Крестопоклонная неделя. Православный календарь

Третья неделя Великого поста – Крестопоклонная. Стол напоминает о том, что именно Крест является главным орудием нашего спасения, что он является символом не только искупительной смерти Христа, но также – и Его славного Воскресения

Икона "Распятие". Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева


Священное Писание не сообщает особых подробностей о кресте, на котором был распят Христос. Известно лишь, что обретение Креста Господня состоялось в 326 году, когда он был найден святой царицей Еленой во время ее паломничества в римский город Colonia Aelia Capitolina, построенный на руинах Иерусалима. 

Как писал Амвросий Медиолански, царица Елена велела копать на Голгофе и обнаружила там три креста. По надписи «Иисус Назорей, Царь Иудейский» она нашла истинный Крест и совершила поклонение ему. Также она нашла гвозди, которыми был распят Господь.

Евсевий Кесарийский указывает, что на место казни Спасителя  указывала особая примета – на Голгофском холме был выстроен языческий храм: «Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею все то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили ее камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, поистине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мертвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы».

Найденный Животворящий Крест императрица Елена разделила на две части: одну отправила своему сыну Константину в Константинополь, другую – поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме.

Икона "Святые равноапостольные Константин и Елена". Фото: Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль"
Икона "Святые равноапостольные Константин и Елена". Фото: Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль"

В 614 году Иерусалим был осажден войсками персидского шаха Хосрова II Парвиза. После двухнедельной осады персам удалось захватить город, разрушив часть стен. Захватчики захватили богатые сокровища, в том числе и золотой ковчег с Древом Животворящего Креста.

Война продолжалась еще долгие годы. Зимой 626 года наемники шаха – войска аварского каганата, находившегося в то время в Карпатах, и подчиненные аварам славяне – напали на Византию с севера и осадили Константинополь. Штурм крепостных стен был отбит с большими потерями для жителей столицы. Византийцы уже готовились к худшему,  как к столице подошла имперская армия, очистившая от аваров берега Босфора. Более того, уже через год император Ираклий предпринял поход в Персию. Шах был разгромлен, а ковчег с Древом Животворящего Креста возвращен  в Иерусалим.

С тех пор в Византии ежегодно праздновался день этого радостного события.

Но затем праздник Животворящего Креста немного “передвинули” – на самую середину Великого поста. 

Дело в том, что с началом Великого поста в Византии было принято начинать подготовку оглашенных, таинство крещение которых было намечено на Пасху. Но затем многие христианские неофиты стали жаловаться, что это слишком долгий срок подготовки к принятию Крещения – тем более, когда к крещению готовились дети и подростки. И тогда продолжительность оглашения сократили наполовину. Ну а с чего начинать наставление в вере? Разумеется, с поклонения Кресту Господню.

* * *

Другой вопрос, почему именно крест – орудие казни – стал главным символом христианской веры, христианства в целом?

Фото: Christian Wiediger / Unsplash
Фото: Christian Wiediger / Unsplash

Цицерон называл распятие самой жестокой и бесчеловечной из всех казней, которые придумали люди. Дело в том, что распятое тело повисает таким образом, что точка опоры оказывается на уровне груди. И довольно скоро мышечные судороги грудного пояса начинают сдавливать грудную клетку – так, что несчастный не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья. Единственный способ вздохнуть – это немного подтянуться наверх. Но кованые граненые гвозди, вбитые в руки между лучевыми костями – рядом с запястьем, вызывали дикую боль при малейшем движении. Опереться на ноги тоже было невозможно – ноги тоже были пронзены гвоздями.

И казненный человек вовсе не висит без движения на кресте, как это часто показывают в кино. Нет, несчастные кричали и ерзали на этом страшном орудии казни – вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-низ... Пока, не выбившись из сил, они медленно не умирали от удушья. Иногда агония могла длиться целый день, и тогда палачи, желая ускорить казнь, перебивали мечом голени распятому – тогда человек терял последнюю точку опоры и задыхался.

Евангелие говорит, что крестные страдания Христа длились около шести часов. Пик же страданий Господних, как писал апостол Матфей, пришелся на девятый час – то есть, на третий час дня. Именно тогда Иисус внезапно закричал:

– Или, Или, Лима савахвани?!

«Господи, Господи, почему ты меня оставил?!»

Никакому человеку не дано понять всю глубину отчаяния, одиночества, покинутости и богооставленности, которую взял на Себя Иисус Христос – Тот, Кто очищал прокаженных, исцелял слепых и воскрешал мертвых. И каждый миг он чувствовал Свою неразрывную связь с Отцом, Его незримое присутствие…

Сейчас же это был просто человек, измученный невыносимой болью и раздавленный тяжестью грехов человечества, взятых на Себя.

