известно, временем завершения оглашения – подготовки к крещению и вхождению в Церковь уверовавших в Бога. «Вкушением истин» было научение жизни по вере. Позднее эта традиция стала сходить на нет по мере того, как вслед за Римской империей многие народы приняли христианство в качестве официальной религии. Оглашаемых, то есть взрослых людей, по собственной инициативе постигающих основы веры перед тем, как креститься, не стало. Крестили в христианских странах сначала в раннем детстве, а потом и вовсе во младенчестве. Предполагалось, что православный образ жизни, обряды и культура через семью и социальные связи веру передают автоматически.

Но любовь к Великому посту в церкви сохранилась: теперь он стал временем совершенствования верующих, духовного апгрейда, обретения свежести жизни, исправления своих недостатков, главный из которых – неверие в Богочеловека Христа и недоверие Ему. Иначе говоря, это одновременно неверие и в Бога, и в человека. Поэтому пост – время восстановления доверия с теми, с кем оно разрушено, восстановление разорванного общения, примирение с Богом, с другими и с самим собой.

Как связан этот пост с самым трагическим событием наших дней, гибелью людей во время «военной операции» на Украине, спросил «Стол» у православных священников.

Протоиерей Андрей Мояренко (Новокузнецк)

Протоиерей Андрей Мояренко. Фото: seminaria.info
Протоиерей Андрей Мояренко. Фото: seminaria.info

– Приведу в пример близкого молодого человека, который изредка мог поиграть на компьютере в стратегию, не в shooter, не в стрелялку. Цель игры – привести своего героя к победе в качестве правителя разного уровня. И вот внутренним ответом на нынешние ужасные и трагические события стало то, что он удалил эту – для обычного геймера совсем безобидную – игру, чтобы даже в виртуальном пространстве, не в реальной жизни, больше не вести войн, не проливать кровь, не сеять хаос. Чтобы его сердце не становилось рассадником ненависти, злобы, разделения и превосходства…

Если продолжить рассуждение в этой плоскости, то «есть такое чувство, будто всем нам шах», всем христианам, … с инфернальным взглядом и сатанинским оскалом нам поставят и мат… Пока  как никчемные, никудышнее ученики Христа мы вчистую проигрываем. Без искренней обращенности к Богу как Любящему Отцу, Его посланию к нам, Его Христу мы проиграем.

Этим Великим постом всем нам, православным христианам, пора перестать есть «мясо», sapienti sat. Мясопустной недели, как византийцам, нам точно мало. Отказом от человеческого мяса и крови должны проникнуться наши ум и сердце, наша жизнь. Только тогда там будет место для добра, мира, любви и Духа.  

Священник Павел Бибин (Архангельск)

 

Священник Павел Бибин. Фото: psmb.ru
Священник Павел Бибин. Фото: psmb.ru

– События, происходящие сейчас на Украине, безусловно, трагедия, которая имеет как внешние, так и внутренние причины. С внешними причинами всё более-менее очевидно. Факты – вещь упрямая, какую бы оценку им ни давали. Наращивание военного потенциала у границ любого государства рано или поздно провоцирует начало вооружённых действий. Гораздо сложнее найти внутренние основания происходящего. Очевидно, что любая вражда является свидетельством болезни – в первую очередь человеческого духа. Иногда эта болезнь может захватывать огромное количество людей. Тогда начинают возникать военные конфликты и даже мировые войны. И здесь нужно признать, что все страны бывшего Советского Союза, несмотря на обретение внешней независимости и даже суверенитета, не смогли до конца избавиться от духовных болезней, которыми было поражено советское государство и общество. Более ста лет назад, в 1918 году, русский философ и мыслитель Николай Бердяев в статье «Духи русской революции» писал: «Тьма и зло заложены глубже, не в социальных оболочках народа, а в духовном его ядре». К сожалению, приходится признать, что те духи зла, которые привели к рождению на территории бывшей Российской империи государства во главе с лидерами партии большевиков, не были не только изжиты, но и всерьёз осмыслены. Без оценки того, что произошло с историей нашей страны и церкви в ХХ веке, мы обречены на повторение тяжёлых ошибок. Выход только один – это путь покаяния, а значит, осознания и исправления через возвращение к глубинным основам христианской веры, молитвы и жизни. Какой бы сложной эта задача нам ни представлялась, другого пути у нас нет. Нам, подобно блудному сыну из евангельской притчи, нужно прийти в себя, чтобы вернуться в свой дом и в своё отечество в качестве наследных сыновей, а не заблудившихся наёмников. 

