Фото: Любимов Андрей / АГН «Москва»
Но как сейчас учить детей? Зачем? И чему? Государственные школы давно с горькой иронией сравнивают с камерами, куда родители сдают детей на хранение во время работы. Частные школы дороги, да и не все хороши. Семейное обучение с репетиторами на подхвате тоже сейчас грозит разорить многие семейные бюджеты. Онлайн-школы дешевле, но далеко не всем подходят. И непонятно, как теперь что-то планировать, если в любую стратегию нужно закладывать вероятность полного апокалипсиса. А главное – чего ради стараться? Чтобы дочь поступила в университет, в котором либо студентов грозят отчислять за митинги, либо студенты пишут доносы на преподавателей? Чтобы сын не прошёл конкурс, потому что свободные бюджетные места отдали участникам какой-нибудь военной спецоперации? Это к примеру, конечно. Хотя, может, и не к примеру. Кто его теперь знает.
Все эти настроения понятны, и всё же давать им волю нельзя. И не только потому, что уныние – смертный грех. И не только потому, что образование – это не про то, куда кривая вывезет. Ведь помимо прочего обучение и развитие – это то, что способно наполнить жизнь смыслом прямо сейчас, когда всё так зыбко, упорядочить хаос реальности, дать чувство опоры.
Что же делать? Первое, что важно понять и принять: в ближайшие годы легко не будет. В условиях кризиса найти простое и универсальное решение не получится. Лучше рассматривать совмещение разных вариантов. Даже если сейчас у вас всё стабильно, не стоит думать, что достаточно отдать ребёнка в частную школу и больше не забивать себе голову. Не стоит делать ставку только на семейное обучение – оно и так подходит далеко не всем, особенно в замкнутом формате. Однозначно плохое решение – доверяться прогрессу и технологиям и полностью переводить детей на обучение онлайн.
Дети, конечно, не яйца, чтоб их раскладывать по разным корзинам, но всё же сочетание одного, второго и третьего сейчас лучше. Потому что, если (или когда) кризис, ранее вас счастливо обходивший, дойдёт и до вашей семьи, то менять полностью весь образовательный маршрут будет ох как непросто. Мне как педагогу доводилось видеть ребят, резко, посреди учебного года, переходивших из частных школ, где у детей была вся жизнь (и учёба, и кружки, и друзья), в обычные, районные, и знаете, наблюдения скорее грустные.
Что же с чем сочетать? Зависит от основы. Если в качестве базы выступает обычная государственная школа – это одно. Если роль фундамента играет семейное обучение – немного другое.
Начнём с первого. Вариант оставить детей учиться в школе около дома многими рассматривается чуть ли не как пораженческий. Но давайте будем честны: учить детей в частной школе может позволить себе ничтожный процент граждан (доля коммерческих школ не превышает 2 %). Чтобы устроить ребёнка в сильную гимназию, нужно либо пройти высокий конкурс, либо подсуетиться с правильной регистрацией. Большинство родителей выбирают между обычными районными школами. Выбор, на самом деле, иллюзорен. Да, какая-то школа позиционирует себя как лицей с математическим уклоном, другая готовит гуманитариев... Да, можно ориентироваться на неофициальный рейтинг, но средняя температура по всем больницам примерно одинакова. И школа около дома, может быть, даже предпочтительней, это как минимум удобно.
Но, делая выбор в пользу условной школы шаговой доступности, важно помнить одну простую вещь. Родителям придётся тратить здесь и существенную часть своего времени. И я не про сидение вместе с ребёнком над домашними заданиями (этого как раз делать не надо). Я про то, что тут всё время необходимо держать руку на пульсе. Участвовать в школьной жизни. Входить в родительские комитеты, советы школы. Напоминать администрации, что родители не только ресурс, но вообще-то часть гражданского общества. Напоминать о правилах существования этого самого гражданского общества не только администрации, но и другим родителям. Современная государственная школа консервативна. Но она консервативна не только потому, что ей велено быть такой сверху, но и потому, что на это есть запрос снизу. Запрос на усиление воспитательной роли школы, запрос на продвижение государственной идеологии (какой бы она ни была), даже запрос на репрессии. Серьёзно! Есть семьи, которые требуют от учителей самых жёстких методов обращения с детьми, просят устраивать позорные разборы полётов над учениками, требуют возвращения в школы политинформации.
