Это случилось в то самое утро, когда Христос готовился войти в Иерусалим. Они с учениками жили тогда в доме Лазаря в Вифании – в пригороде Иерусалима. И вот, собираясь отправиться навстречу Голгофе, Христос вдруг ощутил приступ голода.
«Поутру, возвращаясь в город, Он почувствовал голод, – пишет евангелист Матфей. – Увидев при дороге одинокую смоковницу, подошёл Он к ней, но ничего не нашёл на ней, кроме одних только листьев, и говорит ей: “Так да не будет от тебя плода вовеки!”
И тотчас же смоковница засохла.
И, увидев это, ученики с удивлением говорили: “Как это смоковница тотчас засохла?”» (Мф. 21: 18–20).
В Евангелии от Марка эта же история изложена практически слово в слово: «Увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, (Он) пошёл, не найдёт ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашёл, кроме листьев, ибо ещё не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его» (Мк. 11: 12–14).
И уже на следующее утро ученики увидели, что смоковница засохла. «И, вспомнив, Пётр говорит Ему: Равви! Посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла» (Мк. 11: 21).
Для человека, который только входит в пространство церкви, эти строки звучат пугающе.
Ведь на первый взгляд кажется, что Христос ни за что взял и наказал дерево, а ведь оно же не виновато в отсутствии плодов. Тем более какой вообще смысл искать на нём плоды, если не сезон? И почему Христос не исцелил это бесплодное дерево – ведь для него это было нетрудно, но сразу проклял?! Неужели это было просто сделано из-за раздражения?
И главный вопрос: зачем это вообще вставлять в Евангелия? Какой в этом смысл?
Но погодите судить. Сначала давайте разберемся с контекстом этой притчи.
* * *
Итак, смоковница. Это плодовое дерево Ficus cаrica (то есть фикус карийский) больше известно нам под названием инжир. Родина смоковницы – Малая Азия и Средиземноморье, причём историки считают инжир первым одомашненным растением. Согласно же Священному писанию, инжир рос и в Эдемском саду – после грехопадения Адам и Ева сделали себе одежду именно из листьев смоковницы.
В Древнем Израиле смоковница считалась символом благосостояния и мира. «Каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это», – говорится в Библии (Мих. 4: 4).
Из этого стиха мы узнаём ещё об одном интересном способе применения инжира: деревья сажали среди виноградников, чтобы лоза, обвивая могучий ствол, становилась более крепкой и могла выдержать обильный урожай. Впрочем, и сам инжир приносил обильные плоды: в Израиле фикус карийский плодоносит трижды в год. Один из раввинов – толкователей Торы – даже сравнил это дерево с символом мудрости: «Как смоковница – во всякое время, когда человек прикасается к ней, находится на ней плод; так и слова Торы – во всякое время, когда человек произносит их, находится в них смысл».
Причём первые плоды смоковницы появлялись ещё самой ранней весной – даже раньше листьев. Поэтому, когда Христос осмотрел покрытые листьями ветви, он вполне логично ожидал найти плоды.
* * *
Но почему же Он не излечил бесплодное дерево?
Дело в том, что Христос уже упоминал бесплодную смоковницу в своих беседах с апостолами. «Некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу; и пришёл искать плода на ней, и не нашёл. И сказал виноградарю: “вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она землю занимает?” Но он сказал ему в ответ: “Господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом: не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её”» (Лк. 13: 6–9).
Разумеется, в этой притче речь идёт вовсе не о растениях. В Ветхом завете Израиль часто называется «виноградником Господа», поэтому хозяин виноградника – это сам Бог Отец, а виноградарь – воплотившийся Сын Божий, пекущийся о судьбах иудейского священства, представленного в образе смоковницы, призванного поддерживать виноградные лозы – народ Израиля. То есть Христос прямо говорит, что три года иудейское священство (смоковница) не может принести плодов. Почему именно три года? Именно столько времени проповедовал Иисус народам Иудеи и Израиля, прежде чем рассказал эту притчу.
Но какой же плод ожидал от Своих служителей Господь?
Разумеется, не помпезного Иерусалимского храма, заполненного менялами и торговцами. И не пышных богослужений с обильными жертвоприношениями несчастных птиц и овец. И не сосредоточенности фарисеев на ритуалах и аскетических запретах.
Нет, главной задачей ветхозаветного священства была подготовка людей к встрече с Богочеловеком Иисусом Христом через покаянное обращение к Богу и желание спасения ради Вечной жизни. Вот плод, которого ждал и не дождался Господь.
* * *
И неслучайно следом за притчей о бесплодной смоковнице апостол Матфей пересказывает и другую притчу Христа – о злых виноградарях, которая, по сути, является таким же рассказом о неверном священстве, предавшем Бога.
«Был некий домохозяин, который насадил виноградник, и обнёс его оградой, и выкопал в нём давильню, и построил сторожевую башню, и сдал его внаём виноградарям, и удалился.
Когда же настало время собирать урожай, послал он рабов своих к виноградарям востребовать свою долю урожая;
но виноградари схватили рабов его и кого прибили, кого убили, а кого и камнями побили.
Опять послал он новых рабов, больше, чем в первый раз; но и с ними поступили так же.
Напоследок послал он к ним сына своего, рассуждая: “Уж сына-то моего они постыдятся!”
А виноградари, увидев сына, сказали друг другу: “Это наследник; давайте убьём его и завладеем наследством его!”
И они схватили его, извергли вон из виноградника и убили.
Итак, когда вернётся хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
Они говорят ему: “Предаст злых злой кончине, а виноградник вверит другим виноградарям, которые будут отдавать ему урожай в должное время”» (Мф. 21: 33–41).
Обратите внимание на деталь: убить наследника хозяйства в расчёте завладеть имуществом могли только люди, которые были уверены, что хозяина уже нет, что больше уже никто не сможет предъявить права на собственность.
* * *
Всё произошло так, как и предсказал Христос.
Вспыхнувший в мае 66 года народный бунт в Иерусалиме против жадного римского проконсула Фрола вскоре перерос в настоящую иудейскую революцию, захлестнувшую всю страну.
Находившийся в то время в Греции римский император Нерон поручил известному уже тогда полководцу Веспасиану подавить иудейское восстание. Ему действительно удалось в очень короткое время подчинить Галилею и многие селения Иудеи, а в 69 году Веспасиан, избранный уже римским императором, поручил взять Иерусалим своему старшему сыну Титу.
Тит очень быстро взял Иерусалим. Стены города и храм он разрушил до основания, а Иерусалим сжёг дотла. Повстанцев распинали тысячами, не щадили ни женщин, ни детей.
Был казнён и последний первосвященник Фанния.
Тысячи иудеев были уведены в плен, Божий град был превращён в груды дымящихся развалин, на месте которых римляне вскоре выстроили новый город – римский Colonia Aelia Capitolina, которому только через три века – по воле христианского императора Константина – вернули историческое название Иерусалим.