Наступивший Великий пост в этом году, вероятно, будет серьёзным испытанием для всех нас. Важно, чтобы он принёс реальные плоды покаяния. Опыт новомучеников и исповедников Русской церкви в ХХ веке сейчас имеет важнейшее значение. Нужно заново посмотреть на то наследие, которое было оставлено нам как сокровище, очищенное в горниле испытаний. Пост – это хорошее время для преодоления беспамятства, поэтому стоит предпринять усилия по собиранию живого опыта нашей церкви. Для постового усилия очень важна задача обретения целостности жизни, в том числе через трезвение. В сегодняшней ситуации это крайне важно, потому что потерять трезвенность в условиях колоссального потока противоречивой информации достаточно легко. И, видимо, сейчас в первую очередь аскетические усилия могут быть связаны не столько со строгими гастрономическими ограничениями, сколько с ограничениями в пище информационной. Для этого есть серьёзные евангельские основания, когда Христос говорит о том, что в первую очередь оскверняет человека (Мф 15:11).

Протоиерей Алексей Нагорный (Новокузнецк)

 

Протоиерей Алексей Нагорный. Фото: seminaria.info
Протоиерей Алексей Нагорный. Фото: seminaria.info

Таков ли тот пост, который Я избрал…?

Ис 58:5 

– Пост – это время, когда Бог призывает нас «…разрешить оковы неправды, …разделить с голодным хлеб свой и скитающихся бедных ввести в дом; …одеть нагого, и от единокровного своего не скрываться…» (Ис 58:6–7).

К счастью, многие верующие начинают понимать пост именно в этом контексте. Но, к сожалению, для большей части православных он остаётся определённого рода диетой – временем, когда я отказываюсь от продуктов животного происхождения ради очищения организма от шлаков.

Всё это выглядит очень странным на том фоне, что литургические тексты подготовительных к посту недель, как и тексты собственно постовых богослужений, пытаются сконцентрировать наше внимание на действительно важных моментах: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор 8:8); «Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления» (стихира в понедельник Великого поста) и пр.

Но на самом деле связь между пищей и добродетелями, о которых напоминает нам Церковь, существует. Эта связь хорошо описана в известном памятнике ранней христианской литературы «Пастыре» ап. Ерма: «…в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды; а то из пищи, что ты в этот день сбережёшь таким образом, отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь свою душу, а получивший от тебя насытит свою душу и будет за тебя молиться Господу». Величие в простоте! Зайди во время поста в мясную лавку, купи баранью корейку от лучших новозеландских овец и отнеси вдове; во фруктовой лавке – папайя, манго, дуриан – накорми сироту; форель – отдай бедному.

И всё же «истинный пост – удаление от зла»; «…провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицом Бога нашего», – написано в Книге Ездры (Ездра 8:21). Удаление от зла и смирение. Время Великого поста этого года, безусловно, для всех нас будет иметь особый оттенок. События, произошедшие в Украине, не могут не отозваться болью в сердце любого верующего человека. Смущение, неразбериха, паника, разочарование, страх – это всё посетило многие сердца. Но и, находясь в отчаянии, мы можем и – более того – должны сказать Богу: «Если придёт на нас бедствие… мы станем… пред лицом Твоим… и воззовём к Тебе в тесноте нашей, и Ты услышишь и спасёшь» (2 Пар 20:9). «Бог нам – прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Пс 45:2), – утверждаем мы, всякий раз прочитывая 45-й псалом. Читать – одно, осознавать – другое. Если мы осознаём, что Бог – скорый помощник в наших бедах, то смирение перед Ним поможет «разрешить оковы неправды», а удаление от зла – «подражать добру», потому что «кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» (3 Ин 1:11).

Протоиерей Александр Суворов (Алмата)

 

Протоиерей Александр Суворов. Фото: mitropolia.kz
Протоиерей Александр Суворов. Фото: mitropolia.kz

– Когда закончится это чёрное-чёрное время «военной операции», я не посмотрю, что пост! Я накрою стол, когда перестанут гибнуть люди.

Читайте также