Холера – острая кишечная инфекция, вызываемая холерными вибрионами и сопровождающаяся рвотой и диареей. Эта болезнь уже давно не входит в число первостепенных угроз для РФ. Тем не менее приказом Роспотребнадзора руководителям территориальных подразделений ведомства было рекомендовано провести оценку готовности клиник и лабораторий к работе в экстренном режиме (обеспечить запасы диагностических средств, реагентов, оборудования для контроля сточных вод и заболеваемости, антибактериальных препаратов, средств регидратации и др.).
Многие сразу обратили внимание, что указанные в постановлении регионы, которым рекомендовалось повысить меры безопасности (Ростовская, Воронежская, Белгородская, Курская, Брянская области, Краснодарский край и Севастополь), оказались пограничными с Украиной.
При этом власти большинства этих регионов уже заявили о том, что ни единого случая холеры не выявлено, да и сам Роспотребнадзор сообщил в начале мая, что прецедентов нет, как нет и поводов для какого-то экстраординарного беспокойства.
В ответ на официальный запрос от NEWS.ru в ведомстве сообщили: поводов для паники нет, а постановление принято «в связи с тем, что на современном этапе холера продолжает оставаться одной из актуальных, социально значимых и имеющих международное значение опасных инфекционных болезней».
Последний раз эпидемия этого заболевания была зарегистрирована в стране в 1985 году, единичные вспышки зафиксированы до 2014 года, в 2019−2022 годах о случаях завоза холеры не сообщалось. В чём же тогда дело и зачем нужно было это постановление?
Поводы для тревоги
Исторически так сложилось, что эпидемии – вечные спутники войн, поскольку в условиях разрушенной инфраструктуры всегда возникает дефицит чистой питьевой воды, элементарной гигиены у очень и очень многих людей, что способствует антисанитарии и – в свою очередь – влечёт развитие очага заболеваний. Во время Первой мировой войны, например, пандемия «испанки» унесла больше жизней, чем боевые действия. И в этом контексте опасения относительно возможных заболеваний вполне оправданны.
Интересна в этом случае отсылка именно к холере. Даже не глубоко знакомые с историей России люди, вероятнее всего, помнят вспышку холеры в Сталинграде во время Великой Отечественной войны. Тогда героический «десант» эпидемиологов и микробиологов под началом знаменитой Зинаиды Ермольевой сумел организовать сложнейшее производство в осаждённом немцами городе, прохлорировать колодцы и спасти мирное население от преднамеренного заражения воды в регионе.
На фоне информации о финансируемых США украинских биолабораториях эта историческая параллель кажется весьма прозрачной. В мессенджерах сейчас активно распространяются сообщения именно о холере – причём традиционно одного и того же содержания:
«Предупреждение: из-за ситуации на Украине возможна биологическая диверсия. Ожидают появление в воде палочки холеры, и. возможно, будет смертей намного больше, чем от ковида. Не пользоваться сырой водой, пить только кипячёную воду, мыть фрукты, чистить зубы, не купаться в водоёме и т. д. Будьте бдительны и предупредите своих родственников и знакомых. Воду сырую и из-под крана не пить. В Воронеже холера, во 2-й больнице открыли отделение. Вчера Гусев приказал усилить мониторинг холеры в Воронежской области. Пейте только кипячёную воду, по Краснодарскому краю (тут – опционально – подставляются разные области. – прим. ред.) особенно!»
Глава регионального управления Роспотребнадзора Игорь Механтьев в разговоре с журналистом «Вести Воронеж» 4 мая уже опроверг информацию о горбольнице № 2 и сообщил, что подобные слухи – «ерунда». По его словам, для холеры сейчас вообще не сезон (инфекция распространяется в жаркое время), да и болезнь эта завозная.
Известный инфекционист, академик РАМН Виктор Малеев не раз в своих выступлениях в СМИ подчёркивал, что наиболее распространена холера в неразвитых странах с ненадлежащими санитарными условиям. Эндемические очаги сосредоточены в странах Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, а «Индия – вообще родина холеры». И всё же подобная волна паники напоминает нам ещё об одном неизменном спутнике любых геополитических волнений – стихийном народном мифотворчестве.
