А Веничка выйдет?

Усы Петра Великого, столетие джаза на ВДНХ, Beat Film Festival в Москве, недетские спектакли в Московском театре кукол, выставка памяти Александра Липницкого, портреты великих в Музее русского импрессионизма – все самые важные премьеры недели в обзоре «Стола»

Спектакль «Москва-Петушки». Фото: mdktk.ru

Спектакль «Москва-Петушки». Фото: mdktk.ru

Одно их главных культурных событий этого лета – Московский джазовый фестиваль на ВДНХ, посвящённый 100-летию российского джаза. Дело в том, что в музыкальных кругах принято считать, что история этой музыки на наших широтах берёт свое начало с первого концерта, который дал в зале ГИТИСа «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр – джаз-банд Валентина Парнаха».

Сам Валентин Парнах был для тогдашней Москвы личностью легендарной. Революцию он встретил в Париже, будучи студентом Сорбонны. Также он был одним из активных членов Русского поэтического общества, переводил русских поэтов на французский и вел просветительскую деятельность. Летом 1921 года он оказался в парижском казино «Трокадеро», где выступали гости из США – джазовый коллектив Луиса Митчелла. Услышанное перевернуло весь мир Парнаха, и он решил отныне заниматься только джазом. В свою джазовую революцию он решил посвятить и жителей самой революционной страны – в то время еще РСФСР. В образе пророка новой музыки Парнах вернулся в Москву и создал собственный джаз-бэнд, буквально заражая знакомых музыкантов и слушателей своей кипучей энергией, для которой, казалось, не было никаких преград.

Валентин Парнах. Фото: Тео ван Дусбург/Нидерландский институт истории искусств
Валентин Парнах. Фото: Тео ван Дусбург/Нидерландский институт истории искусств

Кстати, именно Валентину Парнаху мы обязаны и названием новой музыки, которую немцы «яц», французы – «шац», а сами американцы ещё даже не определились в названии, но Парнах решил довериться гению Митчелла и русифицировал его термин «джаз».

Итак, всю неделю на Центральной аллее ВДНХ будут проходить концерты ведущих коллективов и исполнителей со всей страны – лауреатов Всероссийского конкурса молодёжных коллективов и популярных российских джазменов. 

Также 16 июня на ВДНХ можно увидеть совместный проект ВДНХ и Фонда Бельканто в формате Open Air. Камерный оркестр «Belcanto-Orchestra» исполнит шедевры мировой киномузыки – симфонические хиты из фильмов «Интерстеллар», «Унесённые призраками», «Джеймс Бонд», «Реквием по мечте».

А 18 июня в Зелёном театре ВДНХ пройдёт единственный концерт одного из старейших джаз-бэндов на постсоветском пространстве — Государственного джазового оркестра Армении и джазового пианиста Левона Малхасяна.

Куда пойти: ВДНХ

Возраст: 16+.

* * *

Кроме того, с 11 по 13 июня на ВДНХ в честь Дня России проходит первый фестиваль путешествий по нашей необъятной родине – «Подорожник». На три дня территория ВДНХ превратится в палаточный лагерь из 16 шатров. Пять центральных палаток будут символизировать пять основных направлений для путешествий по России: Дальний Восток, Чёрное море, Санкт-Петербург, Арктика и Центральный федеральный округ. Гости фестиваля увидят известные природные и культурные достопримечательности российских регионов, а также познакомятся со специалитетами местной кухни, сведения о которых не всегда попадают в туристические путеводители.

Куда пойти: ВДНХ

Возраст: 6+.

* * *

Ещё одно важное культурное событие этого лета – празднование 350-летия первого российского императора государя Петра Великого. На ВДНХ в павильоне «Россия – моя история» открылась мультимедийная выставка-погружение «Пётр I. Рождение империи», а вот в Историческом музее воссоздали «кабинет редкостей» и детали судьбоносных поездок первого российского императора.  В пространстве новой выставки собрано почти 350 экспонатов, связанных с двумя поездками государя в европейские страны – Великим посольством 1697–1698 гг. и Вторым путешествием 1716–1717 гг.

