Борис Кустодиев: «Я русский, и, как бы трудно …ни было, я никогда не покину свою Родину!»

Искусствовед Анастасия Мартынова – о живописце Борисе Кустодиеве и его работах

Борис Кустодиев. Фото: общественное достояние

Борис Кустодиев. Фото: общественное достояние

Прикованный к инвалидной коляске и по ночам кричащий от боли Борис Кустодиев создал свои самые яркие полотна. На картинах  он писал неудержимую тройку, румяных статных красавиц. По воспоминаниям дочери, после революции художнику предлагали уехать за границу. Он отказался. 

Учитель, выдающийся живописец Илья Репин называл Бориса Кустодиева «богатырём русской живописи». Любовь к своему делу стала для Кустодиева сильнее смерти. Он был страдальцем и одновременно творцом, зовущим к радости, воспевающим в своих произведениях красоту жизни. Всё, что делал художник, ослепительно ярко, свежо. Непосвящённому зрителю изначально трудно поверить, что создатель мощных образов был тяжело больным человеком.

Картина Бориса Кустодиева <em>«</em>Ярмарка<em>»</em>. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Картина Бориса Кустодиева «Ярмарка». Фото: Государственная Третьяковская галерея

Некоторые исследователи полагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского слова «кустод», «кустодий» – человек, несущий охрану, сторож, церковный привратник. Художник имел средний рост, русые, мягкие, слегка рыжеватые волосы, белую кожу лица и рук, здоровый румянец на щеках. Расцветка радужной оболочки глаз была интересна тем, что сероватый её тон не смешивался с желтоватым – они лежали рядом, что создавало впечатление искорок, которые тем ярче вспыхивали, чем веселее был Борис Михайлович. Характер у него был мягкий, склонный к незлобливому юмору, к радостному и заразительному смеху.

Дед художника служил дьяком в селе Самарской губернии, по его стопам пошли сыновья – Степан, Константин и Михаил. Отец, Михаил Лукич Кустодиев, нашёл себя в философии, истории литературы, был профессором, преподавал логику в местной духовной семинарии в Астрахани. В духовной семинарии учился и Борис Михайлович, поступил в неё в силу обстоятельств. После смерти отца в семье сложилось отчаянное материальное положение. Однако там он делал успехи только в иконописи, не демонстрируя выдающихся способностей, большую часть времени посвящая скульптуре.

Окончив в 1903 году с золотой медалью учебный курс Высшего художественного училища при Императорской академии художеств, снискав широкую известность как портретист (самая знаменитая его работа – портрет оперного певца Ф. Шаляпина), Кустодиев выбирает для конкурсной работы жанровую композицию («На базаре»). Именно за неё он получает звание художника и право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Он путешествует по Германии, Италии, Испании, изучая работы старых мастеров, и через полгода возвращается на родину, работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».

Картина Бориса Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина». Фото: Государственный Русский музей
Картина Бориса Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина». Фото: Государственный Русский музей

«Только неимоверная любовь к России могла одарить художника… такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей», говорил Фёдор Шаляпин.

Будучи сам могучим, оперный певец Фёдор Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева, навещал его в Петрограде. Там они пели песни, вместе вспоминали родную Волгу.

В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. В 1911 году художник уехал в Швейцарию, тяжёлые признаки болезни спины заставили его согласиться провести несколько месяцев в частной клинике горного курорта. Когда в 1915 году Борис Михайлович приехал в Москву для работы в Московском художественном театре над декорациями для «Осенних скрипок» Сургучёва, он был тяжело болен. По ночам кричал от боли, его мучил по ночам один и тот же кошмар: чёрные кошки впиваются острыми когтями в его спину и раздирают позвонки. Он перенесёт ещё одну операцию, но до самой смерти так и останется прикованным к инвалидной коляске. Однако именно в этот период Кустодиев создаст самые яркие свои работы, наполненные бесконечным жизнелюбием, вихрем эмоций. На многих из них будет присутствовать неудержимая тройка, символизирующая движение.

С 1916 года ноги художника парализованы, он навсегда прикован к креслу. Для того чтобы жить, Кустодиеву нужно было работать. Это была его форма жизни. В течение полугода после операции художнику не разрешали писать, но он украдкой от врачей рисовал. Страстно хотел работать и наконец сказал докторам: «Если не позволите мне писать, я умру!». Пришлось разрешить. 

Картина Бориса Кустодиева «Масленица». Фото: Музей-квартира Исаака Бродского
Картина Бориса Кустодиева «Масленица». Фото: Музей-квартира Исаака Бродского

Большое полотно «Масленица», пронизанное светом, безудержным счастьем и весельем, Кустодиев пишет после операции. Картина экспонировалась на выставке «Мир искусства» осенью 1916 года. Посетил вернисаж и хирург Стуккей, которого работа потрясла до глубины души: «Откуда в этом прикованном к креслу человеке такая жажда жизни? Откуда такой праздник? Откуда эта невероятная сила творчества? Может, его искусство – это его лучшее лекарство?». В композиционном построении полотна центральное место отводится мчащейся тройке. Здесь же и кулачные бои, балаганы и народные гулянья. Продолжая впоследствии эту тему, Кустодиев создаёт ещё две колоритные работы – в 1919-м  и 1920 году. 