Отравленный колодец
«Мифы об отравленной воде восходят по структуре ещё к легендам 14 века о евреях, отравляющих колодцы, - рассказывает «Столу» антрополог, собиратель сетевого фольклора, старший научный сотрудник РАНХиГС Александра Архипова, - «семиты» же начиняли сыр измельченными больными лягушками и так далее. И именно от этого с народами творились все беды, а вовсе не от объективных причин. Аналогичные городские легенды были распространены и в период Первой мировой войны. Более того: всплеск мифов о заболеваниях и отравлениях мы с коллегами регулярно наблюдаем, не побоюсь этой цифры, последние восемь лет. Большую часть времени сообщения такого формата умерено популярны, пики случаются каждую осень, но сейчас мы видим беспрецедентный скачок распространения слухов, поскольку они подкреплены официальной новостной повесткой и умеренно-реалистичными ожиданиями вспышек различных заболеваний ввиду действительно неблагополучной санитарной обстановки в ряде областей из-за украинского конфликта».
По словам Архиповой, цель подобных сообщений во все времена была одна – дегуманизация врага и максимальное приближение тревожной повестки к жизни каждого конкретного человека.
«Всегда существует несколько слоев пропаганды – от влияния НАТО до распродажи людей на органы, - объясняет Архипова, - слухи об отравлении – едва ли не самый простой и частый способ показать, насколько беда близко непосредственно к каждому. Условные США могут не взволновать население, тогда как личное сообщение в мессенджере о том, что существует угроза здоровью твоих детей всегда «завирусится» в сети и чатах. До сообщений о холере, например, мы видели в начале марта информацию о зараженном украинском «Тархуне», а недавно в СМИ прошли новости о диверсии с конфетами и тортами компании «Рошен», что, конечно, было бы смешно, если бы не было так грустно».
Риск минимален
Масла в огонь подливает и официальная позиция ВОЗ по холере: «Последствия гуманитарного кризиса, такие как разрушение систем водоснабжения и санитарии или перемещение населения в переполненные и ненадлежащим образом оборудованные лагеря, могут повышать риск передачи холеры в случае наличия или завоза бактерий», - сообщает организация. И не нужно лишних разъяснений, чтобы сообразить, какие именно в текущих обстоятельствах это могут быть «ненадлежащим образом оборудованные лагеря».
В интервью «Снобу» директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович разъясняет: «Само появление этой болезни в России не вызывает эпидемий — с единичными случаями у нас хорошо умеют бороться. Но сейчас условия не совсем привычные — в Россию едут беженцы, которые жили в условиях боевых действий. Они могли пить не водопроводную воду, в которой содержалась инфекция, и не всегда имели возможность следить за гигиеной. Следовательно, нельзя исключать, что часть беженцев могут быть носителями инфекции». Но сразу вслед за этим эксперт уверяет: «В России холеру эффективно лечат антибиотиками».
Отсутствие опасности подтверждают и другие специалисты. Например, со страниц «Парламентской газеты» заведующий кафедрой эпидемиологии и доказательной медицины Первого медицинского университета имени Сеченова, академик Николай Брико сообщает, что «в России налажен должный санитарно-эпидемиологический контроль за водоснабжением, канализацией, очисткой населенных мест» и завоз холерного вибриона с Украины маловероятен, поскольку «эта страна неэндемична по холере». А микробиологи Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи через NEWS.ru уточняют, что даже самому «диверсанту очень невыгодно распространять холеру: микробу безразлично, кто его выпустил, он начинает тут же захватывать все области, и волей-неволей диверсант вынужден будет применять противохолерные меры против самого себя. А это очень дорогое удовольствие. Поэтому холера едва может быть бактериологическим оружием».
По словам главного научного сотрудника Института общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ имени И. М. Сеченова Игоря Гундарова на том же портале, «намного опаснее сейчас прилет марсиан. А еще астероид быстрее упадет на Землю, чем в Россию придет холера. Когда я слышу о том, будто где-то выращивают специальных птиц, которые будут заражать славян и воздействовать на русский генетический код, то смеюсь в голос. Все эти шумные вбросы делаются для того, чтобы отвлечь внимание людей от реальных проблем».