Экспозиция состоит из 6 разделов, посвящённых маршруту и деталям путешествий Петра I, интересу государя к современным техническим и научным знаниям, а также международной ситуации в Европе конца XVII – начала XVIII века.

Куда пойти: Исторический музей

Адрес: Москва, Красная площадь, 1

Возраст: 6+.

* * *

К 350-летию со дня рождения Петра Великого свою экспозицию подготовила и Государственная Третьяковская галерея. Посчитав, очевидно, что о личности государя-реформатора уже и так сказано всё, что только возможно, кураторы выставки решили обратить внимание публики на самую малоисследованную сторону жизни русского царя – а именно уходу за растительностью на лице Петра Алексеевича, который, к слову, и сам испытывал повышенный интерес к волосяному покрову лиц своих бояр, насильно заставляя оных бриться и стричься.

Что ж, как говорится, unicuique secundum opera eius.

Ч. Кинг «Портрет Петра I». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Ч. Кинг «Портрет Петра I». Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Представленные на выставке изображения показывают эволюцию усов правителя по мере его взросления, развития личности, изменения его статуса и роли в мире, а также в зависимости от настроения и состояния здоровья, моды и круга общения, – говорится в пресс-релизе выставки, на которой представлено около 30 произведений живописи, графики, скульптуры, несколько книг. Также организаторы обещают подготовить некое научно-популярное издание, посвящённое усам императора и сбритым боярским бородам. Надеемся, будет интересно.

Куда пойти: Государственная Третьяковская галерея

Адрес: Москва, Лаврушинский переулок, 10

Возраст: 6+.

* * *

19 июня в Москве стартует Beat Film Festival – ежегодный фестиваль документального кино.

Главный «гвоздь» фестиваля – «Кубрик о Кубрике», фильм-байопик о творчестве гениального режиссёра Стэнли Кубрика, который вообще-то не любил давать интервью и объяснять свои фильмы. Он жил затворником в своём доме под Лондоном, съёмки старался проводить неподалеку, на киностудии в Боремвуде, и даже перед большими американскими премьерами мог игнорировать журналистов. Но с кинокритиком Мишелем Симаном, в 1968 году написавшим первый большой текст о Кубрике на французском языке, режиссёр разговаривал – и не единожды, а много раз на протяжении двадцати лет. На основе этих бесед Симан написал книгу «Кубрик», а их никогда прежде не публиковавшиеся аудиозаписи легли в основу документального фильма Грегори Монро.

Стэнли Кубрик во время съемок фильма «Космическая одиссея 2001 года». Фото: ARTE LLC
Стэнли Кубрик во время съемок фильма «Космическая одиссея 2001 года». Фото: ARTE LLC

В итоге получилась картина, полная интересных деталей и баек. Выясняется, например, что, вопреки расхожему мнению, Кубрик не всегда был противником импровизаций: так, во время съемок «Космической одиссеи» и «Заводного апельсина» некоторые ключевые моменты команда вместе с режиссером придумывала прямо на площадке.

«Хитом» фестиваля станет киноистория о том, как обычный подросток из Флориды Джасей Онфрой завёл на SoundCloud аккаунт под именем XXXTentacion, начал выкладывать в сеть свой рэп, стал одним из самых прослушиваемых исполнителей на планете, но по причине неизлечимого ментального заболевания покончил с собой на самом пике популярности, в возрасте 20 лет.

«Бумеров» же можно позвать на кино Алессандро Мелаццине, который после скандального фильма о порно-звезде Чиччолине решил снять фильм о не менее сексуальной поп-диве 80-х Сабрине. И снял в итоге удивительное исследование о мире  итало-диско, который за танцевальной синтезаторной музыкой увидел тоску всего человечества по лёгкой и беззаботной жизни в самые тяжёлые годы.