Хорошая новость в том, что радикально настроенных товарищей немного как среди педагогов, так и среди родителей (они просто очень уж громкие), и далеко не все они безнадёжны, с ними можно вести диалог. И если вы сумеете такой диалог наладить, если это приведёт к переменам к лучшему, вы преподнесёте прежде всего отличный урок собственным детям. И это важнее всех побед в математике или литературе. Это бесценно.
Но вернёмся к прозе жизни. Возможности обычной школы всё же весьма ограничены. Важно помнить, чему там точно не научат, а значит, придётся добирать самостоятельно.
Не научат языкам. Это данность. Это какое-то проклятие нашей школы ещё с советских времён. Понадобятся либо репетиторы, либо курсы. Было бы неплохо как-то изыскивать возможности для воссоздания языковой среды. С этим сейчас особенно тяжело – границы закрыты. Сейчас не то что по обмену ничего не организовать (а раньше такие мероприятия были возможны и в районных школах), даже просто путешествие не устроить в англоязычную страну. Остаются возможности, предоставляемые онлайн-сервисами. Выбирать лучше официальные образовательные структуры, с разными интернет-приложениями по языковому обмену стоит быть осторожными: ни грамматику, ни произношение там не поставят, ещё и навредят. А языки нужны. И не только для поступления в вуз, а прежде всего для расширения представлений о мире. Для того чтобы не быть замкнутой единицей в самом себе. В наше время это как никогда важно.
Не научат в обычной школе и сдавать ЕГЭ на сто баллов. И решать олимпиады. Справедливости ради стоит отметить, что никто и не обязан вытягивать детей в государственных школах на такой уровень. Репетиторы – это дорого. Согласно опросам, подготовка к ЕГЭ и олимпиадам посредством индивидуальных занятий обходится семьям в месяц в 20–30 тысяч. Выход – кооперация по двое-трое учеников и сочетание очных занятий с уроками-онлайн. Ещё бюджетнее групповые курсы с возможностью индивидуальных консультаций. Можно отдельно купить пару отдельных курсов в какой-нибудь онлайн-школе. Так затраты сокращаются до 10–15 тысяч рублей за подготовку по трём предметам. Вариантов много. Не стоит пренебрегать ими из-за их простоты и демократичных цен. Но важно, конечно, помнить, что конечный результат зависит от дисциплинированности и ответственности учащегося. Научить этим качествам детей – это задача родителей, нравится вам это или нет.
А что с семейным обучением? Семейное обучение хорошо... если оно хорошее. Сможете такое обеспечить? Каким образом? Деньгами или временем? Будете учить сами? Готовы создать штат репетиторов? Или наберёте пакет онлайн-курсов? Насколько вы манёвренны, чтобы оперативно заменить одно на другое? Какой будет программа? Она будет дублировать государственную (полностью копировать смысла нет, а совсем уйти от неё не получится) или будет экспериментальной? Какие эксперименты вы считаете приемлемыми? Точно ли банковское дело для десятилетки – хорошая идея? А что насчёт рисования и музыки: правда ли, что эти дисциплины лишние? Уверены, что подготовку к ЕГЭ лучше начинать с семи лет? Согласны ли вы объединяться с другими семьями? В условиях турбулентности особенно важно ответить на все эти вопросы на самом старте. Ответить честно.