Но рядом на крестах мучились еще два человека – обычные разбойники, приговоренные к смерти. Мы не знаем их имен, но мы не можем причаститься Святых Тайн, не помянув одного их них: «Ни лобзание Тебе дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Этот разбойник в своей последний час вдруг увидел в избитом и страдающем Иисусе Мессию - в тот момент, когда даже ближайшие ученики оставили Его. Узнав же Господа, разбойник смиренно попросил Его всего лишь вспомнить о нем в Царствии Божием. Не спасти, не даровать блаженство, но только вспомнить. Наверное, это были самые важные слова для Христа, ведь в ответ разбойник услышал, что будет в этот же день с Господом в Раю.

...Стражники, охранявшие Голгофу в день распятия Христа, очень торопились: им нужно было закончить свое страшное дело до заката солнца по той причине, что после заката иудейский закон запрещал прикасаться к мертвому телу, а оставлять тела казненных до завтра было нельзя, потому что наступала иудейская Пасха. Поэтому воины перебили голени двум разбойникам, распятым вместе со Христом, но Самого Христа они не коснулись, потому что увидели, что Он был уже мертв. Тогда римский солдат пронзил копьем грудь Иисуса, и, как пишет евангелист Лука, из раны Спасителя излились кровь и вода – то есть, жидкость из околосердечной сумки, наличие которой в ране говорит о том, что сердце в этот момент уже не билось. 

После разговора с разбойником Христос умер от разрыва сердца, смело шагнув прямо в Преисподнюю, где над душами умерших безраздельно властвовал сам дьявол. Отодвинув князя мира сего как предмет мебели, Христос сокрушил врата ада и вывел из тьмы всех желающих принять Сына Человеческого – в жизнь вечную.

Таким образом, крест стал не символом смерти и жестокой казни, но знаком воскрешения во Христе, знаком бессмертной любви, открытой нам Господом Иисусом Христом.

* * *

Мнения священников

Протопресвитер Александр Шмеман:

 

Александр Шмеман. Фото: sfi.ru
Александр Шмеман. Фото: sfi.ru

– Третья неделя Великого Поста называется Крестопоклонной. За всенощной этого дня, после Великого Славословия, Крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается особое поклонение Кресту. Надо обратить внимание на то, что о Кресте говорится во всех песнопениях этого воскресенья, но говорится не о страданиях на Кресте, а о победе и радости.

Смысл всего этого ясен. Мы достигли середины Великого Поста. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче. Великий Пост – это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «...Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Мк 8:24). Но мы не можем принять свой крест и следовать за Христом, если не примем Его креста, взятого Им для нашего спасения. Спасает нас Его крест, а не наш. Только Его крест сообщает не только смысл, но и силу нашим крестам.

* * *

Священник Георгий Кочетков:

 

Георгий Кочетков. Фото: psmb.ru
Георгий Кочетков. Фото: psmb.ru

– С одной стороны, мы с вами признаём Крест и понимаем, что без проповеди о Кресте не может быть христианства, как не может быть христианства без Христа. С другой стороны, к страданиям за Веру, за Истину, за Любовь – Божью и человеческую – мы часто относимся с недоверием, а иногда даже и с отчуждением. Что греха таить, мы часто слишком боимся любых страданий…

Мы часто боимся даже самого малого – утеснений себя в сфере житейской: на работе, в глазах наших знакомых, сослуживцев, друзей или родных. Мы часто боимся выглядеть «белыми воронами», хотя это ещё не самое большое страдание, его даже с трудом можно назвать крестоношением, – а мы уже трепещем при одном лишь намёке на такие вещи в нашей собственной жизни. Нас больше не вдохновляют подвиги мучеников. Когда-то кровь мучеников была «семенем христианства», но сейчас это не так. Как правило, размышляя о мучениках, люди спрашивают себя: а зачем всё это было нужно? Может быть, лучше было бы просто сбежать, скрыться? Тем более что в наше время это не так трудно: всегда есть куда бежать, было бы желание.

Современный человек часто не думает об исполнении воли Божьей, а думает лишь о своём благополучии, своём спокойствии, своём комфорте, о том, чтобы в его жизни проявлялись только внешний мир и внешняя любовь... Мы редко вспоминаем слова Нового завета о том, что всякий, кто хочет жить благочестиво, будет гоним (2 Тим 3:12). Поскольку мы не хотим быть гонимы, мы не очень хотим и жить благочестиво. Лучше быть «как все», лучше не выделяться, не быть иными в этом мире…

Тайна Креста Христова вновь отдалилась от нас. Можно себя увешать крестами, но этой тайны не познать. Как часто приходится встречаться с ситуацией, когда верующие люди уговаривают друг друга пойти на компромисс, а то и на прямой грех, лишь бы не нести свой крест, лишь бы избежать каких бы то ни было страданий. Увы, сплошь и рядом в наше время люди идут к Богу и в церковь лишь затем, чтобы облегчить себе жизнь. Они не думают ни о подвиге любви, ни о подвиге общения, ни о подвиге братолюбия. Поэтому «застывают» и теряют даже то доброе, что имели прежде. Напротив, надо возгревать дар любви, надо углубляться в познание тайны Креста.

Читайте также