Сахаров в опере

Эдуард Штейнберг в Новой Третьяковке, Мадс Миккельсон в Москино, «Мама» Флориана Зеллера в МХТ имени Чехова и другие культурные события недели в традиционном обзоре «Стола»

Опера «Аскет». Фото: masterbrus.com

Опера «Аскет». Фото: masterbrus.com

Фестиваль актуальной музыки SOUND UP совместно с театром «Практика» и Мастерской Брусникина представляют премьеру документальной оперы «Аскет» композитора Николая Попова в постановке режиссёра Юрия Квятковского.

Опера «Аскет» не пересказывает биографию Сахарова, вместо этого она помогает осмыслить «трагический архетип» человека науки, который дважды  вписал своё имя в историю XX века: сначала как создатель водородной бомбы, затем – как диссидент, осознавший опасность собственного изобретения. Поэтому факты из жизни физика переплетаются с евангельскими сюжетами, античной мифологией и историей монаха Джордано Бруно, некогда ставшего жертвой инквизиции за революционные идеи об устройстве космоса.

В финале заворожённый Вселенной и её тайнами главный герой оказывается в нулевой точке европейской культуры и философии, в пространстве античной трагедии, цикл которой – от Иисуса до Бруно, от Бруно до Аскета – обречён на бесконечные повторения.

Драматические роли исполнят актёры экспериментального театра «Практика» Илья Барабанов, Ирина Петрова, Светлана Макаренко, Виктория Киприянова.

Куда пойти: Музей Москвы.

Адрес: Москва, Зубовский б-р, 2.

Возраст: 18+.

 * * *

В Новой Третьяковке открывается проект, посвящённый Эдуарду Штейнбергу – иконе нонконформизма 1960–1980-х годов, который объединил в своём творчестве актуальные для того времени идеи минимализма с традициями супрематизма, символизма и русской иконописи.

Картина Эдуарда Штейнберга "Голубь". Фото: Государственная Третьяковская галерея
Картина Эдуарда Штейнберга "Голубь". Фото: Государственная Третьяковская галерея

Эдуард родился в Москве 3 марта 1937 года в семье художника Аркадия Штейнберга.

– Благодаря отцу я попал в замечательное интеллектуальное окружение, – вспоминал Эдуард Штейнберг. – В тот момент жизни мне просто повезло. Папе после тюрьмы предписали обосноваться за 101-м километром – он выбрал Тарусу, где жили многие бывшие заключённые, люди исключительные. Они вели философские споры, говорили о Мандельштаме и Цветаевой в то время, когда эти имена ещё нигде не упоминались. Основы рисования были заложены сначала в кружке Дома пионеров, потом по совету отца без устали копировал классиков – Рембрандта, Калло. Много времени проводил на натуре: писал пейзажи, натюрморты. Меня тогда охватило совершенное безумие: работал как ненормальный по пятнадцать часов в сутки. И через несколько лет, в 1961 году, уже выступал на выставках советского искусства.

В середине 60-х годов Штейнберг начинает развивать тему метафизического натюрморта с мотивами камня, рыбы, птицы.  А с начала 70-х годов начинается уже известный многим «геометрический» период творчества, на который решающее влияние оказал супрематизм Малевича.

Где посмотреть: Новая Третьяковская галерея.

Адрес: ул. Крымский Вал, 10.

Возраст: 12+.

* * *

Также в Новой Третьяковке открывается выставка двух выдающихся художников второй половины ХХ века – графика Гурия Захарова и скульптора Татьяны Соколовой.

Картина "Красные папаротники" Гурия Захарова.Фото: Государственная Третьяковская галерея
Картина "Красные папаротники" Гурия Захарова.Фото: Государственная Третьяковская галерея

Скульптуры Татьяны Соколовой (1930–2010) выставляют вместе с графикой Гурия Захарова (1926–1994) не только потому, что они были супругами, но и потому, что творчество авторов было во многом созвучным – как говорится, «на одной волне». Как и многие другие художники, работавшие в период хрущёвской «оттепели», Захаров и Соколова в противовес пресловутой сталинской «лакировке действительности» стремились отобразить в своих работах будничную жизнь, прибегая к не слишком утончённым художественным приёмам. Например, Захаров, создавая многочисленные пейзажи московских районов, сознательно отказался от цвета: его чёрно-белые гравюры создают впечатление фотоснимков, которые фиксируют для истории вовсе не детали жизни, но настроение души.  