В 1917 году в комиссии Академии художеств по приобретению художественных произведений происходит конфликт по поводу покупки картин Кустодиева («Масленица»). Член комиссии Р. Берггольц заявляет, что она должна покупать картины, а не лубки. Однако Кустодиева не сломили непрекращающиеся нападки коллег: футуристы ругали за нерешительность и нежелание «перерезать пуповину», которая связывала его с И. Репиным, декаденты определяли его работы как «безнадёжно ортографические», критики вспоминали лубочность полотен мастера. Художник до последних дней продолжал воспевать то, что было дорого его сердцу. По словам самого Кустодиева, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому были единственным сюжетом картин.

Борис Кустодиев за работой. Фото: из собрания историко-культурного центра им. Б.М. Кустодиева Островского р-на Костромской области.
Борис Кустодиев за работой. Фото: из собрания историко-культурного центра им. Б.М. Кустодиева Островского р-на Костромской области.

1917 год Борис Кустодиев встретил восторженно, но вскоре разуверился в большевиках. Художник остался на родине и продолжал работать, невзирая на прогрессирующую болезнь. Из воспоминаний дочери Ирины Кустодиевой: «...Мы с братом помним, что вскоре после Октябрьской революции папа получил предложение реввоенсовета нарисовать эскиз формы для красноармейцев. Он сделал несколько вариантов, выдвинув, в частности, идею шлема, подражающего старинному русскому. Эскизы были отосланы в Москву, но ответа он не получил. А когда красноармейцы начали ходить в шлемах, папа говорил: “Ведь это моя идея, но кто-то её использовал, а я остался ни при чём!..”».

После революции художнику предлагали уехать за границу. Дочь вспоминала реакцию отца: «В 1924 году покинули Ленинград Добужинские. Сомов поехал за границу сопровождать нашу выставку и не возвратился. Предложили и Кустодиеву ехать... Папа даже побледнел от возмущения: “Я русский, и как бы трудно нам всем сейчас здесь ни было, я никогда не покину свою Родину!”. Не помню, кто был этот “предлагавший”, но руки ему папа уже больше не подал и долго волновался, вспоминая этот разговор... Последние два года у него почти совсем высохла кисть правой руки, он не мог уже работать без муштабеля. Как-то он показал мне руку: “Смотри, как запали мускулы, совсем высохла…”. Сколько невыразимой муки было в этих словах и сколько мужества и терпения! Но и в эти трудные годы он стойко и мужественно переносил лишения нехватку во всём, холод и, несмотря на болезнь, работал ежедневно, ежечасно, создавая картины для народа, “для всех”, как он любил говорить».

Картина Бориса Кустодиева «Лето. Провинция». Фото: Частное собрание
Картина Бориса Кустодиева «Лето. Провинция». Фото: Частное собрание

В 1920 году Кустодиев создаёт по заказу И. Бродского серию «Русь»: 26 акварелей, рассказывающих в деталях о жизни людей. Здесь и купец в роскошной шубе, и озорной булочник, расхваливающий товар, и фигуристые красавицы в мехах и пёстрых шалях, накинутых на плечи, и читающий внимательно газету сундучник, и пьющий чай в трактире извозчик. Мягкая степенность, достоинство женских образов, воспетые Венециановым, характеризуют кустодиевских женщин. Они статные девы. В 1923 году в петербургском издательстве «Аквилон» вышла книга «Русь» с оригинальными рисунками пером, заставками и двадцатью одной фототипией с кустодиевских акварелей, с текстом Е. Замятина про «город Кустодиев».

26 мая 1927 года в 11 часов вечера Борис Михайлович Кустодиев скончался. Ему было 49 лет. Незадолго до смерти он просил посадить на его могиле берёзу и не ставить надгробную плиту.

В 1920-е годы молодые критики назвали Кустодиева «последним певцом купеческо-кулацкой среды», но до последнего вздоха художник воспевал то, что было очень дорого его сердцу. 

Борис Кустодиев «Купчиха с зеркалом». Фото: Государственный Русский музей
Борис Кустодиев «Купчиха с зеркалом». Фото: Государственный Русский музей

Только три русских живописца удостоились чести разместить свои прижизненные автопортреты в знаменитой итальянской галерее Уффици: Орест Кипренский, Иван Айвазовский и Борис Кустодиев. В 1910 году к Борису Кустодиеву обратился министр народного просвещения Италии Луиджи Кредаро: «Мы желаем пополнить нашу галерею произведением ныне живущего большого художника».

 

Иллюстрации:

  1. Кустодиев Б. Ярмарка. 1908

    Бумага, гуашь. 68,2х102,5. Государственная Третьяковская галерея (г. Москва, Россия)

  2. Кустодиев Б. Масленица (Масленичное катание). 1919

    Холст, масло. 71х98. Музей-квартира И.И. Бродского (г. Санкт-Петербург, Россия)

  3. Кустодиев Б. Лето. Провинция. 1922

    Холст, масло. 27,5х33. Частное собрание

  4. Б.М. Кустодиев за работой. 1920-е гг.

    Фото из собрания историко-культурного центра им. Б.М. Кустодиева Островского р-на Костромской области.

  5. Б. Кустодиев с женой и детьми. Фото из собрания историко-культурного центра им. Б.М. Кустодиева Островского р-на Костромской области.
  6. Кустодиев Б. Купчиха с зеркалом. 1920

    Холст, масло. 141х108. Государственный Русский музей (г. Санкт-Петербург, Россия)

  7. Кустодиев Б. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922

    Холст, масло. 99,5х81. Государственный Русский музей (г. Санкт-Петербург, Россия)

 

Читайте также