О чем же в этом году хочет поговорить с нами дедушка «Оскар»? Основная и самая очевидная тема – борьба за права женщин. На фоне громкого дела продюсера Харви Вайнштейна, которого обвиняют в многочисленных сексуальных домогательствах, и поднявшейся волны против харассмента, а также, видимо, против президентства Дональда Трапма, у которого явно не женский электорат, — на этом фоне женщины объединились и начали во всеуслышание заявлять о неравенстве полов и о своих правах. Более 300 американок, занятых в сфере кино, театре и телевидения, основали движение TIME'S UP, призванное оказывать поддержку жертвам сексуальных домогательств и дискриминаци на рабочих местах. Конечно, «Оскар» не мог обойти эту тему стороной.
Среди номинантов действительно очень много фильмов, где в центре сюжета - сильные женщины, борющиеся каждая за свою идею.
Статуэтку за главную женскую роль прочат Фрэнсис МакДорманд, сыгравшей в фильме талантливого ирландского режиссера и драматурга Мартина МакДона «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Ее героиня борется с равнодушием общества, несправедливостью и бездействием властей. И в попытке заставить полицию найти убийцу дочери заказывает три билборда с провокационными надписями. Не менее интересны сюжетные линии и других персонажей: их мотивации, поступки, развитие. Особенность фильма Макдона как раз в том, что история каждого героя настолько полноценная и завершённая, что могла бы быть отдельным фильмом. Например, история персонажа Сэма Рокуэлла (номинанта на «Оскар» за мужскую роль второго плана), который из инфантильного, импульсивного расиста на глазах зрителей постепенно превращается в сдержанного, хорошего полицейского. Но в центре сюжета главная героиня, и довольно показательно то, что в итоге она нисколько не меняется и не подстраивается под обстоятельства, а общество меняется под нее, доказывая ее безоговорочную правоту. И это определённый намек на место и роль женщины в мире.
В фильме Гельермо дель Торо «Форма воды», который поборется за «Оскар» с шедевром МакДона, в центре повествования также женщина, влюбившаяся в существо вроде человека-амфибии, которого она спасает из рук мужчин – ученых, агентов спецслужб, генералов и т.д. Гельермо дель Торо, любитель привносить сказку в суровую реальность, практически пересказывает распространенный сюжет о рыцаре, спасающем прекрасную принцессу, только в данном случае роль сильного рыцаря достается немой, одинокой уборщице в каком-то научном центре США.
«Тоня против всех» еще один фильм с яркой героиней в центре сюжета, которую исполняет Марго Робби. Фильм основан на истории фигуристки Тони Хардинг, простой, немного вульгарной девчонки из провинции, которая становится знаменитой спортсменкой, преодолевая несправедливое отношение родных, коллег, общественности. Это один из любимейших сюжетов киноакадемии – история преодоления героем преград на своем пути. Однако в этом случае «Оскар» отыгрывает еще одну актуальную в связи (с прошедшей Олимпиадой) тему – цену успеха в спорте. Из-за Олимпиады, кстати, пришлось сдвинуть дату проведения церемонии на март.
В фильме известного сценариста и теперь уже режиссера Аарона Соркина «Большая игра», номинированном на «Лучший адаптированный сценарий», в центре внимание амбициозная, успешная Молли Блум. Она занимается не просто бизнесом, а жестким нелегальным игровым бизнесом, который, казалось бы, не для хрупкой молодой женщины. Но героиня делает это блистательно, хладнокровно расправляясь со всеми мужчинами, стоящими у нее на пути.
Помимо тематического подбора фильмов, где в основном в центре сюжета женщины, интересен тот факт, что в этом году за золотую статуэтку в номинации «лучший режиссер» сражается Грета Гервиг — пятая в истории кинопремии женщина, претендующая на премию «Оскар». И самый молодой режиссер в истории в этой номинации. А за звание «лучший оператор» впервые борется женщина — Рейчел Моррисон (фильм «Ферма "Мадбаунд"»).
К слову, фильм Греты Гервиг «Леди Берд» тоже про женщину, точнее про девочку, бунтующую по поводу и без. Это довольно милое, ироничное, хорошо снятое кино о становлении личности современного подростка, о первых ошибках, о выборе пути, об отношениях с родителями и сверстниками. Однако это один из немногих современных фильмов (а, может, и единственный), где так детально, честно и даже откровенно показано становление именно девочки, со всеми, иногда интимными, девчачьими проблемами. И, конечно, возникает мысль, что попал он на «Оскар» во многом благодаря накалу страстей вокруг борьбы за женские права.
