Методом молекулярно-генетического анализа учёные изучили гены, связанные с особенностями формирования навыков, регуляции поведения, эмоциональными реакциями и уровнем выраженности интернет-зависимости. Среди них оказались гены COMT и DRD2, которые связаны в числе прочего с системой дофаминового поощрения мозга.
Учёные факультета «Психология, педагогика и дефектология» ДГТУ» изучают зависимость поведения в сети от генетики человека уже пять лет. Интерес к теме декан факультета Ирина Абакумова объяснила тем, что жизнь всё активнее уходит в онлайн. «Разработка этой темы началась с небольшой рабочей группы, куда входили сотрудники кафедры “Общая и консультативная психология” ДГТУ, – рассказала “Столу” Ирина Абакумова. – Проект поддержал Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), и к нам подключились другие исследователи, создавая возможность системного рассмотрения феномена со стороны когнитивной, генетической и личностной».
В результате исследования учёные выделили три группы людей. Первую группу (RC1) условно назовём «Блогеры». Такие пользователи активны и используют интернет-пространство в прагматических целях: совершают покупки, ищут информацию, пишут посты, комментарии. Вторую (RC3) – «Хомячки». Они, как и «блогеры», –условно конструктивные, но больше потребляют контент, чем его производят. А вот третья группа (RC2) – «Агрессоры», они и представляют общественный интерес. Такие люди проявляют агрессию, тяготеют к провокациям, обсуждению острых тем и контенту порнографического характера. К ним относятся тролли, хейтеры, флеймеры и другие деструктивные интернет-личности.
Интересно, что «блогеры» и «агрессоры» поленезависимы, то есть меньше, чем «хомячки», подвержены контексту информации. Ими труднее манипулировать при помощи визуального ряда, звуков, видео или манеры подачи материала. «Кроме того, пользователи, отличающиеся более высокими показателями поленезависимости, агрессивности и враждебности, предпочитают более активные формы информационного поведения», – сообщила «Столу» Ирина Абакумова. По её словам, данные исследования могут быть положены в основу работы психологов «для профилактики негативных эффектов влияния информатизации общества». Такой работой могут заняться российские психогенетики – специалисты, работающие на стыке психологии и генетики. К примеру, если вовремя оказать психологическую помощь киберагрессору, можно избежать возможных трагедий.
Исследование учёных особенно актуально сегодня, когда уровень тревожности в российском обществе зашкаливает, что выливается в агрессию. Со всеми проблемами и тревогами люди чаще всего идут в интернет, где срывают зло в соцсетях. Как противостоять этой агрессии? По данным опроса ВЦИОМ, эффективным выходом из ситуации почти половина интернет-пользователей считает блокировку обидчика и удаление его из контактов (49 %). 22 % предложили агрессора игнорировать, а 23 % – сообщать в поддержку. Но насколько это решит проблему, если речь идёт о человеческой природе?
«Не всё в человеке можно изучить с помощью расшифровки ДНК, – говорит Илья Захаров, старший научный сотрудник Психологического института РАО. – У человека нет генов алкоголизма или преступности, но есть врождённая степень склонности к агрессии. Как она проявится со временем, во многом зависит именно от воздействия среды». Каким образом сработает тот или иной ген – мы до конца не знаем. В конце концов мы возвращаемся к вечному вопросу о свободе воли: насколько человек идёт на поводу своей биохимии или может делать свой осознанный выбор.