Вне всякого сомнения зрителя заинтересует и «Атлантида» – красивая драма о молодости в самом красивом городе мира – в Венеции. Правда, сам город показан с удивительной стороны – Даниеле чуть больше двадцати, и он живет на островке на отшибе Венецианской лагуны. Там нет ни туристов, ни аперитивов, ни звездных биеннале, а есть огороды, скука и работа гондольером. Единственное, что интересует венецианскую молодежь – это вечное соревнование, кто мощнее прокачает свою моторную лодку, чтобы вырваться вперёд в ночных гонках по акватории, которые сопровождаются рейв-вечеринками на берегу островов лагуны. Снял кино режиссер Юрий Анкарани — известный итальянский видеохудожник, и поэтому каждый кадр можно заключить в раму и выставлять в галерее: здесь вам и закаты над лагуной, и ночные гонки по каналам, и отблески неона на юных лицах.

Афиша «Атлантида». Фото: Centre National de la Cinématographie
Афиша «Атлантида». Фото: Centre National de la Cinématographie

В этом году фестиваль пройдёт сразу на 6 площадках, подробности фестивальной программы читайте на официальном сайте.

Возраст: 18+.

* * *

Июнь в Московском театре кукол посвящён подросткам: с 14 по 23 июня театр будет показывать проект «Пытливым отрокам» – серию молодежных спектаклей, созданных в актерской Лаборатории МТК. NEXT, которую курируют режиссёр Наталья Пахомова и театровед Алексей Гончаренко. Расписание фестиваля смотрите здесь. 

Но, кажется, наибольший зрительский интерес вызовет постановка специального гостя фестиваля – недавняя премьера Московского Детского Камерного театра кукол, где поставили поэму Венички Ерофеева «Москва-Петушки» (который, к слову, в афишах самого театра значится как «18+»).

В самом деле, вряд ли алкоголика-интеллектуала, едущего из столицы на станцию Петушки к любовнице и сыну, а по дороге напившегося до галлюцинаций, можно назвать героем подросткового романа. Венедикт Ерофеев написал знаменитую постмодернистскую поэму в 1969 году, но в полном виде она увидела свет в печати только на 20 лет позже. И сразу стала символом страны, эпохи, советского безвременья, а сама поэма – энциклопедией русского пьянства, поваренной книгой коллективного бессознательного и сборником философских цитат. Именно из-за «вкусного» и забористого ерофеевского текста к постановке «Москва-Петушки» долго не могли приступить – в самом деле, как перенести на сцену историю о бесконечной игре в сику или о приходах, вызванных «Ханаанским бальзамом» и «Сучьим потрохом»?

Но потом негласное табу было прорвано – впервые «Москва–Петушки» в Челябинске поставили ещё в начале нулевых в «Манекене», и этот спектакль идёт до сих пор. Затем спектакль поставили в челябинском Камерном театре, где за эксперимент взялся питерский режиссёр Алексей Янковский, который уже адаптировал поэму Ерофеева для сценической постановки в Финляндии.

Спектакль «Москва-Петушки». Фото: mdktk.ru
Спектакль «Москва-Петушки». Фото: mdktk.ru

И вот теперь Ерофеева ставит кукольный театр, что само по себе уже, как бы выразился один из героев поэмы, «трансцендентально».   

Вот строки из рецензии на спектакль из «Петербургского театрального журнала»: «Режиссёра Игоря Казакова почти не интересует поэзия стрёмных коктейльных рецептов, он не увлекается “синькой” и характерностью. Художники Екатерина Шиманович и Сергей Ашуха “выносят” на сцену чистые прозрачные бутылки с головами-пробками – в постановке “Москва – Петушки” нельзя обойтись без бутылок. Здесь они персонажи, а не реквизит. Типичные герои анекдотов на сцене театра кукол выглядят стильно и не делятся при этом на пустых и полных... Местом действия спектакля, его сценографическим пространством оказывается не электричка, а подъезд со сплошной стеной почтовых ящиков зелёного бутылочного цвета. Конечно, их строй напоминает длинный ряд вагонов. И при том, что это проходное место, советское значение “почтового ящика” как закрытого города — важная ассоциация...»