Вторая тема, которая уже не первый год, присутствует на «Оскаре», — тема однополой любви. Так или иначе она звучит в сюжете многих картин-номинантов: и в той же «Леди Берд», и в «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», но в одной из них тема гомосексуализма выходит на первый план. Это картина «Зови меня своим именем» итальянского режиссера Лука Гуаданьино. Фильм номинирован по четырем категориям (в том числе «Лучший режиссер» и «Лучший фильм»). Это одна из немногих работ в этом году, где история построена вокруг героев мужского пола. Сюжет довольно простой: 17-летний итальянский юноша из хорошей семьи влюбляется в красивого, харизматичного американского профессора, приехавшего погостить у родителей. Чем фильм привлекает внимание, помимо роскошных итальянских пейзажей, так это тем, что в нем тема однополой любви показана под другим углом. Через нее передается проблема воспитания чувств и в этом совершенно нет никакой трагедии, которую зритель привык видеть в подобных фильмах. А это значит, что отношение к теме в обществе меняется, и можно сказать, что в Голливуде она перестает ассоциироваться с угнетением и нетерпимостью.
Третья тема еще более «стара», чем предыдущая. Это тема расизма. Скандалов, связанных с тем, что на «Оскаре» редко представлены или награждаются темнокожие деятели кино, каждый год достаточно. Апогеем этой долгой истории стал все тот же «Лунный свет», победивший в том году. Безусловно, в США в целом эта тема довольно сложная и острая, и каждый год выходит множество фильмов так или иначе затрагивающих ее. В этом году можно выделить две картины — номинанта на «Оскар», посвященные проблеме расизма.
Первая — фильм «Прочь» — самый нестандартный участник этой оскаровской гонки. Малобюджетный, то ли ужастик, то ли триллер, то ли комедия. Парень едет знакомиться с родителями девушки, а попадает в ку-клукс-клан в современной интерпретации. Такой, на первый взгляд, стебный фильм, поднимает, однако, серьезную проблему: поверхностная толерантность и формальное равноправие не исключают того, что в недрах общества все еще процветают расистские настроения.
Второй фильм — «Ферму „Мадбаунд“» — можно назвать темной лошадкой этого года. Об этом фильме довольно мало говорили до фестиваля, тем не менее он получил четыре номинации. Действие разворачивается в 1946 году, герой перевозит свою семью из города на принадлежащую отцу хлопковую ферму на юге страны, где темнокожих еще называют «цветными». Здесь тема расовых предрассудков и борьбы за права афроамериканцев тонко вплетается в историю простых человеческих отношений и семейных конфликтов.
Естественно, «Оскар» не обходит вниманием и вечные гуманитарные темы: пацифизм, гуманизм, гражданскую ответственность и т.д. В этом году за них отвечают в основном Кристофер Нолан с «Дюнкерком», Стивен Спилберг с «Секретным досье» (ведь «Оскар» не «Оскар» без Стивена Спилберга, Мэрил Стрип и Тома Хэнкса, а тут они еще и работали над одной картиной), Джо Райт с «Темными временами», где роль великого Уинстона Черчилля исполняет Гари Олдман, в чьей победе в номинации «лучший актёр», видимо, уже никто не сомневается, хотя на «Оскаре» бывает всё.
Академия кинематографических искусств и наук, члены которой как раз и отбирают номинантов, была основана в 1927 году. Тогда в ее состав входило всего 36 человек, сейчас она насчитывает свыше 8 тыс. деятелей кино. Среди них актеры, режиссеры, продюсеры, дизайнеры и другие профессионалы в сфере кинопроизводства. Все они поделены на 17 гильдий в зависимости от специальности. При этом большая часть имён экспертной комиссии держится в секрете.
Голосование состоит из двух этапов. В ходе первого каждая гильдия рассматривает фильмы в своей профессиональной номинации. В ходе второго члены Академии могут оставить свой голос во всех категориях. Вероятность ангажированного выбора возрастает именно на этом этапе. К тому же невозможно контролировать, посмотрят члены Академии все представленные фильмы или будут голосовать, просто прочитав рецензии и посмотрев трейлер.