Результат работы хорошего художника по гриму зритель никогда не заметит: молодая актриса превратится в пожилую родственницу, симпатичный мужчина – в грозного волшебника, а кровь дуэлянтов может напугать зрителей даже из первых рядов.
В отличие от макияжа, грим не убирает недостатки, а раскрывает режиссёрский замысел. Гример наравне со всеми участниками спектакля изучает сценарий, разрабатывает образ, работает в плотной связке с костюмерами и осветителями. Часто художник выступает в роли постижёра – изготавливает парики, шиньоны, бороды и усы.
В зависимости от сложности грим может занимать от 15 минут до 5–6 часов, поэтому на рабочем столе должно быть всё необходимое для разных спектаклей и образов.
Обычно работа начинается с укладки парика, если он предусмотрен в спектакле. Это позволяет сэкономить время актёрам. На столе всегда стоит коробка со шпильками, невидимками и расчёсками, а на зеркалах висят ленты, на которые парики сажаются на причёску. Это старый способ – в кино его уже не используют, а для театра очень удобно. На этом создание причёски не всегда заканчивается: у гримёра под рукой краска для седины, клей для ресниц и бород, блёстки разных цветов, несколько оттенков моментальной краски для волос, лаки и гели.
Дальше художник переходит к работе с лицом, и здесь больше сходства с арсеналом визажиста. В каждой театральной гримёрке должны быть тоники, увлажняющие крема, пять оттенков тонального крема, пудра, корректоры, помада и карандаши. Ресницы и брови обрабатывают репейным маслом, иногда как закрепитель используют вазелин. Затем наносят грим в несколько этапов: аквагрим, жирный грим, для особенных ролей используют имитацию крови и сверху применяют фиксатор. Современные гримёры всё чаще прибегают к моделирующим мостикам – специальным лентам, подтягивающим кожу.
Иногда на столе опытного художника по гриму можно найти баночку с жжёной пробкой. Удивительно, но в театральном гриме вещь очень полезная. Пробкой гримировали ещё до революции, но и сегодня её периодически используют для окрашивания бровей, ресниц и усов. Многие поколения артистов разводили пробку в пиве, чтобы сделать «блэкфейс» – имитацию тёмного тона кожи.
Раньше гримёрку можно было узнать по прямоугольному зеркалу с яркими круглыми лампочками по периметру. Сейчас времена изменились, и художники часто используют двойные зеркала и круговую лампу. Но стол гримёра, пусть и самый простой, спутать ни с каким другим столом теперь не получится. Вы всегда узнаете его по обилию красок, кистей и жжёной пробке.