Зачем преподавать историю в школе

Надо ли учить историю с первого класса? Есть ли смысл переписывать учебники по истории? Откуда возьмётся хороший учитель по истории? Об этом размышляет известный российский историк и писатель Сергей Беляков

Фото: Дмитрий Лебедев/Коммерсантъ

Фото: Дмитрий Лебедев/Коммерсантъ

Переписывать учебники бессмысленно: их либо не прочитают, либо забудут, переключившись на что-то более модное. Учиться не модно – модно быть блогером, тик-токером, и печатное слово сегодня бессильно против этой моды. 

Чем раньше, тем лучше

Трудно найти учебный предмет, вокруг которого было бы столько споров, конфликтов, взаимных обвинений. Криков «нельзя переписывать историю!» и призывов переписать очередной школьный учебник. На каждом историческом повороте начинаются эти дискуссии. Да иначе и быть не может. Странно, что история до сих пор не стала обязательным для сдачи ЕГЭ предметом. На мой взгляд, в школе она важнее математики. Не всем суждено стать айтишниками, а тем более постигать премудрости «чистой» математики. А знание истории, отечественной и всемирной, необходимо всем. 

«История делает человека гражданином», – говорит герой старого советского фильма. И это так, поэтому идея ввести изучение истории с первого класса понятна и оправдана. Национальная принадлежность человека формируется в детстве. Рассказы о прошлом родной страны, народа, о национальных героях, о победах и поражениях, о славных и бесславных временах – всё это создаёт русского, француза, немца, североамериканца, араба или китайца. Это история отечественная, но ведь она – часть истории всемирной. И Отечественную войну 1812 года не понять, если не знаешь, кто такой Наполеон Бонапарт. Читая о Наполеоне, приходится обращаться к истории Великой французской революции и европейской политики рубежа XVIII–XIX веков.

Мы изучаем историю, чтобы стать самими собой. И чем раньше начинаешь её учить, тем лучше.

Фото: Сандурская Софья/АГН «Москва»
Фото: Сандурская Софья/АГН «Москва»

Учебник – не главное 

«Растёт и ширится», как писали в советских газетах, ностальгия по советскому времени. Частью этой ностальгии стал миф о великолепных советских учебниках, которые-де на голову превосходят современные российские. Логика понятна: Советский Союз был сильнее и больше, космические и военные технологии до сих пор основаны на советских разработках. В СССР намного больше читали, в СССР строили заводы, а не бесконечные торговые центры. Значит, и учили советских людей лучше. Может быть, учебники алгебры, геометрии и физики в самом деле превосходят современные – не мне судить. Но с историей дело обстояло иначе. Прекрасный учебник по истории древнего мира помнят многие взрослые. Тот самый, с колоннами Пальмиры на обложке. Неплохим был учебник и по истории средних веков. Но чем ближе к современности, тем больше живую историю вытесняли марксистские схемы и чаще встречалась фраза: «крестьянам жилось хуже». Понятия «мем» ещё не было, но эти слова стали (особенно в среде профессиональных историков) именно мемом той, доинтернетной, эпохи. Абсурдное название учебника «История СССР с древнейших времён» совсем не анекдот. 

Я не могу сказать, что внимательно читал все современные учебники по истории, школьные и университетские. Их очень много. Но те, что я знаю, лучше советских. Они информативны. Не слишком политизированы. Авторы умудряются рассказать там даже о тех исторических деяниях, которые и упомянуть страшно. Читаю 1-ю часть учебника по истории России XIX века под редакцией академика А.В. Торкунова. Невероятно трудная проблема Кавказской войны. Как о ней рассказать так, чтобы потомки и русских, и казаков, и многочисленных народов Кавказа прочитали? Не отбросили учебник, не плюнули в раздражении на страницы. Мне кажется, с этой задачей авторы учебника справились. Против истины не погрешили, уважительно рассказали и о Ермолове с Барятинским, и об имаме Шамиле. Правда, многое, очень многое на страницы учебника не попало. Любитель истории, если захочет, прочитает не только о Ермолове, но и о Зассе, Бакланове, Евдокимове. Узнает, что такое взятие аула Ахульго, кто такие абхазские и черкесские мухаджиры. «Хаджи-Мурат» Льва Толстого тоже заметно расширит взгляд читателя. И тогда он поймёт, что учебник – это такой кофе без кофеина. Качественный и безвредный, но что-то важное, пусть и опасное, в нём отсутствует. А непременно найдётся любознательный ученик, который захочет узнать больше. И он узнает больше, если захочет. Учебник же даст только необходимую основу, фундамент. Беда в другом: у многих и этого фундамента нет, нет и этих скромных знаний.

