Стол матери Марии

Глазами современников

 

Иллюстрация матери Марии к прижизненному изданию собственных стихов

Характер у неё был пламенный и деятельный. Поэтому её трудно представить чинно сидящей за столом в неспешном раздумье. Тем не менее, до нас дошли воспоминания современников о столе матери Марии – таком же непомерном и бунтарском, как и она сама.

«Комната, в которой живет мать Мария – под лестницей, между кухней и прихожей, – вспоминал Константин Мочульский. – В ней большой стол, заваленный рукописями, письмами, счетами и множеством самых неожиданных предметов. На нем стоит корзинка с разноцветными мотками шерсти, объемистая чашка с недопитым холодным чаем. В углу темная икона. На стене над диваном большой портрет Гаяны (дочь м. Марии – «С»). Комната не отапливается. Дверь всегда открыта.»

А родившая в общежитии на Рю де Лурмель Ариадна Васильева описывала комнату матери Марии и её стол так: «На первом этаже была еще одна комната, совсем маленькая, и находилась она под лестницей. В этой комнатке было тесно, уютно, чуточку беспорядочно. Вплотную, одна вещь к другой, стояли кровать, комод, книжный шкаф, стол, этажерка [...]. На столе постоянно лежало незаконченное рукоделие, картонка с клубками ниток, цветной шерсти, коробочки с бисером, пяльцы, рассыпанные булавки. Стопками и перевернутые корешками вверх, лежали книги. Из угла, из-за теплящейся лампады, на всю эту легкомысленную неразбериху взирал строгий лик Спасителя с благословляющей рукой. На стене висел портрет молоденькой девушки. В этой комнате, совершенно не похожей на монашескую келью, жила мать Мария, в миру Елизавета Юрьевна Скобцова».

В этот день, 20 декабря 1891 года, в Риге родилась девочка Лиза Пиленко, в жизни которой было многое – стихи, мужья, революция, управление целым городом, дети и смерть детей. Но был в её жизни и Христос, который вывел её из хаоса, помог пережить гибель родных и гибель страны, который сделал её святой Марией Скобцовой.

Читайте также