Если семейное обучение для вас возможность догнать и перегнать кого-то – пожалуйста, не надо. Интенсификация проникла во все сферы нашей жизни. Повсюду только и слышишь: «Быстрее, выше, сильнее». Напасть эта захватила и образование: дети и так учатся шесть дней в неделю, многие проводят на уроках и кружках каждый день по 8–10 часов, а потом до ночи делают задания дома. И это в то время, когда в мире говорят о четырёхдневной рабочей неделе и шестичасовом рабочем дне. Если семейное образование – альтернатива государственному, то зачем устраивать тот же ад? Перегруженность неэффективна ни в обычной школе, ни дома.
Если вся надежда только на репетиторов, подумайте ещё раз. Хорошо быть уверенным в завтрашнем дне, но стоит помнить о статистике. Спрос на услуги частных педагогов падает примерно на треть во время каждого кризиса. Так было в 2008–2009 годах, в 2014–2015-м, в коронавирусном 2020-м. Люди экономили. Уверены, что во время новой волны не попадёте в эту треть?
Если вы считаете, что сейчас всему можно выучиться по интернету, то у меня для вас тоже плохие новости. Среди моих учеников были те, кто во время ковида переходил на смешанное обучение, учился в частных онлайн-школах. Должна признать, никаких провалов в знаниях при возвращении к очному обучению не случилось. Напротив, были случаи, когда ребята подтягивали успеваемость (не формальную, выраженную в оценках, а реальную), но вот проблемы со зрением, спиной, даже сердцем... едва ли пятёрки того стоят.
Семейное обучение наиболее плодотворно, если оно проходит в максимально открытом формате. Многое даёт объединение с другими родителями хоумскулеров. Объединяться – очень правильная стратегия всегда. Не гречкой закупаться, не экономить ресурсы, а налаживать горизонтальные связи, создавать возможности для обмена (и ресурсами, и знаниями, и опытом). Семейные мини-школы и семейные классы, создаваемые родителями-активистами, – это сегодня не только неформальные образовательные, но и общественные организации. Их представители решают разные правовые вопросы, выступают с социальными инициативами, добиваются получения компенсаций за снижение нагрузки на государственную систему образования, договариваются об особом сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования.
Кстати о дополнительном образовании. Оно, кажется, сегодня недооценено. Если, конечно не говорить о направлениях чисто утилитарных типа изучения языков или амбициозных вроде спорта высших достижений и классических художественных и музыкальных школах. И прежде всего недооценены муниципальные образовательные центры. Многим кажется, что в районных детско-юношеских центрах и домах детского творчества всё поросло мхом, что это какая-то тоска зелёная, что там царит такой же официоз, как в провинциальных районных школах, что такие центры не идут ни в какое сравнение с коммерческими клубами. Но это неправда.
Многие учреждения с жуткими аббревиатурами типа ГБУДО ЦРТНТИ превратились в современные технопарки и кванториумы, ДЮЦы – в многопрофильные комплексы творческого развития. Там много интересных программ, иногда случаются вообще невероятные находки. Там учат программированию, веб-дизайну, журналистике, современным танцам, стрит-арту. Кружки кройки и шитья, впрочем, тоже есть для любителей ретро. И всё это бесплатно.
Допобразование в таком формате может стать отличной надстройкой к любому базовому варианту. Оно же может стать стабилизирующим фактором при смене основного образовательного маршрута – перехода из частной школы в обычную, из обычной – на семейное обучение, с семейного – в онлайн-школу. Говорят, детская психика пластична. Говорят, дети адаптируются к любым переменам, но и в их реальности всегда должно оставаться что-то неизменное – пусть это даже шахматный кружок и привычная компания, сформированная секцией туризма в ближайшем подростковом клубе. И даже лучше, если это будет шахматный кружок. Главная прелесть дополнительного образования – в его кажущейся необязательности. Необязательность, неутилитарность – это то, что делает нашу жизнь чуть-чуть беспечнее, это признак благополучия, это привилегия спокойной и мирной жизни.
Но главная точка опора – это, конечно ценности. Ценности, которые прививает детям семья словом и делом. Образование – это ценность безусловная. Ведь всё самое скверное происходит в мире от невежества, ограниченности мышления и равнодушия.