Скульптура "Я устала" Татьяны Соколовой. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Скульптура "Я устала" Татьяны Соколовой. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Куда сходить: Новая Третьяковка.

Адрес: Москва, Крымский Вал, 10. 

Возраст: 16+.

* * *

Москино проводит ретроспективу фильмов датского актёра Мадса Миккельсона, ставшего суперзвездой мирового уровня.

Скорее всего, вы знаете Мадса Миккельсона как злодея – например, как лорда Грин-де-Вальда из «Фантастических тварей». Или как людоеда Ганнибала Лектера из сериала «Ганнибал». Или как казначея преступного синдиката из «Казино “Рояль”» о Джеймсе Бонде. Но Мадс Миккельсон блестяще играет в независимом и часто малобюджетном кино. И ретроспектива его фильмов – это отличная возможность открыть для себя актёра с новой стороны. Покажут картины «Рыцари справедливости», «Охота», «Спасение».

Кадр из фильма «Рыцари справедливости». Фото: Film i Väst
Кадр из фильма «Рыцари справедливости». Фото: Film i Väst

Так, одна из наиболее любимых критиками картин – это «Охота» Томаса Винтерберга, которая поднимает сложную и страшную тему травли людей в современном обществе по подложному оговору.

Герой Мадса Лукас только оправляется от развода, живёт спокойной и размеренной жизнью, работая воспитателем детского сада в небольшой датской деревушке. И вот в него влюбляется даже одна из его воспитанниц, маленькая Клара, младшая дочь близкого друга Лукаса – Тео. Однажды она заворачивает в бумагу пластиковое сердечко, кладёт в конверт и в момент игры воспитателя с детьми подбегает к нему и целует в губы, попутно засовывая в карман «подарок». Лукас поспешно отодвигает девочку, а после объясняет ей, что целовать можно только папу и маму, а подарок лучше подарить кому-то из мальчиков. Будучи отвергнутой, Клара мстит предмету своей любви. Клара «стучит» директору детсада, что Лукас до неё домогался. И Лукас, который даже не понимает, что за ребёнок обвинил его в подобных действиях, моментально становится изгоем в обществе. Кто-то убивает его собаку,  другие бьют окна в его доме, в конце концов толпа избивает мужчину до полусмерти. 

В итоге девочка признаётся, что она специально оговорила Лукаса, но это не останавливает травлю. В финале фильма отец девочки мирится с Лукасом и даже приглашает его на охоту, но затем стреляет в него (спойлер: промахнулся и попал в дерево).

Где посмотреть: Москино.

Возраст: 18+.

* * *

МХТ имени Чехова представляет спектакль «Мама» по мотивам драмы Флориана Зеллера в постановке молодого режиссёра Егора Трухина. «Мама» – это пьеса из «семейной трилогии» французского драматурга  («Папа», «Мама», «Сын»). Пьеса рассказывает о женщине на грани нервного срыва: дети выросли и живут своей жизнью, а муж заметно отдалился. Героиня не знает, кто она и что ей делать, будущее пугает, а настоящее как будто ускользает от неё.

Спектакль «Мама». Фото: Еватерина Цветкова / mxat.ru

Спектакль создан в рамках «Лаборатории режиссёрских дебютов» – совместного проекта МХТ и фестиваля «Уроки режиссуры» (Биеннале театрального искусства).

Где посмотреть: МХТ имени Чехова.

Адрес: Москва, Камергерский пер., 3.

Возраст: 16+.

* * *

Всероссийский музей декоративного искусства представляет выставку «Воздух» – более сотни экспонатов, созданных на Ленинградском заводе художественного стекла (этот завод, основанный Верой Мухиной, Алексеем Толстым и Николаем Качаловым, работал с 1940-го по 1997 годы).

Экспонат выставки «Воздух». Фото: damuseum.ru
Экспонат выставки «Воздух». Фото: damuseum.ru

Куда пойти: Всероссийский музей декоративного искусства.

Адрес: Москва, ул. Делегатская, 3.

Возраст: 0+.

Читайте также