Куда пойти: Московский театр кукол

Адрес: Москва, ул. Спартаковская, 26/30

Возраст: 12+.

* * *

В центре дизайна Artplay пройдёт летний фестиваль самобытной керамики Local Ceramics Fest – семейный праздник для творческих личностей. Мастера-керамисты со всей России представят посуду ручной работы, украшения, интерьерную керамику, лампы, вазы, барельефы и много других рукотворных шедевров. Гости фестиваля смогут принять участие в мастер-классах: поработать за гончарным кругом, расписать фигурки, заняться ручной лепкой. Кроме керамистов свои работы представят мастера из других областей – ювелиры, дизайнеры одежды, мыловары, художники.

Фото: vk.com/localceramics
Фото: vk.com/localceramics

Куда пойти: Artplay

Адрес: Москва, Нижняя Сыромятническая ул., 10

Возраст: 8+.

* * *

Александр Липницкий – известный рок-музыкант и один из отцов-основателей рок-группы «Звуки Му», помимо всего прочего был ещё и страстным собирателем русских икон. А также и верным другом Музея имени Андрея Рублева, который не раз инициировал крупные и резонансные выставочные проекты. В нынешнем году Александр Липницкий собирался к своему 70-летию организовать в Музее Рублева большую выставку из частных собраний. К сожалению, в 2021 году Александра Липницкого не стало. В память о музыканте сотрудники музея решили организовать выставку за него.

На выставке можно увидеть как иконы из его собственного собрания, которое он называл «моя нарядная коллекция», так и экспонаты из Собрания русских икон при поддержке Фонда апостола Андрея Первозванного, где он последние годы работал над формированием коллекции. Помимо этого, на выставке можно будет увидеть связанные с Александром Липницким мемориальные предметы, в том числе его концертную бас-гитару, редкие фотографии известных рок-музыкантов, а также работы современных художников из его окружения.

Куда пойти: Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Адрес: Москва, Андроньевская пл., 10

Возраст: 18+.

* * *

На выставке в Музее русского импрессионизма собраны портреты и автопортреты художников конца ХIХ – начала ХХ века. В это время одновременно существовало множество противоборствующих художественных направлений, что привело к экспериментам в изображении людей. В экспозицию вошли реалистические, импрессионистические, символистские, кубистические портреты, которые отражают разные «точки зрения» на изображения одних и тех же личностей. Особенно любопытно проследить сходства и различия между тем, как художники изображали себя сами и их представляли современники. Среди экспонируемых портретов — работы Ильи Репина, Бориса Кустодиева, Роберта Фалька, Зинаиды Серебряковой, Александра Родченко и других.

Александр Головин «Автопортрет». Фото: Музей русского импрессионизма
Александр Головин «Автопортрет». Фото: Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма

Москва, Ленинградский просп., 15, стр. 11

Возраст: 12+.

* * *

Кстати, напоминаем, что согласно распоряжению Департамента культуры города Москвы № 152 в Москве в 2022 году раз в месяц проводится акция по обеспечению бесплатного входа в столичные музеи «Московская музейная неделя». В июне «Музейная неделя» проходит с 13 по 19 июня – в это время многие музеи и выставочные залы работают бесплатно. Например, в понедельник можно бесплатно сходить в Музей-панораму «Бородинская битва» и в музей «Старый Английский двор», что в парке Зарядье, во вторник – в Музей ГУЛАГа и в Мультимедийный комплекс актуальных искусств. Подробности акции смотрите на официальном сайте.

Возраст: 6+.

 

Читайте также