Дело ведь не в том, что в учебниках написано. Дело в том, что их мало читают, плохо учат. Не интересуются историей. И переписывать учебники бессмысленно, если их всё равно не прочитают. Или прочитают и тут же забудут, переключившись на что-то более модное. Учиться не модно, модно быть блогером, тик-токером, и печатное слово просто бессильно против этой моды.

Фото: Анатолий Жданов/Коммерсантъ
Фото: Анатолий Жданов/Коммерсантъ

Учитель прежде всего

Всё может изменить только учитель. Яркий, умный и талантливый учитель. Не замученный отчётами, не задавленный избыточной учебной нагрузкой. Учитель, который будет в своём классе полновластным и всеми любимым властелином. Только личным примером можно убедить ребенка прочитать хорошую книгу, а не бездарно потратить время на интернет-«серфинг». А это значит – или родители, или учитель. А учебник будет им только помощником.

Именно учитель сможет рассказать об исторических личностях, о жизни людей в прошлом, далёком и близком. Про Наполеона – интересно, про Жанну д’Арк – тоже. А вот читать или слушать о процессе модернизации так же скучно, как штудировать исторический материализм. Живые истории, живая жизнь. Пусть Кромвель, Карл Великий, Ярослав Мудрый, султан Баязид жили много лет, но ведь Гарри Поттер, Гермиона Грейнджер, Гэндальф и Фродо Бэггинс  вообще никогда не жили на свете, однако их приключениями зачитываются уже несколько поколений. История интереснее и страшнее, чем фэнтези, но объяснить это может только хороший учитель. Открыть перед изумлёнными школьниками ларец с драгоценностями, на который прежде не обращали внимания. 

Более того, только такой учитель сможет стать авторитетом для детей в эпоху интернета. Почти у всех есть в кармане смартфон с доступом к электронным библиотекам, ко множеству монографий, документов, учебников, к платным и бесплатным курсам видеолекций. И есть ведь дети, которые сами хотят прочитать, скажем, об истории Белого движения, или о Петре Великом, или о Реформации в Европе. И такому ученику необходим широкообразованный учитель, настоящий историк, который неустанно читает книги и научные статьи, пополняет свои знания и готов ими делиться. 

Откуда же возьмётся такой идеальный учитель? Хорошая зарплата? Да, это очень важно. Были ведь времена (и сейчас не прошли ещё), когда на учителя смотрели с состраданием. Сейчас в крупных городах положение вроде бы лучше, но до идеала ещё очень далеко. На учителя ещё не смотрят как на представителя элиты, а ведь именно на подражание элите ориентированы очень многие. Неслучайно же подражают блогерам, артистам и иным звёздам.

Фото: Владимир Песня/РИА Новости
Фото: Владимир Песня/РИА Новости

Если учитель будет приезжать в школу на дорогом автомобиле, носить дорогой костюм, дорогие часы, то ученики, и в особенности их родители, будут смотреть на такого учителя по-другому. С уважением, может быть, даже с завистью. Ну и пусть. На престижную работу пойдут активные, энергичные, амбициозные и пассионарные люди. 

Такой учитель должен быть избавлен от мелочных придирок родителей. Не должен оправдываться перед мамами и папами за двойку, которую он поставил их сынишке или дочке. Готовить и содержать таких учителей – долго и дорого, но это эффективнее, чем тратить деньги на переписывание учебников.

P.S. 

А чтобы не было соблазна слишком часто учебники переписывать, я бы не рекомендовал преподавать историю после 1991 года. Или хотя бы после 1999-го. В учебной программе по истории не нужно говорить о современности. Наверное, о том, что было после 1991 года, должны рассказывать на уроках обществознания. Историку рано писать и говорить о  процессах, которые ещё не закончены. Не будет и другого соблазна. Любовь к Отечеству не надо подменять любовью к «Вашему превосходительству». Патриотическое воспитание – великолепно, а вот воспитание холуйства – это растление души. Поэтому не стоит рассказывать о действующих политиках. Когда их не станет, они займут своё место на страницах учебников. А пока пусть дети больше узнают о Наполеоне, Цезаре, Цицероне, об Иване Калите, Дмитрии Донском, Иване III, о Ермаке, о Ерофее Хабарове, Христофоре Колумбе, Эрнане Кортесе, Филиппе II Испанском и Людовике XIV Французском. 

Хорошо изучив историю, ученик сможет понять и многое в современном мире, причём даже без подсказки учителя. 

Читайте также